От порно до саентологии: о чём снимает фильмы Пол Томас Андерсон Статьи редакции
В честь выхода «Лакричной пиццы» вспоминаем предыдущие восемь картин режиссёра.
Из всех режиссёров по фамилии Андерсон важнейшим для нас является Пол Томас. При всём уважении к фанату симметрии Уэсу Андерсону, создателю «Обители Зла» Полу У. С. Андерсону и шведскому абсурдисту Рою Андерссону, именно Пол Томас Андерсон обрёл заслуженный статус живого классика.
Среди восьми его картин (новенькую «Лакричную пиццу» пока в расчёт не берём) не все одинаково удачны, но каждая по-своему интересна. Вспомним, с чего начинался путь режиссёра, как он нашёл и развил свой стиль.
«Роковая восьмёрка» (1996)
Полнометражный дебют Пола Томаса Андерсона получился скромным, но фальстартом его никак не назовешь. «Роковая восьмёрка» — неонуар, действие которого разворачивается в невадском городке Рино. Это такой мини-Лас-Вегас, в первую очередь известный своими игорными заведениями.
По сюжету, пожилой картёжник буквально на улице подбирает нищего парня, обучает его своему ремеслу, а затем сводит с миловидной, хоть и гулящей официанткой. У доброго и бескорыстного игрока есть мрачная тайна, и в какой-то момент объявляется человек, готовый эту тайну раскрыть…
На первый взгляд эта неторопливая, камерная, замешанная на разговорах история не очень-то напоминает следующие две работы Андерсона — масштабные, динамичные и многофигурные, принесшие ему настоящую славу. «С другой стороны, именно в «Роковой восьмёрке» впервые заявлены ключевые темы режиссёра. Герои образуют странную суррогатную семью, как в «Ночах в стиле буги», а динамика отношений персонажей в чём-то напоминает связь между главными героями «Мастера».
Также в фильме, пусть и ненадолго, появляется Филип Сеймур Хоффман, который долгое время будет своеобразным талисманом Пола Томаса Андерсона и исполнит у него свои лучшие роли.
«Ночи в стиле буги» (1997)
В этой масштабной драме режиссёр сразу заявляет о своих амбициях эпической открывающей сценой, виртуозно снятой одним непрерывным трёхминутным планом: камера гуляет по ночному клубу, знакомя зрителя с основным героями фильма. Последним в кадре появляется Дирк Дигглер — молодой человек, чьё главное и, в общем-то, единственное достоинство — внушительных размеров мужское достоинство.
Дирк Дигглер, герой ранней короткометражки Пола Томаса Андерсона, стал центральным персонажем «Ночей в стиле буги» — истории о жизни и судьбах в порноиндустрии. Действие разворачивается в 70-е и 80-е годы прошлого века, причём первое десятилетие показано золотой эпохой порно, а второе — порой упадка. Классические ленты потеснило домашнее видео, а бывшие звёзды жанра погрязли в быту, судах, криминале и наркотиках.
Помимо прочего, «Ночи в стиле буги» продолжают «мысль семейную» в творчестве Андерсона: отвергнутый собственными родителями, Дигглер находит новых отца и мать в лице немолодого режиссёра и накокаиненной порнозвезды, потерявших опеку над собственными детьми.
Молодому и почти неизвестному на тот момент режиссёру удалось собрать потрясающий каст. Андерсон реанимировал карьеру Берта Рейнольдса, превратил Хизер Грэм в секс-символ поколения, сделал звёздами Марка Уолберга и Джулианну Мур. А после выхода и сам стал настоящей звездой.
«Магнолия» (1999)
После успеха «Ночей в стиле буги» перед Андерсоном открылись все дороги. Своим положением самого многообещающего молодого режиссёра в Голливуде он воспользовался на полную катушку, сняв трёхчасовое кино со множеством сюжетных линий, разворачивающихся одновременно в течение суток в калифорнийской долине Сан-Фернандо.
Это важное место для Пола Томаса Андерсона: там же происходило действие «Ночей в стиле буги», там же он родился и вырос. Среди жителей Сан-Фернандо много работников кино и телевидения, в том числе и отец режиссёра, актёр и телеведущий.
Неудивительно, что в «Магнолии», самой личной картине автора, многие персонажи имеют отношение к ТВ — от прикованного к постели телемагната до юного участника телевикторины. Среди других героев — наркоманка в депрессии, незадачливый полицейский в поисках любви, плохой отец, неверная жена, обиженный сын…
События развиваются стремительно. По ходу сюжета у каждого из героев дела складываются отнюдь не лучшим образом, и в какой-то момент, оставшись один на один со своими горестями, все они принимаются в унисон петь песню Эйми Манн «Save Me». А затем происходит такое, о чём мы писать не будем — это надо увидеть своими глазами.
В «Магнолии» Андерсон вновь собрал впечатляющий каст. К актёрам, уже знакомым зрителю по «Ночам в стиле буги», присоединился Том Круз. Впечатлившись сценарием, он согласился сниматься в картине на не самых выгодных для него условиях. В итоге одновременно уморительная и драматичная роль секс-гуру оказалась лучшей в его фильмографии.
«Магнолия» — кино высочайшей амбиции и кульминация раннего периода в творчестве Пола Томаса Андерсона, которому на момент выхода картины не было и тридцати.
«Любовь, сбивающая с ног» (2002)
Достигнув в предыдущем фильме пика формы, режиссёр решил сменить стратегию. Вздумай он продолжить линию «Ночей» и «Магнолии», пришлось бы снимать очередной эпос, на этот раз часов на шесть, с полусотней переплетающихся сюжетов. Вместо этого Андерсон снял ромком с Адамом Сэндлером.
Но режиссёр не был бы собой, если бы «Любовь, сбивающая с ног» не была самым странным ромкомом в истории кино.
Главный герой — закомплексованный мужчина, совладелец небольшого бизнеса по производству вантузов. У него семь невыносимых сестёр, проблемы с контролем гнева и ноль перспектив в личной жизни. Впрочем, там всё же намечаются подвижки: подруга одной из сестёр что-то нашла в этом дёрганом неврастенике. Правда, незадолго до встречи с ней он позвонил в службу секса по телефону и нарвался на мошенников, которые теперь его шантажируют.
Фильм получил режиссёрский приз в Каннах, но вряд ли кто-то из поклонников Андерсона назовёт его своим фаворитом среди всех картин режиссёра. Однако если предыдущие работы автора были во многом вдохновлены многофигурными полифоническими фильмами Роберта Олтмана, то «Любовь, сбивающая с ног» — шаг в сторону обретения своего собственного стиля.
«Нефть» (2007)
2007-й был пока что лучшим годом в истории кино XXI века. «Старикам тут не место», «Зодиак», «Залечь на дно в Брюгге» — эти картины мгновенно стали классикой. Однако главное кинособытие года — «Нефть» Пола Томаса Андерсона.
«Нефть» — андерсоновский «Гражданин Кейн»; история нефтяного магната, на пути к успеху теряющего человеческие черты. Впрочем, были ли они в нём с самого начала — вопрос дискуссионный.
Заглавную роль исполнил Дэниел Дей-Льюис, создавший внушительный образ нефтяника, бизнесмена, человека без совести, но с амбициями. Вокруг него —пейзажи Америки рубежа XIX и XX веков, бесплодные поля, взрывающиеся вышки, бьющие в серое небо столбы огня. Всё это вместе можно описать одним словом — монументально.
О «Нефти» сказано многое. Это самая захваленная — причём справедливо — работа режиссёра, в любых списках лучших фильмов века занимающая место в первой тройке. Собственно, это и есть лучший фильм Пола Томаса Андерсона.
Помимо прочего, картина ознаменовала начало долгого и плодотворного сотрудничества Андерсона с Джонни Гринвудом. Гитарист Radiohead раскрылся как кинокомпозитор, сочинив авангардную партитуру с диссонантными струнными и перкуссионным безумием. В фильме, особенно в первой его половине, совсем немного слов, так что музыка играет одну из ведущих ролей, пробирая зрителя до костей.
«Мастер» (2012)
Следующего фильма Андерсона зрителям пришлось ждать ещё пять лет, и ожидание было напряжённым. Если «Нефть» хорошо окупилась в прокате и собрала восторженную прессу, то последовавший за ней «Мастер» обернулся коммерческим провалом и был принят прохладнее.
Действие разворачивается в послевоенной Америке. В центре повествования — история дружбы-вражды двух антиподов: тощего издёрганного ветерана-алкоголика, неспособного связать двух слов, и румяного, упитанного и велеречивого гуру, лидера религиозного культа «Миссия».
В гуру без труда узнаётся Рон Хаббард, основатель движения саентологов. Но Андерсон — слишком крупный художник, чтобы посвящать целый фильм раскрытию механизмом работы сект. «Мастер» — кино об обречённости поисков сакрального, о свободе и зависимости.
Главные роли с блеском исполнили Хоакин Феникс и Филип Сеймур Хоффман, а вот сам Андерсон оказался, возможно, не в лучшей своей форме. После идеально сконструированной «Нефти» «Мастер» производит несколько тягостное впечатление, подминает под себя некоторой монотонностью сюжета.
Зато эта картина вошла в топ-35 любимых фильмов самого Пола Томаса Андерсона.
«Врождённый порок» (2014)
Ещё более неоднозначной, чем «Мастер», получилась седьмая картина Андерсона. «Врождённый порок» — экранизация одноимённого романа Томаса Пинчона, таинственного американского писателя, известного своими постмодернистскими произведениями, в которых чёрт ногу сломит.
«Порок» считается самым доступным романом автора, но зрителю от этого легче не будет: фильм получился предельно запутанным, сюжетные линии в нём множатся, мотивации героев неясны, действие дрейфует в клубах наркотического дыма.
Главный герой, вечно укуренный детектив в исполнении Хоакина Феникса с бакенбардами, берётся то за одно дело, то за другое, ищет свою бывшую подружку, находит странные зацепки, получает смутные намёки, натыкается на группировки разной степени дикости — от ультраправых до бешеных дантистов. Всё это — в любовно воссозданном Андерсоном антураже Калифорнии 70-х.
Стройной и ясной картины из сюжета так и не вырисовывается, но оторваться от этого абсурдного действа решительно невозможно.
«Призрачная нить» (2017)
После семи фильмов о Калифорнии Андерсон снял кино, действие которого разворачивается в промозглой послевоенной Англии. Главный герой — Рейнольдс Вудкок, глава модного дома кутюрье, создающий дорогие платья для дам из высшего общества. Он одержим своим творчеством, а деловой стороной производства занимается его сестра, властная старая дева.
До поры до времени всех всё устраивает, но однажды Вудкок встречает очаровательную официантку. Вскоре она переезжает к кутюрье и становится его музой. Освоившись на новом месте, кроткая с виду девушка принимается постепенно менять расстановку сил — в частности, в ход идут ядовитые грибы.
В главной роли блистает Дэниел Дей-Льюис, после съёмок завязавший с актёрской профессией. На первый взгляд, его утончённый, хоть и ворчливый кутюрье мало похож на сурового промышленника из «Нефти», однако под ладно скроенным костюмом скрывается то же самое сочетание несгибаемой воли и непреходящей уверенности в своей правоте.
В сравнении с предыдущими картинами, особенно с головоломным «Врождённым пороком», «Призрачная нить» кажется простой для восприятия. Но только на первый взгляд. Поначалу «Нить» притворяется костюмной мелодрамой, но в определённый момент Андерсон принимается распарывать ткань жанра, и история принимает странные, даже пугающие черты. Самый ядовитый фильм о любви — вполне подходящий титул для этой картины.
Пол Томас Андерсон — не только режиссёр, но и опытный клипмейкер. На заре карьеры он снимал клипы для Фионы Эппл, позже работал с девичьим поп-рок трио Haim и арфисткой Джоанной Ньюсом, а с Томом Йорком создал целую музыкальную короткометражку. Поэтому напоследок — небольшая коллекция клипов от режиссёра.
Комментарий недоступен
Тоже не понимаю почему нельзя назвать "Фильмография Пола Андерсона", а подзаголовке вот этот бред про "порно и саетологию"
Блин, я вечно путаю Андерсенов.
Зашёл сюда почитать про Resident Evil, а тут Нефть
Потом подумал: "О, он же Гранд Будапешт снимал"
А вот хер.
А ещё есть Рой Андерсон. Но это совсем для элитки.
Есть еще недурственный писатель с таким же именем. Был вернее.
Есть ещё и музыканты. Джон Андерсон, Иэн Андерсон...
I drink your milkshake!
Великая сцена и кульминация всего фильма. Мне кажется, даже в дубляже чувствуется сила, хотя чаще наоборот.
Непопулярное мнение, но у меня его любимый фильм это "Мастер". Уж больно там Феникс и Хоффман хороши. А "Нефть" так и не досмотрел, хотя обычно даже среднячки досматриваю до конца.
А я наоборот очень оценил Нефть, а с Мастера плевался, даже досмотреть в один заход не смог. Не интересна была сама история, раздражал герой (хоть так и задумано), но к актеры хороши, да.
А где все части обители зла?
«Нефть» это лучшее кино, которое я видел в своей жизни. Единственная десятка в моем IMDB. Игра Дэниела Дей-Льюиса — за гранью осознания и оценки.
Ты просто веришь каждому кадру, каждой сцене, каждому слову
Ну значит ты фильмов мало смотрел.
Про Мастера не понял пассажа) При всей монументальности и гениальности Нефти, Мастер - куда более мощное и тонкое кино.
И также не соглашусь про Призрачную нить - прелесть Дей Льюис как раз в том, что он создал двух потрясающе разных персонажей. Редко удается видеть настолько глубокие перевоплощения у актеров.
Также стоит упоминания Anima для Тома Йорка - очень красивый 15-ти минутный фильм, доступный на Нетфликсе.
Мастер определенно более тонкое кино, но насчет "мощного" я бы наверное поспорил.
врождённый порок отличный фильм, остроумный, но с ретро-калифорнией походу уже начал повторяться, лакричная пицца выглядит интересно, но вторично
В истории игр тоже.
Он вообще был лучшим
Блин, так в призрачной нити там были ядовитые грибы? Я при просмотре этого даже не понял) я имею в виду, что я вообще не понял, что имело место отравление. Это же многое меняет!
Возникает вопрос "каким количеством глаз смотрели фильм"?)
Гений
Блин, название нового фильма уже вызывает эмоции. Такое чисто:
Недавно посмотрел Любовь сбивающую с ног - шедевр ромкомов (вольная интерпретация);
А вот Врожденный порок оказался шляпой, Феникс переигрывает, да и книга на голову шире. Кино словно огрызок;
что в пороке шляпа так это оф дубляж. А фильм оказался отличной экранизацией насыщенной книги
Просто херею с кино-нейминга по-русски...
"There will be blood" завинчивать в нефте-страну фильм не о нефти под названием "Нефть".. гениально считаю.
"Мастеру" повезло..
Фильм в некоторой степени основан на романе под названием "Нефть!".
завинчивать в нефте-страну фильм не о нефти под названием "Нефть"..Тут начинается какой-то сок мозга. Если в России добывают нефть, это как-то влияет на допустимый пул названий что ли?
Хорошо, что я не все фильмы смотрел будет что посмотреть. Нефть мне понравилась.
Хотя, жаль что ГГ в Нефти посрался со своим приемным сыном. Чувак проявил инициативу. А так привыкнув к сильной руке папаши впоследствии просто бы все просрал.
в смысле от и до? порно и саентология где-то в одной области спектра на самом деле
Комментарий недоступен
Погодите, погодите, но ведь «Человек-паук: нет пути домой» был снят в 2021-м!!!
Прочитал пост, беру на завтра билеты в кино.
Ничесе, он женат на Майе Рудольф не знал
Пол Андерсон здорового человека
А вот и нет. 2019ый ☝️
При всей любви к Нефти и Старикам
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Спасибо за статью! Было очень интересно читать 👍
Восхитился Нефтью, но сильно плевался с Мастера, даже только в два захода посмотреть досмотреть смог. Не знаю, знакомиться ли дальше с фильмографией, пока в бэклоге лежит Магнолия.
Мастер тоже не понравился скучнейший фильм. Магнолию обезательно глянь отличный фильм.
ох, за клипы Joanna Newsom отдельная благодарность, не знал, что она певица!
Мастер вообще не понравился ....
Нефть, конечно, шикарный фильм, но кто-нибудь может объяснить прикол с нестареющим героем Пола Дано?
К концу фильма герой Дэй-Льюиса успел превратиться в старую развалину, его мелкий сын стал взрослым мужиком лет 30-ти с лишним, но Пол Дано выглядел в финале точно также, как и в первой сцене с его персонажем.
И если плачевное состояние главного героя можно объяснить проблемами со спиной и алкоголизмом, то найти объяснение тому факту, что его сын выглядит старше Пола Дано в концовке - я не могу.