Приключения французского оператора в России XIX века

Феликс Мегиш родился в 1871 году в Алжире, который в то время был одной из французских колоний. Первые годы своей взрослой жизни он посвятил воинской службе в качестве зуава в рядах французских колониальных войск. Свою короткую куртку и шаровары на люмьеровский киноаппарат Мегиш сменил лишь по воле случая.

Братья Луи и Огюст Люмьеры в 1895 году представили миру своё чудесное изобретение «синематограф». В отличие от аппаратов-предшественников, синематограф Люмьеров мог не только снимать фильмы, но и проецировать их на большой экран. 28 декабря 1895 года состоялся первый коммерческий показ в Париже. Великосветская публика была в восторге. Например, одним из первых зрителей был легендарный Жорж Мельес. Он предложил братьям 10 000 франков за копию аппарата. Другие именитые гости предлагали ещё больше. Однако Люмьеры были не намерены торговать аппаратами. Они хотели сохранить в тайне конструкцию синематографа, намереваясь самостоятельно снимать фильмы и заработать на этом, как можно больше, пока мода на изобретение не прошла. На 1896 год у братьев были запланированы мировые гастроли. Желая охватить как можно больше стран за один промежуток времени, братья нанимают на работу киномехаников, которые смогли бы не только демонстрировать уже отснятый материал, но и снимать новый. Одним из соискателей был 24-летний Феликс Мегиш.

Луи Люмьер был с ним максимально откровенен:

Знаете ли, мы ведь предлагаем вам занятие без всякого будущего – это нечто вроде профессии ярмарочного балаганщика. Вы будете заняты 6 месяцев или год, а может быть, и того меньше…

Луи Люмьер

Мегиш не испугался и был отправлен демонстрировать синематограф в США. Фильмы Люмьера с успехом шли на Бродвее и в крупнейших городах Америки. Но не долго. В 1897 году президентом США стал Уильям МакКинли, а его основной лозунг «Америка для американцев» не предвещал ничего хорошего для деятельных французов. Компания «Байограф», основанная бывшим соратником Томаса Эдисона Уильямом Диксоном, незамедлительно использовала лозунг нового президента в качестве собственного слогана, и начала предпринимать первые попытки монополизации кинематографа на территории США. Это было несложно, учитывая тот факт, что в управлении «Байограф» был брат новоизбранного президента. Иностранцев начали выживать: таможня попросту объявила очередной груз, предназначавшийся французским операторам, незаконным. Французы покинули Штаты от греха подальше, продержавшись там несколько успешных, но скоротечных месяцев. Надо сказать, вовремя. Вскоре в США развернётся «война патентов», для участия в которой Люмьеры были попросту не готовы.

Приветствие Диксона (1891 год, фильм, снятый для кинетоскопа Эдисона)

После возвращения из Америки Мегиш был направлен в Россию. 13 ноября 1897 года в Одесском Большом Театре Феликс Мегиш даёт грандиозное представление кинематографа в сопровождении симфонического оркестра. После демонстрирует кино в Ялте императору Николаю II и его семье, а чуть позже выступает перед великим князем Михаилом. Мегиш продолжает успешно гастролировать по европейской части Российской Империи, демонстрируя многочисленные фильмы компании, а также кадры недавней коронации императора Николая II. Всё было очень даже хорошо, пока в июле 1898 года российские гастроли не привели Мегиша в Нижний Новгород.

На знаменитой Нижегородской ярмарке Феликс Мегиш демонстрировал чудо кинематографа всем желающим (учитывая ряд особенностей, двумя годами ранее на нижегородской Всероссийской выставке кино было недоступно массовому зрителю). Однако простой русский люд, не обременённый технологическими новшествами, посчитал, что без дьявола тут не обошлось. Ну как может фотография двигаться? В итоге один из павильонов ночью облили керосином и подожгли.

Для наших представлений мы выбрали русские сюжеты, и в особенности празднества по поводу коронации царя. В громадном зале ошеломлённые зрители из народа недоумевают, что находится за экраном, какая дьявольская сила заставляет его оживать <…> Распространился слух, что мы показываем явления нечистой силы, и со дня на день мы ждали, что нас обвинят в колдовстве. При выходе они пытались отогнать нечистую силу заклинаниями, спорили между собой...и приходили к убеждению, что то, что они видели, было делом рук дьявола <…> В конце одного представления полиция грубо разогнала угрожающие нам толпы, и только под её охраной я мог вернуться в гостиницу.

Феликс Мегиш

Импресарио фирмы Люмьеров оповестил Мегиша, что пожар на Нижегородской ярмарке сыграл на руку всему предприятию, невольно создав отличную рекламу компании. Французов пригласили выступить в Санкт-Петербургском увеселительном саду «Аквариум».

Увеселительные сады – это популярные в дореволюционной России летние развлекательные комплексы под открытым небом. На территории такого сада находились театр, ресторан, концертный зал, аттракционы. На эстраде – лучшие российские и зарубежные артисты. В садах также давались цирковые представления. По вечерам: иллюминация. Всегда – море цветов, прекрасные фонтаны, газоны, аллеи «сюрпризов и грёз». В общем, очень популярное место досуга. Где как не здесь крутить кино? Именно в «Аквариуме» 4 мая 1896 года Россия впервые увидела кино.

Увеселительный ​сад "Аквариум" в 1890-ых годах © / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fcommons.wikimedia.org%2Fwiki%2FMain_Page&postId=111732" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Commons.wikimedia.org</a>
Увеселительный ​сад "Аквариум" в 1890-ых годах © / Commons.wikimedia.org

Что касается Мегиша, то ему не посчастливилось попасть в Петербург именно в 1898 году, в самый разгар соперничества двух танцовщиц Лины Кавальери и Каролины Отеро. Они были представительницами полусвета, как их называли во Франции, сражающимися за внимание публики. Сотни интриг и сплетен окружали эту распрю. Но именно Каролина Отеро решила использовать кино в качестве магического зеркала из сказки, которое рассказало бы всему миру, что именно Она на свете всех милей. Отеро попросила Феликса Мегиша заснять её танцы на камеру, чтобы публика «Аквариума» уже на следующий день смогла убедиться в её превосходстве над соперницей. Мегиш с удовольствием согласился. Во время одного из танцев пару танцовщице составил бравый русский офицер, который к тому же эффектно разрубил саблей бокал шампанского. Публика принимала отснятый материал на ура, пока не настал черёд демонстрации танца с офицером. Поднялся шум и недовольный гвалт. Были бы у великих князей и офицеров помидоры – они бы непременно запачкали ими белое полотно экрана. Полицейские попросили растерянного Мегиша прекратить показ.

Каролина Отеро​
Каролина Отеро​
В конце видеоролика присутствует фрагмент танца, снятого Феликсом Мегишем

На следующий день сотрудник царской охранки предъявил Мегишу обвинение. Француз якобы опозорил честь русской армии, приравняв офицера к артисту мюзик-холла. Мегишу грозил арест. Но его спасла, как это не парадоксально, свобода. В 1898 году вам не нужна была виза, чтобы уехать из Российской Империи во Францию (или любую другую страну), поэтому Мегиш сел на первый же экспресс и закончил своё путешествие полное приключений возвращением на Родину.

Феликс Мегиш вскоре перестал работать на Люмьеров, уйдя в другую компанию. В Россию он вернулся ещё раз в качестве репортёра кинохроники во время Революции 1905 года. Феликс Мегиш умер в возрасте 77 лет, 25 апреля 1949 года, в Париже.

Статья написана по материалам из книги «Всеобщая история кино, т.1» Жоржа Садуля, а также материалам, находящимся в свободном доступе

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал в Telegram

3131
3 комментария

Как то прям на самом интересном закончили

1

Спасибо. В следующий раз постараюсь сделать лучше 

Барышня танцует, как бухой дед на свадьбе