6 фильмов, объясняющих метамодерн
Прежде всего давайте определим мою версию метамодерна – культурологически это период человеческой истории, связанной с появлением и развитием виртуальной реальности, с тем, как повлияли новейшие технологии на образ жизни и мысли современного человека. В направлении искусства проглядывает и более общая формула – «реалистический идеализм», что хорошо подчёркивает срединное положение между ориентирами модерна и постмодерна.
И, возможно, ещё проще понять новую веху будет на примере 6 фильмов, которые я отношу или связываю с метамодерном.
№1 – «Терминатор 2»
Можно пошутить, что сменивший роль злодея на роль героя добрый Терминатор с развитым Искусственным интеллектом – это и есть молодая в то время эпоха метамодерна. Новый этап, как написано в некоторых статьях, не о метаиронии, продолжающей дело постмодерна; метамодерн – о новой метареальности и, в частности, о реальном присутствии в мире цифровых сущностей и метаперсонажей: вроде терминатора, который и не человек и при этом чуть ли не лучший отец для ребёнка.
Также важна позитивная повестка фильма, поскольку цель метамодерна – не в стёбе, фриковстве или деконструкции (что может быть элементами картины), а в создании позитивной повестки, рассуждении о мире метабытия, где есть роботы, спасающие мир, виртуальная реальность или даже ставшие в реальном мире видимыми духи.
№2 – «Главный герой»
Фильм прекрасно показывает существование в пределах настоящей компьютерной игры, позволяя представить, как может измениться восприятие жизни с развитием технологий AR и VR. Лёгкая незамысловатая комедия позволяет ощутить бытийность на метауровне, показывая мироощущение человека во время общения с виртуальной реальностью захватывающей массовой игры. Кто-то скажет о прямолинейном раскрытии темы метамодерна, но мы и не гонимся за артхаусом. И сразу оговоримся, что «Первому игроку приготовиться» места в списке не нашлось, поскольку там основной смысл – в цитировании, свойственном постмодерну; хотя лента также не плоха и касается темы жизни в виртуальной реальности.
№3 – «Матрица 4»
Фильм, который многие не оценили, посчитав плохо снятой фанатской поделкой. Я же предлагаю посмотреть на картину как на важную веху метамодерна, где есть и заигрывания с механиками и вторичностью постмодерна, и позитивная повестка с одой победившим идеям мира, где у людей появились роботы-друзья, а мир Матрицы освобождается от тирании, и переход в мир метамодерна после периода постиронии и деконструкции. В ленте даже показано вполне себе неплохое будущее, в котором виртуальный и реальный мир переплетутся и какая между ними взаимосвязь. Больше о «Матрице 4» читайте в моей статье, вызвавшей самое серьёзное обсуждение: https://dtf.ru/cinema/1033662-pochemu-matrica-4-vazhnaya-veha-metamoderna
№4 – «Королевство полной луны»
Фильм значим своей мечтательной атмосферой и более чем заметными сказочными цветофильтрами, создающими эффект нереального метамира на стыке реальностей. Уэс Андерсон также показывает общее для детей и взрослых пространство, соединяет два принципиальных взгляда на жизнь, нащупывает общие основания для разностей: детских надежд и взрослого ни-во-что-неверия. При этом в ленте можно усмотреть метаиронию и даже насмешку, буфонадное состаривание качества картинки и съёмок, а также отсутствие искренности, что для метамодерна является просто запретным. В любом случае в сухом остатке будет ещё один важный переходный фильм на стыке эпох и приёмов.
№5 – «Город кошек»
Документальный фильм о жизни бродячих кошек Стамбула, позволяющий ощутить метареальность бытия и без новомодных технологий. Это тот метамодерн, который был доступен человечеству ещё с момента появления. Во время просмотра ты не просто понимаешь и ощущаешь жизнь кошек, это самое существование кажется тебе чуть ли не ближе и понятнее человеческого, даже толпы людей-иностранцев, говорящих на своих родных языках, начинают казаться менее родными персонажами.
№6 – «Левиафан»
И напоследок вариант посложнее – фильм Гарвардской лаборатории о судьбе наделённых жизнью рыб. История дискуссионного геноцида и уничтожения показана в том числе от лица животных, с перспективой из глаз. Что же это: жертвенность, глупость, вынужденная жестокость?.. В повестке метамодерна фильм ставит вопрос о реальности игровых NPC и персонажей и моральности их убийства – бойни, которые устраиваются на виртуальных просторах… не станет ли мир лучше, если мы начнём воспринимать виртуальное существование как форму бытия и продолжение нашей реальной жизни?
Да, многие персонажи и существа чуть ли не запрограммированы, чтобы умереть, и они не умирают в привычном нам смысле, но если вы хотите понять позитивную повестку метамодерна, то «Левиафан» поможет увидеть ту реальность, к которой стремлюсь, например, я, поможет понять, почему не все современные игры и киноленты стоит относить к метамодерну и почему так важно миролюбие и доброта, стремление создать сходное по качеству лабораторное мясо вместо продолжения истребления живых существ.
Метамодерн в том числе про экологию и ответственное, устойчивое существование, о том, что неуёмное потребление ни во что не верящих людей постмодерна пора заканчивать.
Слово "мета" уже запретить надо.
Нельзя, метамфетамин обидится.
можно ненадо
почитайте посты вебстерашеллби
метамодерна вам хватит на всю жизнь
Комментарий недоступен
Это метаирония? А то хрен поймёшь.
метамодернНи на что не намекаю, но