Почему «Алёша Попович и Тугарин Змей» - это русский «Шрек»

В мае 2001 года «Dreamworks Pictures» выпустили свой легендарный мультфильм «Шрек», который многие характеризуют как работу, открывшую новую страницу в истории мультипликации, а иногда и как лучший мультфильм, когда либо созданный. Через 3 года студия «Мельница» выпускает не менее успешную, но уже в русскоязычном пространстве, картину «Алёша Попович и Тугарин Змей». Тем не менее, эти ленты позволяют провести между собой мало параллелей, ведь с одной стороны сделаны совершенно по-разному и повествуют совершенно о разном. Но всё же я вижу в них нечто общее, что позволяет поставить между этими лентами знак "=".

На этот материал меня натолкнуло годное видео от «Кинопоиска»

В чём соль

Все мы знаем о классическом каноне сказок диснеевского типа: принцесса в беде, её спасает прекрасный принц, а далее - любовь и свадьба. В «Шреке» мы видим полную деконструкцию не только фундаментальных образов, но и мелочей. Здесь и главный спаситель - не принц, да и спасать никого особо не хочет. Вместо величественного белого коня - говорящий осёл, на котором и не поездишь. Принцесса не просто лежит и ждёт своего спасения, а и сама способна за себя постоять. Да и на деле она вообще - огр. Дракониха - не ужасающий страшный монстр, а добрая и любвеобильная представительница фэнтези-животных, просто немного кусается. И всё это приправлено пародийной стилистикой со множеством отсылок на существующую культуру.

На славянском пространстве есть свой богатырский канон, который оперирует не теми же, но схожими образами: княжество в беде, его спасает сильный богатырь, а далее - почёт и слава. «Алёша Попович и Тугарин Змей» хоть и берёт за основу богатырский канон, но тоже подходит к нему через деконструкцию. Хотя Алёша и стремится к народной любви, сценаристы всю дорогу его подкалывают - то накол посадят, то неудачу с поимкой тугар подсунут, то устроят необычную концовку (о ней поговорим позже).

«Алёша Попович и Тугарин Змей» полностью

Деконструкция

1. Деконструкция спутника: Осёл и Юлий. Деконструкцию образа главного героя я уже обрисовал выше. Но у героя таких сюжетов всегда есть символ некого спутника - конь. И хотя Алёше помогали те же Тихон, будущая тёща, Любава и другие, конь всё же есть, и не на последних ролях. Как я сказал выше об Осле из «Шрека» - на нём не поездишь и он скорее издержка, чем помощник. То же самое можно сказать о Юлии, который тоже выполняет роль комичного персонажа, с трудом может вынести богатыря на своей спине, но достоинства у него другие. В данном случае - интеллект.

2. Деконструкция монарха: Гарольд и Владимир. Тут уже залезаем немного на территорию сиквелов. Гарольд по общим чертам напоминает короля, но больше продемонстрирован со стороны родителя. Он хоть и напорист, но не всемогущ, а далее по сюжету вообще оказывается жабкой. Князь Владимир из богатырских мультфильмов - это не классический князь, так как его величественность существует лишь на словах, а на деле он довольно хитрый, скупой и представляет из себя некую сатиру на современных коррупционеров. Хоть это и проявлено в «Алёше Поповиче», но стало видно особенно ярко в мультфильме про Илью Муромца.

3. Деконструкция завязки. «Шрек» начинается с отсылки на один из каноничных мультфильмов, открывая перед зрителем книгу-сказку, с которой должно стартовать повествование. Но тут же над этим идёт насмешка: Шрек вырывает листок из книги и подтирается им в туалете. «Алёша Попович» начинается с летописи, во время написания которой, писец делает несколько ошибок, зачёркивает их, а в конце вовсе в гневе размазывает всё к чертям.

4. Деконструкция развязки. «Шрек» реверсирует классические концовки, и в конце происходит не свадьба принца и принцессы, а двух огров, которые остаются жить на болоте. Мультфильм про Алёшу заканчивается тем, что Тугарина Змея побеждают, но фатальный удар ему наносит не богатырь, а ослик Моисей, а Поповичу, потерявшему сознание, рассказывают, мол одолел злодея именно он. В конце, когда он возвращает золото в Ростов, слиток падает на церковь и люди думают, что богатство им вернул Бог, а не соотечественник, и вместо народной любви он получает лишь насмешливо-презрительный оклик: "О, непутёвый вернулся!"

Снова обкекались
Снова обкекались

Другие элементы деконструкции в трилогии «Богатырей»

Хоть материал посвящён в большей мере именно Алёше Поповичу, но нельзя не обратить внимание на те же мотивы в трилогии богатырей. Например, Добрыня Никитич и Змей Горыныч - это не заклятые враги, а лучшие друзья. Причём второй не умеет летать и чаще выступает со слабой позиции, хотя и хочет быть героем, обманывая Любаву насчёт их знакомства с Добрыней.

Илья Муромец, хоть и уничтожает войска и достойно дерётся с Соловьём-Разбойником, всё же не заканчивает битву со злодеем - вражине выбивает зуб бабушка, ссылаясь на приметы. Князя в Византии никто ни во что не ставит, и "держащий власть исполин" вынужден торговать баранками на корабле. И хоть у Ильи и есть Бурушка, в ходе повествования он также ездит на слоне.

Почему «Алёша Попович и Тугарин Змей» - это русский «Шрек»

Итог

Схожесть между «Шреком» и «Алёшей Поповичем» заточена не в том, на что обычно обращают внимание, а немного глубже. Объединяет их деконструкторская роль, в способах реализации которой они иногда точь в точь повторяют друг друга. Это постмодернистские картины, которые переосмысливают культурное наследие и существующие сюжетные каноны. Деконструкция - это хорошо? Не знаю, но скорее всего она неизбежна.

99 показов
3.3K3.3K открытий
40 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Первые три мультфильма про богатырей очень годные, но явно не Шрек)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мне Попович гораздо больше Шрека вкатил, всё-таки своё, родное, березки, вот это вот всё.

Ответить

Почему «Алёша Попович и Тугарин Змей» - это русский «Гуль»

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Нихуя он Хитман

Ответить