Почему это классика: «400 ударов» Франсуа Трюффо?

Почему это классика: «400 ударов» Франсуа Трюффо?

Текст рецензии

Почему фильм Франсуа Трюффо «400 ударов» считается классикой мирового кино? Почему поныне его помнят? История этого фильма неразрывно связана с таким течением в кинематографе 50-60 годов, как «французская новая волна». «400 ударов» стал фильмом, который начал период господства «новой волны» на киноэкранах и стал воплощённым манифестом этого течения в кинематографе. Однако, в чем же заключается новаторство данной картины?

Почему это классика: «400 ударов» Франсуа Трюффо?

Во-первых, сам Трюффо стал режиссером только после «400 ударов», и все герои того времени вроде Жана-Люка Годара и Клода Шаброля были сначала кинокритиками в журнале «Кинозаписки» (Les Cahiers du cinéma), под опекой выдающегося теоретика и историка кино Андре Базена. Главным же врагом деятели «новой волны» выбрали себе именно тогдашнее французское студийное кино, которое они с презрением называли «родительским кино». Они клеймили его за безыдейность, наигранность и фальшивость. Оно казалось им жалким компромиссом между студией и режиссером. Хотя сам Базен, как теоретик этого направления, не снял ни одного фильма, но уже его ученики и последователи, вроде того же Трюффо, о котором мы сегодня и говорим, начали воплощать новаторские и авангардные идеи своего идейного крестного отца в жизнь. Базен, как настоящий синефильский нигилист отрицал все, начиная от игры актёров до его святости «монтажа», последовательно шагая тем же путем, который наметил еще в 20-е наш советский Дзига Вертов. В дальнейшем его ученики взяли псевдоним Давида Кауфмана как знамя, для своей кинематографической группы. Умерев в возрасте 40 лет от лейкемии, Базен оставил после себя большое теоретическое наследие, основываясь на котором будущие дарования породили «новую французскую волну».

Почему это классика: «400 ударов» Франсуа Трюффо?

Во-вторых, хоть эти «будущие дарования» и имели очень революционные амбиции, но все равно были захвачены студийным кино Голливуда, пусть и более авторским, идейным и индивидуальным. Для Трюффо сразу же стали фаворитами такие художники, как Альфред Хичкок и Говард Хоукс. Франсуа Трюффо особенно привлекал подход Хичкока к созданию фильмов. По Хичкоку – режиссер должен контролировать процесс создания картины от и до. Фильм – это не продукт студии или группы людей, а произведение конкретного режиссера-художника – демиурга в мире кино. Все мы знаем авторитарную манию Хичкока контролировать и монтаж, и операторскую работу, и актерскую игру самостоятельно.

Почему это классика: «400 ударов» Франсуа Трюффо?

Но все же, как «400 ударов» перевернул мир кинематографа? Хотя правильнее было бы спросить за счет чего, если вы приемлете такую фигуру речи, мои дорогие слушатели? Принимая во внимание те каноны, которые в то время успели появиться в французском кинематографе, Трюффо первым решил разбить эти скрижали своим молотом.

Почему это классика: «400 ударов» Франсуа Трюффо?

Первое, что искоренил из кино Трюффо в «400 ударах» – это театральность игры и наигранность эмоций. Многие сцены фильма были импровизациями актеров. Персонажи ведут себя, как настоящие люди. Ты им веришь, потому исчезает мысль о том, что это только картинка на экране. Появляется синергия между зрителем и фильмом. Из этого вытекает и то, что Трюффо НЕ использовал в своем фильме массовку и декорации. Он снимал свой фильм прямо на улицах Парижа, используя в качестве фона картины, бурное сердцебиение города. Однако для этого был необходим новый подход к операторской работе, который прозвали техникой «камеры-пера», а манифестом этой техники выбрали именно этот фильм. Как раз поэтому режиссеры «новой волны» постоянно использовали ручную камеру, с которой можно гораздо быстрее двигаться по улицам оживленного города. К тому же это хорошо подходило к их личной философии: кино – это жизнь, а жизнь – это кино.

Почему это классика: «400 ударов» Франсуа Трюффо?

Однако для каждого времени нужны свои герои и свои истории. Главный герой «400 ударов» 13-летний Антуан Дуанель, сыгранный Жаном-Пьером Лео, и стал тем самым лицом эпохи. В основу сюжета «400 ударов» положено детство самого режиссера. Ему знакомы все эти ссоры с родителями, побеги из школы и суровые наказания за проступки. Одна из тем затронутых в фильме, а именно: «Мужчина матери Антуана – настоящий отец сына, или отчим?» – взята прямо из жизни самого Франсуа Трюффо. Считайте впервые ракурс камеры концентрируется на подростке, а не на взрослом человеке. Фильм правдоподобно показывает процесс взросления и тяжелый переходный период, бывший в жизни каждого из нас. Весь сюжет «400 ударов» почти полностью состоит из проступков и наказаний, которые обрушиваются на маленького Антуана. Хотя, можно ли сказать, что в фильме есть сюжет? Это еще одна особенность фильмов «новой волны» – то, что они либо не имеют структурированного сюжета, либо кажется, что он вовсе отсутствует. К тому же, Трюффо подарил нам типаж персонажа «бунтаря без причины». Этот образ будет кочевать из фильма в фильм художников «новой волны».

Почему это классика: «400 ударов» Франсуа Трюффо?

Тем не менее главным достоянием «400 ударов» стало то, что этот фильм, как по мне, снял все ограничения. С тех пор для художников нового времени, не было столь важно – как ты снимаешь и что ты снимаешь? Творить кино мог кто угодно, несмотря на бюджет и опыт. А финальный кадр фильма «400 ударов» навсегда останется одной из самых известных киноцитат в истории кинематографа.

1313
Начать дискуссию