Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 2

В предыдущей части этого лонгрида можно найти краткий обзор первых фильмов Майка Миллса (Дурная привычка, 2004 Начинающие, 2010) и размышления об их контексте.

Спустя шесть лет после кинематографического высказывания об отце Миллс выпустил картину «Женщины ХХ века»

Женщины ХХ века 20th Century Women, 2016

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 2

Сюжет фильма развивается в 1979 году в Санта-Барбаре, штат Калифорния на территории местного пансионата. Здесь, под одной крышей проживают три женщины: мать-одиночка Доротея (Аннетт Бенинг), воспитывающая 15-летнего сына Джейми (Лукас Джейд Зуманн), Эбби (Грета Гервиг) которая проходит курс лечения от онкологии и Джули (Эль Фаннинг), лучшая подруга сына Доротеи. В стране усиливается кризис и растет недоверие к властям, в похожей прогрессии Джейми отдаляется от матери.

«Женщины», как и предыдущие работы автора, по большей части фильм автобиографический. По словам режиссёра, каждая из главных героинь фильма была списана с одной или нескольких женщин, оказавших влияние на Миллса в разные периоды его жизни. Так, персонаж Доротеи был списан с его матери.

Миллс описывает свою мать, умершую в 1999 году, как очень сложную женщину и совершенно загадочную для него. Природа ее «сложности» была отчасти обоснована, поскольку она являлась человеком из времен великой депрессии.

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 2

В фильме Доротея представляется свободной и самостоятельной личностью. Она очень проницательная и постоянно напоминает себе о необходимости быть на одной волне с новым поколением, представителем которого является ее сын, однако ее старания не приносят должных плодов. На поверхности сюжета хрестоматийное недопонимание родителей и детей, современные тенденции непонятны Доротее и вызывают лишь недоумение.

Решением проблемы становится все та же формула Миллса. Доротея не оставляет попыток понять сына, помочь ему найти себя и осознать его идентичность. Единственная возможность сделать сына счастливым и в результате самой жить в гармонии и понимании с окружающими – это дать возможность сыну оставаться самим собой, принять его во всем многообразии непонятных новшеств, а помочь в этом ей смогут вышеупомянутые героини Джули и Эбби.

В «Женщинах» Миллс продолжает оттачивать свой стиль повествования ностальгического характера и интерпретирует воспоминания о матери в драму о поиске и самоопределении. Создается ощущение, что основная цель автора заключается не в представлении истории, а желании посеять в душе зрителя зерно сентиментальной тоски по прошлому, пережить это всем вместе и осознать то, каким причудливым образом история отдельного человека и одной семьи откликается в сердцах миллионов других незнакомцев.

Камон Камон C'mon C'mon, 2021

Исследовав поэтапно тему взаимоотношений индивидуума, как с самим собой, так и окружающими, поговорив со зрителем об идентичности, Миллс в 2021 г. представил общественности «Камон Камон» — свой четвертый фильм, недостающий пазл в мозаике исследования семейных отношений.

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 2

Пока режиссер осознавал истории каждого из своих родителей, он и сам стал отцом. Миллс обрел новую грань и обстоятельство, под углом которого он смог иначе смотреть на уже знакомые темы. В интервью «Исскуство кино» режиссер поделился, что использовал именно свой личный взрослый опыт, опыт родителя, а не ребенка.

Автор задается вопросами о том, чем живет его собственный ребенок со своими сверстниками, что его заботит, беспокоит и радует, смешит или заставляет плакать. Миллс искренне говорит о том, что человек по-новому смотрит на свое детство, когда рождается ребенок.

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 2

Сюжет вращается вокруг двух личностей. Первый — Джесси, парнишка 9-ти лет — прототип сына Миллса. Ребенок задает много вопросов и при этом имеет свою точку на многие явления. Самый лучший ход событий из возможных, по семейным обстоятельствам оставить смышлёного мальчика на временное пребывание с дядей Джонни (Хоакин Феникс) , который реализовал себя в профессии, но в глобальном понимании бытия не нашел ответов на многие вопросы.

Во многих интервью Миллс не скрывает симпатии к творчеству Вима Вендерса, упоминает «Алису в городах» и говорит о том, что черно-белая картинка пробуждает воспоминания о прошлом. Таким образом, Миллс вновь обращается к ностальгической стилистике, которую возводит в еще большую степень за счет черно-белого формата картины.

«Камон Камон» как лаконичное и скупое на динамику высказывание автора снова складывается рефлексию режиссера на взаимоотношений людей, в особенности людей разных поколений. Миллс впервые говорит о себе и сыне, но снова будто бы вспоминает о себе и родителях.

Через диалог Джонни и Джесси режиссер стирает границы возраста и вырисовывает новые вариации своей формулы, положенной в основу человеческого взаимопонимания, все той же: «будь тем, кем являешься...» Джонни ведь тоже своего рода ребенок, просто взрослый, поэтому отношения с племянником выстраивает как с равным себе, а их диалоги превращаются в самый искренний поиск истины и смысла жизни. Режиссер будто напоминает нам, что говорить друг с другом, слышать друг друга и понимать нужно здесь и сейчас. Слово не воробей, а путь к взаимопониманию.

Заключение

Режиссёр Майк Миллс. Археология семейных отношений. Часть 2

Фильмы Майка Миллса выходят с незавидной регулярностью, но его можно смело назвать одним из самых интересных представителей жанра своего времени. Выделяет его то обстоятельство, что все полнометражные творения построены на автобиографическом фундаменте, а манера их повествования складывается в причудливый коллаж из ностальгических зарисовок.

Сложно представить какой будет следующая работа режиссера. Решит ли он ее снять вообще, какую грань семейный отношений он обнажит для зрителя и в какие рамки поставит героев? Предположить можно лишь то, что он вновь расскажет что-то личное.

Возможно, именно личный характер каждой из работ и обуславливает столь редкие появления автора на киноафишах, зато каждая из них наполнена может и не столь акцентированным, но очень жизнеутверждающим посылом. Отчасти этот тезис подтверждает и сам режиссер в недавнем интервью порталу SlashFilm, говоря о том, что необходимо потратить время, дабы прожить эту жизнь, а затем снять фильм о жизни, которую только что прожил.

77
1 комментарий