Память (точнее ее параметры) штука сложная, если не собираешься подробно разбираться в теме, то лучше и не запаривайся.
Базовые знания:
3600 на сегодняшний день оптимальная частота (с учетом стоимости), для Ryzen 5000 разумный максимум 3800, дальше работа на полной скорости не гарантирована из-за привязки частоты внутренней шины Infinity Fabric к частоте памяти. От 3200 ты в принципе тоже страдать не будешь - разница в производительности между 3200 и 3800-4000 варьируется от приложения к приложению и в целом не критична - в большинстве игр укладывается в 2-6%, а вот экономия в деньгах заметна. Главные бенефициары высокой частоты оперативки - архиваторы. Бренд плашек особого значения не имеет, ключевая часть оперативки - это сами чипы памяти, а их производит всего три с половиной компании - Samsung, Micron и SK Hynix (а также Nanya, но ее встретить куда сложнее). Сами бренды-производители просто закупают у них чипы, тестируют их, распаивают на плашках и отгружают. Откровенных бракоделов, если не считать китайских ноунеймов, на рынке нет, и память с одинаковыми характеристиками от разных брендов будет работать совершенно одинаково - такова ее сущность. Помимо частоты, у памяти существуют так называемые тайминги, определяющие внутренние задержки при обмене данными. Есть первичные тайминги, их чаще всего можно увидеть группой из 4 чисел вроде 16-18-18-36. Есть вторичные, но их ты не узнаешь, пока не войдешь в BIOS материнки уже после того, как купил и установил память в компьютер. Выставляются они материнской платой автоматически, и скорее всего ты никогда в жизни их трогать не будешь (если только не увлечешься разгоном памяти). Ключевой тайминг - первое число, CL (в вышеприведенном примере 16). Задержка первичной передачи данных внутри памяти в наносекундах вычисляется по формуле "1000÷частота памяти×2×CL". Для DDR4 3600CL16 это 1000/3600*2*18=10 нс. Чем меньше, тем лучше (и дороже). Далеко не всегда память с более высокой частотой будет лучше/производительней в играх, потому что низкие задержки тоже играют свою роль. 3200CL14 в играх (и многих рабочих приложениях) покажет себя лучше, чем 3600CL18. После первого включения компьютера нужно зайти в BIOS и активировать XMP-профиль (у AMD часто называется DOCP, но суть та же) памяти, чтобы она начала работать с заявленными характеристиками - иначе выставятся очень низкопроизводительные стандартные параметры вроде 2133CL18, а ты и знать об этом не будешь.
Дополнительные знания:
У каждого производителя есть различные типы памяти, по-разному определяющие пределы производительности (одновременного сочетания высокой частоты и низких таймингов) - например, у Samsung есть B-die (в общем-то самые производительные и желанные в пека-сообществе), E-die, C-die, у Micron - Rev. E, Rev. B и т.д. (совпадение букв с самсунгом не означает сопоставимые характеристики, просто они решили так называть). Выяснить, какие чипы стоят в твоей оперативке, до покупки, зачастую сложно - производители стараются не особо раскрывать эту информацию, иначе бы все гнались за би-даем и не покупали бы прочие, хотя они тоже могут быть более чем достаточными. Частота у памяти есть фактическая (от 1066 до 2000+ МГц) и эффективная - та, что ты видишь чаще всего - 2133, 3200, 3600, но на самом деле это не мегагерцы, а мегатрансферы в секунду: это напрямую связано с термином DDR - double data rate, подразумевающим, что за один такт (герц) происходит передача двойного объема данных, в отличие от некогда существовавшего SDR.
Вот Infinity Fabric привязывается как раз к реальной частоте памяти и равна ей, но только до определенных пределов: обычно 1800-1850 МГц, если повезет с контроллером - 1900 МГц, если очень сильно повезет - до 2000 МГц. Если не повезет, и контроллер частоты берет только, к примеру, 1800 МГц, а память у тебя 2000 реальных МГц (и 4000 эффективных), то процессор станет с ней работать, но для Infinity Fabric выставит множитель 1:2, и шина будет работать на частоте 1000 МГц, что существенно снизит скорость обмена данными внутри процессора и снизит его производительность.
Спасибо за столь подробное разъяснение про память! Зная про важность CL, я куда лучше теперь смогу подобрать наилучший вариант себе, а то сначала исключительно на частоту внимание обращал
Вот Infinity Fabric привязывается как раз к реальной частоте памяти и равна ей, но только до определенных пределов: обычно 1800-1850 МГц, если повезет с контроллером - 1900 МГц, если очень сильно повезет - до 2000 МГц. Если не повезет, и контроллер частоты берет только, к примеру, 1800 МГц, а память у тебя 2000 реальных МГц (и 4000 эффективных), то процессор станет с ней работать, но для Infinity Fabric выставит множитель 1:2, и шина будет работать на частоте 1000 МГц, что существенно снизит скорость обмена данными внутри процессора и снизит его производительностьЗвучит как серьезная проблема. Как с этим не столкнуться?
Память (точнее ее параметры) штука сложная, если не собираешься подробно разбираться в теме, то лучше и не запаривайся.
Базовые знания:
3600 на сегодняшний день оптимальная частота (с учетом стоимости), для Ryzen 5000 разумный максимум 3800, дальше работа на полной скорости не гарантирована из-за привязки частоты внутренней шины Infinity Fabric к частоте памяти. От 3200 ты в принципе тоже страдать не будешь - разница в производительности между 3200 и 3800-4000 варьируется от приложения к приложению и в целом не критична - в большинстве игр укладывается в 2-6%, а вот экономия в деньгах заметна. Главные бенефициары высокой частоты оперативки - архиваторы.
Бренд плашек особого значения не имеет, ключевая часть оперативки - это сами чипы памяти, а их производит всего три с половиной компании - Samsung, Micron и SK Hynix (а также Nanya, но ее встретить куда сложнее). Сами бренды-производители просто закупают у них чипы, тестируют их, распаивают на плашках и отгружают. Откровенных бракоделов, если не считать китайских ноунеймов, на рынке нет, и память с одинаковыми характеристиками от разных брендов будет работать совершенно одинаково - такова ее сущность.
Помимо частоты, у памяти существуют так называемые тайминги, определяющие внутренние задержки при обмене данными. Есть первичные тайминги, их чаще всего можно увидеть группой из 4 чисел вроде 16-18-18-36. Есть вторичные, но их ты не узнаешь, пока не войдешь в BIOS материнки уже после того, как купил и установил память в компьютер. Выставляются они материнской платой автоматически, и скорее всего ты никогда в жизни их трогать не будешь (если только не увлечешься разгоном памяти).
Ключевой тайминг - первое число, CL (в вышеприведенном примере 16). Задержка первичной передачи данных внутри памяти в наносекундах вычисляется по формуле "1000÷частота памяти×2×CL". Для DDR4 3600CL16 это 1000/3600*2*18=10 нс. Чем меньше, тем лучше (и дороже).
Далеко не всегда память с более высокой частотой будет лучше/производительней в играх, потому что низкие задержки тоже играют свою роль. 3200CL14 в играх (и многих рабочих приложениях) покажет себя лучше, чем 3600CL18.
После первого включения компьютера нужно зайти в BIOS и активировать XMP-профиль (у AMD часто называется DOCP, но суть та же) памяти, чтобы она начала работать с заявленными характеристиками - иначе выставятся очень низкопроизводительные стандартные параметры вроде 2133CL18, а ты и знать об этом не будешь.
Дополнительные знания:
У каждого производителя есть различные типы памяти, по-разному определяющие пределы производительности (одновременного сочетания высокой частоты и низких таймингов) - например, у Samsung есть B-die (в общем-то самые производительные и желанные в пека-сообществе), E-die, C-die, у Micron - Rev. E, Rev. B и т.д. (совпадение букв с самсунгом не означает сопоставимые характеристики, просто они решили так называть). Выяснить, какие чипы стоят в твоей оперативке, до покупки, зачастую сложно - производители стараются не особо раскрывать эту информацию, иначе бы все гнались за би-даем и не покупали бы прочие, хотя они тоже могут быть более чем достаточными.
Частота у памяти есть фактическая (от 1066 до 2000+ МГц) и эффективная - та, что ты видишь чаще всего - 2133, 3200, 3600, но на самом деле это не мегагерцы, а мегатрансферы в секунду: это напрямую связано с термином DDR - double data rate, подразумевающим, что за один такт (герц) происходит передача двойного объема данных, в отличие от некогда существовавшего SDR.
Вот Infinity Fabric привязывается как раз к реальной частоте памяти и равна ей, но только до определенных пределов: обычно 1800-1850 МГц, если повезет с контроллером - 1900 МГц, если очень сильно повезет - до 2000 МГц. Если не повезет, и контроллер частоты берет только, к примеру, 1800 МГц, а память у тебя 2000 реальных МГц (и 4000 эффективных), то процессор станет с ней работать, но для Infinity Fabric выставит множитель 1:2, и шина будет работать на частоте 1000 МГц, что существенно снизит скорость обмена данными внутри процессора и снизит его производительность.
Спасибо за столь подробное разъяснение про память! Зная про важность CL, я куда лучше теперь смогу подобрать наилучший вариант себе, а то сначала исключительно на частоту внимание обращал
Это нужно в faq на сайт куда-нибудь закинуть
Вот Infinity Fabric привязывается как раз к реальной частоте памяти и равна ей, но только до определенных пределов: обычно 1800-1850 МГц, если повезет с контроллером - 1900 МГц, если очень сильно повезет - до 2000 МГц. Если не повезет, и контроллер частоты берет только, к примеру, 1800 МГц, а память у тебя 2000 реальных МГц (и 4000 эффективных), то процессор станет с ней работать, но для Infinity Fabric выставит множитель 1:2, и шина будет работать на частоте 1000 МГц, что существенно снизит скорость обмена данными внутри процессора и снизит его производительностьЗвучит как серьезная проблема. Как с этим не столкнуться?