Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 1

В феврале 2022 года в российский кинопрокат вышел новый фильм Майка Миллса «Камон Камон». Четвертая работа автора за пятнадцать с небольшим лет вновь затрагивает тему семейных отношений, при этом является самобытной и очень уместно дополняющей фильмографию режиссёра. 20 марта Миллс отметил очередной день рождения, в честь которого постараемся раскрыть контекст его немногочисленных работ и понять, насколько гармонично вписывается в концепцию творчества новая картина.

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 1

Майку Миллсу было суждено связать свою судьбу с искусством. Он родился в 1966 г. в Калифорнии в семье художницы Джанет Л. Дауд и Пола Миллса, искусствоведа по профессии и директора музея.

В 1999 г. его мать скончалась от рака, а отец спустя полгода после ее смерти признался в гомосексуальной ориентации.

На протяжении длительного времени Майк Миллс специализировался в области видео клипов, сотрудничал с известными представителями музыкальной индустрии, такими как Moby, Yoko Ono и Air. Возможно именно такая череда событий, как откровение отца и утрата матери, сподвигли Миллса на смену творческого вектора, в 2000-ом он выпустил короткометражку «Архитектура подтверждения» драматичную зарисовку о крушении иллюзий и обличении окружающего мира.

Попрактиковшись в коротком метре и при этом не оставив работу в области видеоклипов Миллс приблизился к выпуску первой полнометражной работы «Дурная привычка» (Thumbsucker, 2004), подростковой драмы по мотивам романа Уолтера Кирна.

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 1

«Дурная привычка» — история о среднестатистическом подростке Джастине (Лу Тэйлор Пуччи), который является членом семьи, исповедующей довольно неординарные традиции, например Джастину запрещено называть родителей (в исполнении Тильды Суинтон и Винсента Д’Онофрио) «Мама» и «Папа», а обращаться к ним он может только по имени.

В целом, отношения в семье складываются довольно холодные. Мать испытывает нескрываемую любовь к поп – звезде, а отец то и дело срывается на окружающих в отсутствие собственной самореализации. Все люди, окружающие Джастина имеют свои достоинства и недостатки и все как-то уживаются в социуме. Однако лишь главному герою регулярно достается за странную, но совершенно безобидную привычку, он время от времени беспечно сосёт большой палец.

Главный герой испытает весь спектр чувств, сопровождающих процесс избавления от вредной привычки, от невероятного успеха до разочарования, от восторга до негодования. Лечение и любая профилактика приводит лишь к травмированию личности и не способствует здоровому взрослению, поэтому Джастину и окружающим достаточно было бы осознать, принять и признать тот факт, что какой бы странной ни была привычка, она имеет место быть.

Так, через концепт фильма и произведения, положенного в его основу, Миллс преподносит совершенно не новую, но важную мысль о том, что ненормальностей нет, а есть различия. Нет правил, а есть свобода.

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 1

Предвосхищая сюжеты дальнейших работ, режиссер подготовил почву для их осознания, говоря о том, что взаимопонимание и процветание социума - и тем более такой ячейки общества, как семья - заключается в простой формуле: «Будь тем, кем являешься и лишь тогда ты будешь жить своей жизнью»

Фильм «Дурная привычка» был удостоен награды на Берлинском кинофестивале за лучшую мужскую роль и награжден специальным призом жюри на фестивале Сандэнс, а тема самоопределения и принятия себя стала уверенным трамплином для дальнейшего поиска ответов на сокровенные вопросы о личной жизни семейства Миллс. Два следующих фильма — «Начинающие» (2010) и «Женщины 20-го века» (2016) – уже доподлинно представляли собой попытку Миллса ответить на волнующих вопрос и понять обоих родителей во всей сложности их отношений друг с другом и с самими собой.

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 1

«Начинающие» внешне представлялись легкой инди-комедией об отцовском каминг-ауте, Миллс взялся за работу аккурат после смерти родителя. Правда, не только факт отцовской биографии сподвиг Миллса на съемки, творческим вдохновителем для режиссера стал Иштван Сабо и его «Фильм о любви». Миллс обращал внимание на то, что фильм Сабо целиком посвящен воспоминаниям. Так, в интервью изданию Collider он признает что аспект автобиографичности привлекает его больше всего в своей второй работе. Режиссер говорит: «Вы просто знаете, что это реально. Вы можете просто сказать, что это приключение одного человека, самостоятельная история которой можно полноценно насладиться»

Обстоятельства жизни отца Миллса уже были готовым сценарием фильма, однако оказался осложнен дополнительной сюжетной линией и строился вокруг двух параллельных повествований:

Первая история развивается вокруг самого главного героя, по имени Оливер, фактически прототипа Миллса в исполнении Юэна МакГрегора. Оливер предпринимает попытки наладить личную жизнь, поскольку его тяготит то обстоятельство что к своим 35-40 годам он так и не обзавелся стабильными отношениями.

Вторая, в свою очередь, концентрируется на отце главного героя, которого зовут Хэл (Кристофер Пламмер). После смерти супруги Хэл сообщает сыну о том, что на самом деле является геем. Драматичность ситуации заключается в том, что осознание этого факта пришло к нему еще в подростковом возрасте, но из-за предрассудков общества того времени он был вынужден жениться, и практически большую часть жизни являлся тем, кем не был на самом деле. Теперь же он немолод, старика допекают болезни и жить осталось немного. Потому, он настроен сполна наверстать упущенное, обновить гардероб и обзавестись новыми друзьями.

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 1

Не забыли формулу Миллса изложенную в предыдущем фильме? По ходу фильма Оливер регулярно возвращается к воспоминаниям об отце и трагедии его личной жизни, вновь и вновь прорабатывает ее и блуждает в воспоминаниях о последних днях близкого человека, снова напоминая зрителю мысль, лейтмотивом перетекающую из «Привычки» в «Начинающих»: «Будь тем, кем являешься на самом деле…»

Не смотря на тот факт, что «Начинающие» являлись лишь вторым полнометражным фильмом Миллса, ему удалось задействовать в фильме звезд первой величины, ранее упомянутых Юэна МакГрегора и Кристофера Пламмера. Личностный характер фильма очень привлек Пламмера, который в силу возраста знал о социальных конфликтах и проблемах взаимопонимания людей его поколения. Миллс в интервью Den of geek заметил: «Кристоферу нравился его персонаж – ему было все равно, что это личное, ему было все равно, гей он или гетеросексуал, ему нравилась борьба, нравился юмор, ему нравилось, что в нем нет жалости к себе… отец и Кристофер почти ровесники, так что у них действительно было много общего в культурном плане.»

В результате Миллсу при помощи «Начинающих» удалось представить зрителю личное высказывание о близком человеке и почтить память отца. Сам фильм, в особенности роль Пламмера и его взаимопонимание со своим героем нашли положительный отклик в рамках кинопремий. «Начинающие» были заслуженно удостоены высоких наград, а за лучшую роль второго плана Кристофер Пламмер был награжден четырьмя престижными премиями, включая Оскар и Золотой глобус.

Продолжение следует…

1111
4 комментария

Очень любопытно. И посыл, конечно, верный и гуманный. Заинтересовали 👍

1
Ответить

"Лечение и любая профилактика приводит лишь к травмированию личности и не способствует здоровому взрослению, поэтому Джастину и окружающим достаточно было бы осознать, принять и признать тот факт, что какой бы странной ни была привычка, она имеет место быть.

Так, через концепт фильма и произведения, положенного в его основу, Миллс преподносит совершенно не новую, но важную мысль о том, что ненормальностей нет, а есть различия. Нет правил, а есть свобода."

Да-да, и нет здоровых и больных - все одинаковые, так точно.
Жаль, что он только палец сосать любил, а не - к примеру - навалить кучу говна и сожрать его за обеденным столом.

"Будь тем, кем являешься и лишь тогда ты будешь жить своей жизнью"

Люби других и себя - и палец не нужно будет сосать, потому что в семье будет любовь, а не патология. Любить надо друг друга, и тогда не надо будет уравнивать уродство и красоту.

Ответить

свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, разве нет? Тогда зачем же сравнивать жопу с пальцем. Ваш пример про обеденный стол, совсем не тот пример.

Ответить

🙂

Ответить