"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Но мы попытаемся.

Премия "Оскар" за лучший фильм, кто бы что ни говорил, самая престижная награда в мировом кинематографе. Получение главной статуэтки в любом случае гарантирует статус и славу на десятилетия вперед, поэтому вручение наград каждый год вызывает ажиотаж в киноиндустрии, больший, чем "Золотой глобус", BAFTA и Каннский кинофестиваль вместе взятые. И в этом году, уже меньше чем через два дня, оно обещает быть особенно интересным — в разы более интригующим и непредсказуемым, чем любая отдельно взятая церемония за последние 10 лет.

Вспомним, какие картины были в почете у киноакадемии в последнее десятилетие — из девяти фильмов, ставших в результате лауреатами престижной награды, один исторический байопик ("Король говорит!"), одна ретро-картина ("Артист"), одна политическая драма ("Операция "Арго"), одно авторское кино ("Бердмен") и аж пять остросоциальных историй ("Лунный свет", "12 лет рабства", "В центре внимания", "Форма воды" и "Зеленая книга"). Каждый из этих фильмов можно любить или не любить, считать плохим или хорошим, но тенденция очевидна — перекос в сторону остросоциальной тематики слишком сильный, невозможно это отрицать. Авторское же кино, в свою очередь, отнюдь не было в почете в этом десятилетии — номинировались Тарантино и Нолан, братья Коэны и Альфонсо Куарон, но в результате только 2015 год можно назвать успешным для направления — когда за главную награду сразились Уэс Андерсон и Алехандро Гонсалес Иньярриту с "Отелем "Гранд-Будапешт" и "Бердменом" соответственно.

Из-за этой тенденции "Оскар" в последние годы не вызывал традиционного ажиотажа — как правило, награда разыгрывалась между двумя, максимум тремя реальными фаворитами, а итоговое решение не вызывало особых возмущений — в лучшем случае ближайшие пару дней интернет обсуждал, что снова выиграла картина, сделанная специально "под Оскар", после чего быстро успокаивался.

Но в этом году совершенно точно будет иначе — за непредсказуемость сыграли два ключевых фактора: отсутствие действительно сильных картин на остросоциальную тематику и невероятно сильная конкуренция со стороны представителей иных направлений. Просто взгляните на этот состав.

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Но чем сложнее предсказать исход — тем интереснее делать предположения. Попробуем разобраться, чем может та или иная картина покорить академиков, и у кого шансы все же несколько больше, чем у остальных.

"Ford против Ferrari" (Джеймс Мэнголд)

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Что из себя представляет?

"Форд против Феррари" — спортивная драма о гонках и одновременно прямая и достаточно жесткая критика капитализма и бездушности корпораций, убивающей индивидуальность. Это насквозь массовый продукт, но удивительно качественно сделанный — у фильма практически нет огрехов и недостатков, он смотрится на одном дыхании, а Кристиан Бейл и Мэтт Деймон — Профессионалы актерского дела с большой буквы. И единственное, за что фильм хочется упрекнуть — некоторый диссонанс, вызываемый проблематикой картины. Сложно всерьез воспринимать критику капитализма фильмом, снятым корпорацией "Дисней" — чувствуется в этом какая-то фальшь.

За счет чего способен победить?

Это фильм для всех — он вряд ли вызовет у кого-то отрицательные эмоции. Он хорошо написан, великолепно снят и технически сделан, по сути, "Форд против Феррари" — наименее спорный фильм из всего списка, и в этом его главное преимущество. Это просто отличное кино, и мало кто с этим решит поспорить.

Почему проиграет?

Не за что зацепиться. Это даже сложно назвать недостатком, но в год такой жестокой конкуренции победить должен фильм действительно выдающийся, а не просто качественный — чего-то авторского картине Мэнголда не хватает.

Шансы: 10%

"Ирландец" (Мартин Скорсезе)

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Что из себя представляет?

Время гангстерских саг давно ушло вместе с эпохой, когда в киноиндустрии столпами были Фрэнсис Форд Коппола, Серджио Леоне и, собственно, сам Мартин Скорсезе — так думали все вплоть до анонса сотрудничества последнего с Netflix и стартом маркетинговой кампании картины, собравшей всех звезд жанра. К сожалению, именно каст так и остался главным козырем "Ирландца" — фильм по духу больше всего напоминает "Неудержимых". Такие великие мастера не могли сделать плохой фильм, однако "Ирландец" не предлагает ничего нового, он лишь дает возможность харизматичным старикам-гангстерам хорошенько хлопнуть дверью. Великолепные актерские работы, очень хорошо чувствующийся авторский почерк Скорсезе, но сравнение с его же классическими работами не в пользу "Ирландца".

За счет чего способен победить?

За счет выдающихся заслуг Скорсезе, де Ниро и Аль Пачино — если среди киноакадемиков найдется необходимое большинство преданных фанатов гангстерского кино.

Почему проиграет?

"Ирландец" предельно консервативен, тяжеловесен и старомоден. Кроме того, он неимоверно длинный (3,5 часа). И все это было бы оправдано, соверши картина революцию в индустрии, но нет — она просто заставила поностальгировать любителей жанра.

Шансы: 3%

"Кролик Джоджо" (Тайка Вайтити)

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Что из себя представляет?

Фильм, который точно не доберется до российского проката, тем не менее, всецело заслуживает внимания. Пожалуй, это самая недооцененная картина из списка номинантов — она живая, смелая и очень осмысленная. За трагикомичной сатирой на нацизм спряталась достаточно серьезная история о взрослении и преодолении юношеского максимализма — эдакая лайт-версия "Американской истории Х" в совсем иных декорациях. Отдельно стоит сказать об отличных детских актерских работах — между Романом Гриффином Дэвисом и Томасин Маккензи химия не хуже, чем между героями "Брачной истории", о которой ниже. Вайтити снял отличный фильм с очевидными реверансами в сторону Уэса Андерсона и свежим взглядом на классическую проблематику.

За счет чего способен победить?

К сожалению, шансы "Кролика" мизерны, но если чудо произойдет, то в первую очередь нужно будет отдать должное Вайтити — фильм оригинально и свежо играет со старыми идеями, а воображаемый друг в лице Гитлера — это достаточно смело.

Почему проиграет?

Все же Вайтити пока не Уэс Андерсон — одного его авторского почерка мало, чтобы реально претендовать на награду, да и недостатки у фильма очевидно есть. Скорее всего, если кто-то и проголосует за "Кролика", то только ради того, чтобы воздержаться от голосования за основных фаворитов.

Шансы: 1%

"Джокер" (Тодд Филлипс)

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Что из себя представляет?

"Джокера" представлять фактически нет смысла — о нем не слышали только совсем пещерные жители. Картина Филлипса — самый спорный в хорошем смысле номинант на главную награду, мнения о "Джокере" разнятся от "гениально" до "бездарно". Истина, как это обычно и бывает, где-то посередине. Технически "Джокер" великолепен, актерская работа Хоакина Феникса заслуживает высочайших похвал и места в одном ряду с нетленным перевоплощением Хита Леджера, но если не прикрываться низкими нарративными стандартами кинокомиксов — становятся очевидны все слабые места фильма, сравнения с тем же "Таксистом", к которому Филлипс неоднократно и очевидно отсылает, сольник главного суперзлодея DC не выдерживает.

За счет чего способен победить?

Мы живем в эпоху супергеройских блокбастеров, и от этого жанра "Джокер" — пожалуй, первый реальный претендент на главную награду киноиндустрии (это далеко не "Черная пантера"). Он не слишком похож на других представителей своего направления, но, как ни крути, является его частью, и именно за счет этого может выиграть — если киноакадемия решит поощрить движение жанра в сторону серьезной драмы и символично отметить это.

Почему проиграет?

Как ни странно прозвучит, но — Хоакин Феникс. Его актерская работа напрочь затмевает другие достоинства фильма, вследствие чего отмечают не фильм в целом, а только его одного — Феникс забрал и "Глобус" и BAFTA, но сам "Джокер" не получил серьезных наград, за исключением "Золотого льва". Нет причин думать, что на "Оскаре" все сложится совершенно иначе — академики отметят "Джокера", но исключительно как великолепную актерскую работу.

Шансы: 20%

"Маленькие женщины" (Грета Гервиг)

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Что из себя представляет?

Пожалуй, единственный фильм, который можно отнести к той самой остросоциальной повестке, которую так любят на "Оскаре". Фильм с кастом из молодых звезд (Эмма Уотсон, Тимоти Шаламэ, Флоренс Пью, Сирша Ронан) достаточно поверхностно и топорно рассуждает на тему сложной женской доли, иногда буквально цитируя обиженных феминисток из пабликов в социальных сетях. Нарративно фильм слабоват, но актерская работа Сирши Ронан и шарм воссозданной эпохи конца XIX века не позволяют назвать картину плохой — это просто нормальное кино.

За счет чего способен победить?

Та самая остросоциальная повестка — единственный серьезный плюс "Маленьких женщин" в глазах киноакадемии, в остальном, конечно, картина на несколько голов уступает конкурентам.

Почему проиграет?

См. последнюю фразу предыдущего абзаца.

Шансы: 1%

"Брачная история" (Ноа Баумбах)

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Что из себя представляет?

"Брачная история" — критика бюрократии и бездушности системы в институте семьи в США, камерная семейная драма с достаточно далекой от российского зрителя проблематикой. Фильм чем-то напоминает современное российское авторское кино, но с одной поправкой — в нем как раз авторского почерка минимум, весь перфоманс отдан актерам на главных ролях. Это бытовая история, которая понравится большинству из тех, кто целенаправленно ее посмотрит, но не отложится в голове у тех, кто равнодушен к этому направлению кино.

За счет чего способен победить?

Актерские работы Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон — великолепны. Фильм был бы совсем иным, будь на их месте другие актеры. Лучше или хуже — неизвестно, но другим — точно, а это серьезный показатель.

Почему проиграет?

Камерная история с бытовой проблематикой — не то, что выигрывает в такой тяжелой конкуренции. Как и в случае с "Форд против Феррари", картина не отличается ничем выдающимся.

Шансы: 5%

"1917" (Сэм Мендес)

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Что из себя представляет?

Добрались и до номинально основного претендента. "1917" был признан жюри "Золотого Глобуса" и BAFTA, что автоматически ставит его на первую строчку во всех букмекерских конторах перед "Оскаром". Это технически выдающийся фильм, буквально позволяющий взглянуть на войну субъективным взглядом простого солдата на боевом задании — эффект достигается за счет великолепного звуку и съемки одним планом, и не нескольких минут, как в "Бердмене", а буквально всего фильма. Однако нарративная составляющая картины вызывает гораздо меньше восторгов — камерная история о фронтовом задании для молодых капралов явно заигрывает с "На Западном фронте без перемен" Ремарка, но напрочь уступает ему в глубине и силе, по сути не предлагая ничего, кроме мысли о том, что война — это плохо.

За счет чего способен победить?

Нейтральность в сочетании с авторскими штрихами. Фильм на всеми уважаемую тему, фильм, который понравился большинству, но притом, в отличие от "Форд против Феррари", фильм со своими авторскими фишками — это сочетание и позволило получить статус главного фаворита. Мендес забрал уже множество наград и делая столь сложный выбор киноакадемия вполне способна продолжить тренд.

Почему проиграет?

Технических достоинств мало, чтобы выиграть в такой конкуренции, а сценарий фильма вызывает вопросы — это далеко не уровень "Паразитов" или Тарантино, недостатков в нем еще больше, чем в "Джокере". Впрочем, этот недостаток картины вряд ли станет решающим в глазах жюри, планка качества сценариев в Голливуде в последние годы сильно упала — "1917" остается главным фаворитом.

Шансы: 30%

"Однажды в... Голливуде" (Квентин Тарантино)

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Что из себя представляет?

Пожалуй, второй по уровню произведенного хайпа фильм из списка номинантов после "Джокера" — сюжет пересказывать нет смысла. Тарантино — уникальное явление в современном кино, он самый яркий представитель направления "массового артхауса". Делая насквозь авторское кино, он умудряется снимать его таким образом, что нисколько не разбирающемуся в кинематографе человеку смотреть все равно будет по-своему интересно. Его новые картины — все по-хорошему многослойны, но "Однажды в... Голливуде" — opus magnum Тарантино как режиссера. В этом фильме он довел до абсолюта свой творческий метод, завершил тянущуюся из предыдущих картин идею о победе кино над реальностью, инсценировал смену парадигмы в кинематографе и все в антураже своей любимой эпохи — красочных 60-х.

За счет чего способен победить?

Квентин Тарантино. Квентин до сих пор не брал главную статуэтку, довольствуясь наградами за лучший сценарий, и если среди академиков найдется достаточное количество поклонников его таланта, то это станет главным признанием в карьере режиссера.

Почему проиграет?

Квентин Тарантино. Парадоксально, но факт. У Тарантино слишком необычный стиль, а потому нравится он далеко не всем — многие упрекали режиссера в творческом самолюбовании и самоплагиате. Но на то оно и искусство, чтобы о нем спорили.

Шансы: 20%

"Паразиты" (Пон Чжун Хо)

"Оскар" за лучший фильм. Предсказать невозможно

Что из себя представляет?

Фильм, который совершенно заслуженно вывел корейский кинематограф на мировую арену — в истории кино было всего одиннадцать прецедентов, когда фильм на иностранном языке номинировали на главную награду киноакадемии. История корейской семьи и критика социальных отношений в Южной Корее через безумный микс из жанров, который держит в напряжении все два часа хронометража. Это фильм обратный по достоинствам главному фавориту, "1917" — он зауряден технически, но показывает высочайший уровень нарратива, твист между вторым и третьим актом фильма — это невероятный пилотаж сценарного мастерства.

За счет чего способен победить?

Это действительно выдающееся произведение искусства, простое притом для восприятия — достаточно редкое сочетание, главным мастером которого безоговорочно является Тарантино (к нему, кстати, в "Паразитах" имеются отсылки). Если среди киноакадемиков найдется достаточное количество ценителей именно нарративной составляющей кино — у "Паразитов" будут неплохие шансы.

Почему проиграет?

Потому что в "Оскаре" есть премия за лучший фильм на иностранном языке. Не будем забывать, что академики — обычные люди и в большинстве своем американцы, а значит их ориентир — все же Голливуд. Расклад, при котором могли бы победить "Паразиты" — гораздо менее мощные конкуренты. Но в этом году... И "Паразиты" их не слабее, но скорее всего у жюри сработает логика, что для Пон Чжун Хо и так "заготовлена" статуэтка за лучший фильм на иностранном языке, а в главной номинации есть и другие заметные картины.

Шансы: 10%

Итак, ставки сделаны, ставок больше нет. Оценка фильмов — субъективное мнение, прикидывание шансов — лишь предположение, но на то оно и искусство, чтобы обсуждать его и спорить о нем. Одно совершенно ясно — этот "Оскар" будет гораздо интереснее любого из последних.

Церемония стартует в 2:30 по московскому времени в ночь с 9 на 10 февраля.

1616
23 комментария

Какое-то диванное предсказание получилось - не упоминается ни о сборах, ни о отзывах критиков, ни даже о зрительских оценках фильму, ну и, разумеется, процент от ста, как шанс на победу - отличный материал. Хороший, как швейцарские часы, если я правильно понял.

6
Ответить

На то тут и ведутся блоги, чтобы высказывать мнение, а не констатировать сухую статистику — для этого есть Википедия.

3
Ответить

Ну и да, в чем проблема шансов на победу как процента от ста — я не очень понял.

Ответить

Начало текста поправь. Церемония через несколько часов, а не дней.
А с победителем, думаю, все ясно, это "1917" на 99%.

5
Ответить

50/50 либо "1917", либо "Паразиты".

2
Ответить

"Меньше чем через два дня" — разве я ошибаюсь?

1
Ответить

Если Оскар за лучший фильм получит проходное,скучное кинцо , а хотя плевать, все равно после лунного света данная церемония теперь нихера не значит

Ответить