Музыка пустыни: как Ханс Циммер писал саундтрек для «Дюны»

О создании горлового пения сардаукаров, звуков волынки Атрейдесов и других интересных деталях придуманных им композиций.

Музыка пустыни: как Ханс Циммер писал саундтрек для «Дюны»

18 марта издание Vanity Fair выпустило видеоинтервью с Хансом Циммером, оскароносным композитором «Короля льва», «Гладиатора» и «Интерстеллара». Циммер рассказал, как создавал саундтрек для «Дюны» Дени Вильнёва и чем вдохновлялся, когда сочинял для неё музыку. Выбрали главное из материала.

Циммер рассказал, что впервые прочёл «Дюну» Фрэнка Герберта, когда ему было 14 лет. С тех пор он считал её своей любимой книгой и всю жизнь мечтал написать музыку для её киноадаптации.

Я ни разу не смотрел ни экранизацию Дэвида Линча, ни телевизионный сериал по «Дюне». И я никогда не слушал музыку к ним. У меня было своё видение того, как должен был звучать этот мир. Поэтому я должен был писать саундтрек к «Дюне» не как состоявшийся композитор, а как безрассудный 13-летний подросток.

Ханс Циммер
, композитор

В молодости Ханс Циммер удивлялся, что почти во всех фантастических фильмах звучал оркестр, напоминавший музыку классических европейских композиторов. Подобные композиции можно было услышать в «Звёздных войнах», «2001: Космической одиссее», «Стартреке» и «Планете обезьян». Из-за этого он решил, что его музыка для «Дюны» точно будет звучать по-другому.

Зритель должен чувствовать, что он на другой планете с другой культурой. Он должен понимать, что действие происходит в будущем.

Ханс Циммер
, композитор
Полный саундтрек к «Дюне»

Композитор вспоминает, что работал над саундтреком к «Дюне» в разгар пандемии. Из-за этого многие музыканты под его руководством не могли присутствовать в студии, поэтому часть звуков записывали отдельно в Лондоне и Вене.

Для «Дюны» Циммер использовал разные синтезаторы, виолончели и подручные инструменты. Виолончелисту Тине Гуо он поручил играть так, словно она исполняет музыку на тибетском боевом роге.

Не имею понятия, существует ли вообще в природе тибетский боевой рог, но Тина поняла задачу.

Ханс Циммер
, композитор
Отлёт Атрейдесов из Каладана

Циммер рассказал, что в центре своего саундтрека поставил человеческий голос. По его мнению, это единственная часть человеческой музыки, которая никогда не потеряет актуальности. Поэтому во многих композициях так или иначе звучит хор, а сам фильм начинается с горлового пения сардаукара. Этот голос принадлежит всего одному человеку, а не хору, как показалось многим зрителям.

Басистого звучания сардаукара Циммер добился благодаря компрессору аудиосигнала — программы, уменьшающей звуковой диапазон между самым тихим и громким звуком.

Если вы переборщите с компрессором, вы будете слышать голос так, словно бьётесь головой об дверь. Затем вы растягиваете каждый слог в его словах и оставляете между ними длинные паузы. Так вы берёте каждый слог и заставляете его звучать очень грозно и жёстко. После обработки я превратил этот голос в подобие пушечного ядра, летящего прямиком в вашу голову.

[...]

В начало фильма мы поставили не красивую оркестровую музыку, а именно этот голос, чтобы зрители сразу поняли, что им покажут мрачную и таинственную историю. Нельзя сразу понять, принадлежит ли это пение человеку или инопланетному существу.

Ханс Циммер
, композитор

Композитор ещё в 1994 году понял, что тон всем фильмам задаёт именно открывающая композиция. «Король лев» начинается с пения африканского хора, чтобы зрители сразу погрузились в атмосферу другого континента. Нечто подобное Циммер захотел реализовать и для «Дюны».

В фильме также есть женское горловое пение — оно звучит в нескольких центральных композициях. Песни для саундтрека исполнила ритм-вокалистка Луара Котлер, сотрудничавшая с Циммером для музыки к фильмам «Люди Икс: Тёмный феникс» и «Элегия Хиллбилли».

Я говорил, что у «Дюны» должен быть собственный ритм. Так что очевидно, что мне нужно было найти женщину, которая бы одновременно чувствовала ритм и смогла кричать как банши. В её голосе есть сила, настоящая магия, которая воздействует на зрителя и без всяких компрессоров и программ обработок звука.

Ханс Циммер
, композитор
Hans Zimmer — Paul's Dream

Особое значение в «Дюне» играет и волынка — традиционный музыкальный инструмент Шотландии. Но Циммер понял, что в фильме она должна звучать по-другому, поэтому использовал в качестве основы волынки из Каледонии, Испании и ближневосточных стран.

Мой музыкант Гутри Гован имитировал звучание волынки на гитаре. Затем на запись наложили звук ещё примерно тридцати настоящих волынок

Ханс Циммер
, композитор
Прибытие Атрейдесов на Арракис

Но чаще всего Циммер использовал в саундтреке звук флейты. Композитор поручил своему флейтисту Педро Эсташу играть на инструменте так, словно он исполняет музыку ветра в пустыне.

Для фильма Эсташ использовал не обычную флейту, а армянский дудук — духовой язычковый инструмент, сделанный из абрикосового дерева. Кроме него флейтист использовал флейту-пикколо и другие разновидности инструмента. Всего для фильма он исполнил 89 треков, сыгранных только на дудуке.

Никто не делал подобного до нас. Мы привыкли,что для фильмов используют по 32 скрипки, 14 виолончелей и 6 контрабасов — это обычный набор для концерта в стиле Бетховена. Но представьте, что музыку для фильма вы записывали почти целиком из флейт.

Ханс Циммер
, композитор

По мнению Циммера, в будущем музыка может сильно измениться: привычные звуки могут превратиться в нечто более продвинутое. Но композитор никогда не откажется от своих любимых барабанов.

Мне нравится создавать музыку на барабанах.

Ханс Циммер
, композитор
227227
29 комментариев

Имхо, без музыки Циммера Дюна потеряла бы львиную долю своей завораживающей красоты.

88

Саундтрек «Дюны» конечно невероятно атмосферный

43

Саунды божественные.

22

Очень запоминающиеся получился ост, а главное, что это необычное звучание теперь ассоциируется именно с Дюной.
Может у дедушки скоро появится второй оскар))
Заслужил

10

Циммер хорош, но с этим «пердением» в фильме немного перебор, как мне кажется. В куче сцен к месту и не к месту, очень отвлекает.

6

«Пердение» это то что ты обычно издаёшь.

4

Один из лучших саундтреков, что мне доводилось слышать. Всегда считал именно музыку неотъемлемой частью атмосферы фильмов (и игр) и в 90% случаев этот аспект разочаровывает в фильмах (а играх тем более). Но тут огромное внимание уделено именно ей. Циммер просто гениальный псих )

5