Смотреть
30 дней бесплатно
Смотреть
30 дней бесплатно
Условия просмотра: clck.ru/h7Vx2
18+
Уже в подписке

Один фильм в пятницу вечером: «Герой-одиночка» Уолтера Хилла

Брюс Уиллис в нуарном боевике про маленький городок посреди пустыни, две враждующие банды и бродягу с парой пистолетов в кобуре.

США, 1930-е годы, в стране царит время «сухого закона». Бродяга Джон Смит приезжает в крохотный городок Иерихон, расположенный рядом с границей. В поселении почти не осталось жителей, зато вместо них – две преступные банды итальянцев и ирландцев, воюющих между собой за право поставлять из Мексики спиртное. Смит начинает работать сначала на одну, потом на другую сторону, постепенно устраняя все больше гангстеров.

Уолтер Хилл – из тех режиссёров-ремесленников, которые никогда не делали шедевры, но всегда умело работали в жанре, создавая крепкие характерные фильмы. Он поставил «Водителя» в 1978-м, «Воинов» в 79-м, потом были «48 часов» и «Красная жара». И вот во второй половине 90-х Хилл вдруг решает взяться за крайне спорный проект – очередную экранизацию романов «Кровавая жатва» и «Стеклянный ключ» Дэшила Хэммета. Две самые известные предыдущие адаптации сняли Акира Куросава и Серджио Леоне – получилось два великих фильма: «Телохранитель» и «За пригоршню долларов». Один был сделан в Японии, другой – в Европе, теперь пришла очередь рассказать эту историю в Америке.

Чтобы оправдать новую вариацию уже давно изученного и порядком надоевшего сюжета, Хилл переносит действие во времена мафиозных разборок, меняет жанр на нуарный боевик с вкраплениями гонконгского экшена в духе Джона Ву, а на главную роль берёт Брюса Уиллиса, карьера которого тогда была в самом расцвете.

С самого начала зрителя сопровождает закадровый голос Смита, печально рассказывающий о своей бродяжной судьбе. Остановившись на распутье, он раскручивает пустую бутылку из-под виски, чтобы та указала ему дорогу.

По приезду в техасский городок, «который не отыскать ни на одной карте», Джона встречает валяющаяся прямо посреди улицы дохлая лошадь, гробовщик, готовящий к похоронам очередной труп, спущенная шина, продажный шериф и кучка гангстеров, готовых перегрызть друг другу глотки.

Две банды – это на одну больше, чем полагается.

И вот начинается работа то на одну, то на другую сторону. Главный герой – обычный наёмник, который будет помогать тому, кто заплатит больше. Но постепенно он начинает понимать, как всё здесь на самом деле устроено, и решает играть по своим правилам.

Брюса Уиллиса тут зовут Джон Смит, ведь Джон Смит – это самое банальное американское имя на свете. Серджио Леоне, например, в своё время, точно такому же персонажу имени не выдал вообще.

Тосиро Мифунэ и Клинт Иствуд, воплощавшие ранее образ одинокого странника, впоследствии стали главными лицами жанров: Мифунэ – символом самурайского экшена, Иствуд – вестерна. Уиллис же, на тот момент, являлся одним из популярнейших актёров боевиков 90-х, поэтому совершенно неудивительно, что Хилл для этой роли выбрал именно его.

Я решил просохнуть. Два дня без выпивки. Для меня это неплохо.

Брюс тут, вписавшийся в образ как влитой, разговаривающий тихим хрипловатым голосом со всеми здешними негодяями, с парой «кольтов» в плечевой кобуре, без остановки заливающий в себя виски – будто и правда перебрался сюда из «чёрных» фильмов 40-х годов. Его персонаж поначалу – циничный и грубый наёмник, потом – человек, решающий вдруг сделать в своей беспутной жизни хотя бы один добрый поступок.

Говоря про «Героя-одиночку», нельзя не отметить его, несомненно, выдающийся визуальный стиль. Весь Иерихон и окружающую его пустыню заливает тёмно-оранжевый цвет, а кадры в фильме постоянно растворяются друг в друге, словно медленно тают на этом неимоверно жарком солнце. Тени красиво падают на лица, свет льётся лучами сквозь полузакрытые окна, люди в костюмах умирают от выпущенных пуль.

Удушающий воздух, бесконечная жара, вездесущий песок и брошенный цивилизацией город, в котором почти нет хороших людей – вот в чём упрекнуть картину Хилла нельзя, так это в создании ощущения настоящего края света, позабытого богом места, где остались только виски, пыль и много злобных мужчин.

Единственные однозначно положительные герои в этой истории – две измученные женщины, да дурачок-бармен. Кроме них ещё есть продажный шериф (Брюс Дерн) с молчаливым помощником, а больше, кажется, тут и не живёт никто.

Когда всё начиналось – я лишь хотел срубить деньжат. Но где-то по дороге всё это стало слишком личным.

Один из основных противников Смита – безжалостный убийца Хикки (Кристофер Уокен) с шрамом на лице, работающий на ирландцев. Он – с пистолетом-пулеметом Томпсона наперевес, ехидно улыбающийся и поворачивающийся спиной к сопернику, прежде чем его убить – главный здешний антагонист, местный психопат, представляющий наибольшую угрозу.

В отличие от героев Куросавы и Леоне, Хилл практически лишил своего наёмника любого ореола романтичности. Поначалу Смит ничем не отличается от местных злодеев, ведь единственное, что его интересует – это заработать побольше деньжат, починить машину и убраться как можно дальше.

Перестрелки тут похожи на дикие гонконгские боевики с разрушающимися в щепки декорациями, отлетающими на несколько метров телами, сумасшедшей пальбой по-македонски с двух рук. Никаким реализмом здесь и не пахнет – Хилл снял натуральный комикс, стильный, нуаровый, жестокий, но в тоже самое время очень поэтичный.

К тому же, в фильме полно ярких символичных образов – брошенная церковь, в которой укрывается Джон, сгоревший дотла бар, где проходит решающая встреча, нательный крестик, передаваемый из рук в руки, гробовщик, не спускающий со Смита глаз. Да и у самого города название очень говорящее.

На фоне двух других культовых экранизаций Хэммета «Герой-одиночка», конечно, выглядит вторично, но Хилл и не пытался в чём-то превзойти ни Куросаву, ни Леоне. Он просто переосмыслил старую историю, превратив её в печальный и крайне атмосферный боевик, заметно выбивающийся из ряда стандартных экшен-фильмов 90-х годов.

Ведь, на самом деле, совершенно неважно – самурай ли это бредёт по дороге, ковбой или же гангстер в шляпе – судьба у наёмника, попавшего в маленький городок и наводящего там порядок, всегда одна – бесследно исчезнуть за горизонтом, из-за которого он когда-то так внезапно пришёл.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Anton

Куросава гений

Ответить
Развернуть ветку
Top Busters

Относительно имени, я бы уточнил, что это даже не то, чтобы самое банальное имя в Америке, а символ его отсутствия, типа как у нас "Вася Пупкин". Т.е. персонаж Уиллиса буквально никто и звать его никак)

P.S. И не судите за доеб, но разве есть слово "нуаровый"? Нуарный же, нет? Просто капец как режет ухо. Возможно, ошибаюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Boris

Да, спасибо, пора пересмотреть Телохранителя Куросавы

Ответить
Развернуть ветку
Myfus

Обожал этот фильм в детстве, много раз пересматривал. Очень нравились эти крутые перестрелки с бесконечными патронами, да и сама атмосфера крутая, Брюс очень даже тащит.

Ответить
Развернуть ветку
Mogilevsky Roman

Ностальгия. Брат подарил на др эту кассету двадцать + лет назад с фильмом «Сонна лощина» (на пиратке звался «Дремлющая пустота»). Фильм с Деппом сто раз посмотрел. До «Героя-одиночки» так руки и не дошли.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Биркин

Ура, Иван вернулся!
Я скучал по вашим рецензиям.

Ответить
Развернуть ветку
Xander Grishchenko

Спасибо, рад видеть новые рекомендации для просмотра

Ответить
Развернуть ветку
Лебедь о кино

И тут он в белой майке) В нуарной майке

Ответить
Развернуть ветку
Ласковый коктейль

Даже не знал про этот фильм. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Bulletmr bull

Куда пропадал?

Ответить
Развернуть ветку
Т. Шеантис
И вот во второй половине 90-х Хилл вдруг решает взяться за крайне спорный проект – очередную экранизацию романов «Кровавая жатва» и «Стеклянный ключ» Дэшила Хэммета. Две самые известные предыдущие адаптации сняли Акира Куросава и Серджио Леоне – получилось два великих фильма: «Телохранитель» и «За пригоршню долларов».

"Герой-одиночка" - ремейк "Телохранителя". Куросава говорил, что вдохновлялся фильмом "Стеклянный ключ" (1942), экранизацией одноимённого романа Хэммета. Однако между "Телохранителем" Куросавы и "Стеклянным ключом" Хэммета нет вообще никакого сколько-нибудь значимого сюжетного сходства. Вместе с тем можно найти кое-что общее между японским фильмом и другим произведением Хэммета - романом "Кровавая жатва". Они разделяют один сюжетный мотив: протагонист натравливает банды друг на друга, чтобы в конечном счёте очистить от них город. Тем не менее даже это сходство настолько поверхностное, что, по мнению некоторых критиков, могло быть всего лишь случайным совпадением, а не заимствованием.
В общем, "Телохранителя" и "Героя-одиночку" нельзя отнести к числу экранизаций хэмметовских романов.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null