Ослепительна и обворожительна твоя улыбка! "Солнцестояние" (2019) - обзор со СПОЙЛЕРАМИ!

Ослепительна и обворожительна твоя улыбка! "Солнцестояние" (2019) - обзор со СПОЙЛЕРАМИ!

_ Глава 1. ⠀

Дэни. Какая славная девушка! Приятная наружность и мягкий характер. Дэни беспокоится, что слишком загружает бойфренда своими проблемами. Кажется, что она привыкла всегда брать вину на себя. Мне легко ей сопереживать. ⠀

А вот Кристиану совесть не позволяет расстаться с Дэни по причине её семейной трагедии. Поэтому и Солнцестояние в Швеции тоже предстоит отметить вместе. И с друзьями. ⠀

Вечериночка, вечериночка
Вечериночка, вечериночка

Поведение общины Хорги вызывает смущение. Неловкость. Беспокойство. Это нормально, ведь с точки зрения людей в белых нарядах мы можем тоже выглядеть странно. Разная культура, и молодые гости это понимают. С ними комфортно находиться. ⠀

А Дэни по-прежнему будто совершенство. Кристиан забыл про её день рождения, а она даже грустить об этом отказывается.

И экскурсовод не нужен
И экскурсовод не нужен

И всё-таки, почему героиня такая неземная? Она любуется искусными орнаментами, неспешно прогуливается по траве. После переживаний о своей сестре, закончившихся страшной развязкой, ожидается чуть больше волнения.

Есть догадка - она опустошена. Поэтому открыта ко всему. Она словно ждёт, когда её наполнят. Закрадывается мысль о чьём-то коварном плане. Поэтому я смиренно жду, когда настанет переломный момент. Как будет вести себя Дэни? ⠀

Каждый по-своему переживает шок
Каждый по-своему переживает шок

Переломный момент настаёт. Дэни явно шокирована, но недвижима. Будто зачарована. На фоне ребят, хватающихся за голову, она стоит ровно в том же положении опущенных рук при стеклянном взгляде, что и пригласивший их друг. Когда Дэни станет приходить в себя, в слезах собирая вещи, она получит от этого друга то, что ей было нужно всё это время - поддержку. Тот закладывает в неё идею, что здесь обретёт семью. К тому же ещё и Кристиан наотрез отказывается уезжать. И Дэни остаётся. ⠀

Может, всё же лучше уехать, сказав, что, мол, это не для меня? Пусть я мыслю однобоко, но у меня другая культура. Я бы тут же уехал. Но на гостей же местные принципы и убеждения срабатывают, увы. Чем дальше, тем больше вовлекаются. Лишь одна молодая пара решает покинуть место, но на утро оказывается, что парень уехал раньше, не предупредив невесту. Следом и она исчезает. Дэни узнаёт об этом и проговаривает нечто неожиданное - "Ты тоже на такое способен". О чём и был её сон, собственно. Раньше она так не вела по отношению к Кристиану...

Отвернись и пей лимонад!
Отвернись и пей лимонад!

_ Глава 2.

А вы слышали о композиторе Альфреде Шнитке? Предлагаю доходчивое объяснение. Представьте, что на место, где должен сидеть оркестр, пригласили людей, не умеющих играть, дали им в руки инструменты и сказали заводить шарманку. Вот приблизительно так и звучит музыка Шнитке. Сплошная какафония. По крайней мере, так может показаться неискушенному слушателю. Но однажды он сочиняет сюиту для скрипки в старинном стиле. Не типичная для него понятная и милая музыка, как у Моцарта.

Один музыковед чувствует неестественность в ней, ощущая нечто дьявольское за красотой простых мелодии и ритма. В то время, когда обычные резкие созвучия композитора воспринимались как борьба со смертью.

А ведь действительно, лично мне сатана в лице ангела света представляется куда страшней очевидного зла, за которое отвечают маньячилы в слэшерах, или даже неизвестность, что представляют призраки в условном “Заклятии”. Поэтому “Солнцестояние” справляется с задачей хоррора шокировать и напугать куда лучше большинства представителей жанра. Фильм использует приёмы, совершенно противоположные типичному ужастику.

  • Первый из них - свет.
Чем светлее, тем ТЕМНЕЕ
Чем светлее, тем ТЕМНЕЕ

Его много. Лишь пролог происходит в тёмных оттенках, и он знакомит нас с настроением и жанром истории. Это знакомство удачное благодаря саспенсу во тьме. Но зло остаётся за кадром, а мы видим лишь продукт этого зла. А дальше, как сказал один кинокритик, “нарочито неспешное путешествие в залитый солнцем ад”. Ад - ключевое слово. Концентрация ужаса. И чем светлее, тем страшнее. Моё почтение оператору, ведь съёмки в лучах солнца - самое сложное. По крайней мере, по моему скромному любительскому опыту.

  • Второй приём - нет сверхъестественному!
Хто я? Хде я? ЗАЧЕМ Я?
Хто я? Хде я? ЗАЧЕМ Я?

Максимум - галлюцинации от чудесных напитков и пугающие обряды общины. А осознание того, что местные люди верят в то, во что верят, и поступают в соответствии с этим определённым образом, влияя на гостей - вот это по-настоящему страшно.

  • Третий приём - нет скримерам!
...Тогда мы идём к вам!
...Тогда мы идём к вам!

Сам по себе скример - это попытка через внешнее воздействие испугать зрителя. В большинстве случаев испуг срабатывает здесь и сейчас и не оставляет после себя никакого осадка. “Солнцестояние” не рассчитывает на такие поверхностные способы. Оно незаметно сеет в нас зерно ужаса, шаг за шагом погружая и ослепляя красотой. В противовес резким событиям медленное погружение. Его очарование - в визуальных деталях. Но когда семя взойдёт, мы ощутим этот страх изнутри. Куда мощнее эффект, оставляющий глубокий отпечаток.

_ Глава 3.

Кайфую от необычного сюжета. Нет, завязка соответствует канонам жанра. Зловещий пролог и абстрагирующая от него экспозиция. Герои приезжают на место действия, которое кажется им милым, но лишь до поры до времени. Всё это нам знакомо.

Но последняя треть обезоруживает зрителя. Со временем он понимает, что не будет внезапных твистов с информацией, проясняющих, что да как. Не будет акцента на смертях и выживании персонажей. Не будет превосходства героя над ситуацией и разрушения спектакля.

Ну-ка... УЖОС!
Ну-ка... УЖОС!

Часто используемый троп жанра в этом фильме расползается по швам, уступая место открытым трактовкам происходящей психоделики. Стандартные сюжетные рамки выходят из под контроля с потерей здравомыслящих персонажей на экране. Больше некому разряжать атмосферу, а зрителю больше не с кем ассоциировать себя. Он теряется. Ему не за что уцепиться. Что за омерзительная муть, возможно, скажет он?

Нет букета краше
Нет букета краше

Тогда предлагаю ответить, кем является Дэни в контексте сюжета? Главная героиня. В чём её арка? Ей предстоит пройти путь от несчастной положительной героини к той, что сожжёт своего парня заживо. Так кто она? Антигерой? Жертва?

У Артура Флека был похожий путь, и становление Джокера сопровождала его улыбка в конце фильма. Дэни в конце фильма тоже улыбается. Только состояние Артура было состоянием борьбы. Его не удовлетворяло существующее положение, в котором находился. А Дэни?

Во садули в огороде..!
Во садули в огороде..!

О, если бы ты была холодна или горяча! Смирение со сложившимися обстоятельствами и отказ в попытках что-либо изменить фильм трактует как зло. Ложное чувство счастья. Героиня была убеждена, что только с Кристианом ей будет хорошо.

Она могла его прощать, могла в чём-то упрекать, но ничего с этим не делала. Отношения превратились в зависимость. А зависимость не позволили двигаться дальше, поглощая личность. Обездвижение. Застой.

ПОЖАР!
ПОЖАР!

Рано или поздно эта болячка разрослась по всему телу. Отруби её раньше, захваченная с ней живая плоть бы зажила. Теперь лишь только смерть может разрешить эту боль. Поэтому, отрывая Кристина жертвоприношением от себя, Дэни не только избавляется от боли, но и умирает сама как личность. Это подчёркивает мажорный аккорд в конце фильма и улыбка на её лице. Полное умиротворение.

Именно поэтому мы теряемся. Состояние Дэни не взывает ни к сопереживанию, ни к пониманию. Лишь жалость и ужас. Когда главный герой разрушается на наших глазах, разрушается и понятная драматургия. Семейная трагедия и душевная пустота в жизни героини были лишь триггерами, которые создала, и сама же на них откликнулась община Хорга.

Когда ложный комфорт служит препятствием, которое человек отказывается преодолевать, он неизбежно деградирует, что в конечном итоге приводит к краху его личности.

От улыбки станет мир светлей
От улыбки станет мир светлей

_ Эпилог.

О, Дэни! Мне хочется орать и кричать, когда я вижу поднимающуюся улыбку на твоём лице! Внезапный катарсис. Этой твой хэппи-енд. Я так хочу радоваться за тебя! И я радуюсь. Но мне впервые так больно это делать…

***

Ну и ещё по мелочи, что не вошло в официальную часть обзора ;)

Ослепительна и обворожительна твоя улыбка! "Солнцестояние" (2019) - обзор со СПОЙЛЕРАМИ!
  • Когда сектанты кричат рыдают на полу с Дэни - мощь, эстетика, вау. И подобные примеры с переживанием общей боли - круть!
  • Флоренс Пью - словно рождена для этой роли. Обожаю, как она наглядно грустит. Характерный печальный смайл на лице - провисающие вниз уголки рта, как у младенца. Это что-то невероятное!
  • Актёр, играющий Кристиана, часто вызывал испанский кринж своим выражением лица. Я не знаю, хорошо это или плохо.
  • Язычества, обряды, психоделика и прочее - совершенно не моё. Но фильм покорил моё сердечко! 9 цветочных венков из 10!

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой телеграм-канал - https://t.me/kino_v_trende_tlg. 2 года я клепал обзоры в экстремистской организации инстаХраме (кхе, кхе), недавно начал осваивать новые площадки. Основа для прочих отзывов о кино, новостей и быстрого контакта - моя телега :)))

3535
92 комментария

Самая переоцененная хрень последних лет

47
Ответить

Фильм потрясающий, а то что его позиционируют как ужасы — это рождает ненужные ожидания. Я бы назвал жанр — драматический триллер. А то что это якобы «переоцененная хрень» — это как раз те самые ожидания помноженные на собственный вкус.

10
Ответить

Ахах, чаще я слышал либо восторг, либо что-то подобное про переоцененность. Хотя среди знакомых есть, кто ровно фильм воспринял. Типа ну свои плюсы, свои минусы. Вот такая точка зрения небанальна 😅

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я бы не назвал фильм хренью, фильм на 6/10 примерно, есть фильмы намнооого хуже, от которых захочется блевать или выдавить себе глаза, здесь же всё вполне средне. Но то, что фильм переоценен это да.

Ответить

Недооцененный, диванные критики его не поняли, вот и разругали.

Ответить

Комментарий недоступен

23
Ответить