Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

В пятый день марафона фильмов с Кейджем рассказываем об «Оружейном бароне», «Призрачном гонщике» и «Плетёном человеке».

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

Мы продолжаем смотреть кино с великим актёром в рамках нашего марафона «Трое в клетке» и наконец добрались до середины нулевых. На этот раз в нашей программе — несколько запоминающихся (по разным причинам) картин, включая первый в карьере нашего героя кинокомикс, а также ставшее культовым плохое кино, подарившее нам несколько мемов.

В самом конце вы снова найдёте опрос, в котором мы предлагаем проголосовать за самый кейджевый фильм из трёх — тот, где Кейдж ведёт себя безумнее всего.

«Оружейный барон» (2005)

Николасу Кейджу всегда шли образы скользких или хотя бы неоднозначных персонажей, будь то Кастор Трой, «грязный» детектив Санторо из «Глаз змеи» или неуравновешенный полицейский Макдона из «Плохого лейтенанта» (до которого мы ещё обязательно доберёмся). И «торговец смертью» Юрий Орлов в его исполнении — пусть и обаятельная, но та ещё мразь.

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

Выросший в семье иммигрантов на Брайтон-Бич, Орлов обращается к продаже оружия даже не для того, чтобы убежать от бедности. Просто ему нравится испытывать судьбу и помогать людям «удовлетворять одну из своих базовых потребностей», к которым он причисляет убийство себе подобных. Ну и ещё — он чертовски хорошо выполняет свою работу.

Орлов — не просто протагонист в этой истории, но и рассказчик. Нас погружают в его голову, начиная с открывающего монолога и до самых титров, он лично обращается к зрителям и повествует обо всей своей карьере. Разумеется, героя показывают не истинным воплощением зла, а человеком, пусть и глубоко порочным, но это не отменяет того, что он раз за разом осознанно идёт на преступления.

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

По размаху и амбициозности «Оружейный барон» почти не уступает «Славным парням» Мартина Скорсезе, и стиль повествования тут похожий. Здесь и динамичная операторская работа, и постоянная смена времени и места действия, и закадровый голос, и мир криминала и насилия, в котором находится место юмору и мрачной иронии. А ещё — прекрасный саундтрек из популярной музыки, которая почти всегда приходится к месту. Открывающие титры с «путешествием пули» под классическую песню Buffalo Springfield так и вовсе можно смотреть как отдельное от фильма произведение искусства, заканчивающееся страшной, кровавой точкой.

Нередко во время просмотра становится неловко, да что там, крайне некомфортно от привычного голливудского лоска, с которым в фильме рассказывают о такой жуткой теме, как торговля оружием. Юрий — гедонист, и с его авторитетом растёт и его уровень жизни: наркотики, женщины, деньги. Но из головы невозможно выкинуть, что где-то за кадром растут горы трупов.

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

Кейдж не только сыграл главную роль в «Бароне», но и выступил продюсером. И в фильме актёр умело балансирует между очаровательным злодеем — с приятной улыбкой, неподдельным умением расположить к себе и договориться — и глубоко жалким, мерзким человеком. Человеком, который лжёт всем вокруг, просто в разной мере: от взявшего его под прицел агента интерпола (Итан Хоук) до собственного брата-кокаинщика (Джаред Лето) и жены, точно знающей, что что-то нечисто (Бриджит Мойнахан).

До самого конца кажется, что Орлов врёт в том числе самому себе: его внутренние оправдания тому, что он — «всего лишь посредник», нынче принято называть словосочетанием «ментальная гимнастика». Вот только он искренне верит в то, о чём говорит.

И, пожалуй, именно благодаря тому, как убедительно Николас Кейдж показывает этого персонажа, «Оружейный барон» превращается из истории об одном прогнившем человеке в историю о прогнившей системе, в которой такие люди чувствуют себя, как дома. О тех, кто сидит в кабинетах и зарабатывает, пока вокруг творится смерть и разрушение. — Антон Самитов

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

«Плетёный человек» (2006)

Полицейский Эдвард Мэйлус (Николас Кейдж) пытается оправиться после трагического случая на работе и получает письмо от бывшей невесты, которая когда-то бросила его уже после помолвки. Девушка просит его приехать на остров Саммерсайл и помочь найти её бесследно исчезнувшую дочь. Все — коллеги по работе, пилот самолёта, доставляющего припасы на остров, здравый смысл — говорят Мэйлусу не браться за это дело, но он всё-таки едет.

На острове живёт община, которой управляют женщины. Они разводят пчёл (на которых у Мэйлуса аллергия), каждый год проводят таинственные фестивали плодородия, поклоняются богине-матери. И говорят Мэйлусу разные сведения о пропавшей девочке: то ли её не существовало, то ли её сожгли, то ли её готовятся сжечь.

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

Оригинальный «Плетёный человек», вышедший в 1973 году, считается классикой хоррора, хотя, говоря строго, это не совсем хоррор. Ремейк «Плетёного человека» считается ужасным фильмом — и это тоже не вполне верно. Трудно испортить доставшуюся ему историю и фактуру: с культистами, которые вроде бы не скрывают свою веру, но всё равно темнят, с идиллической натурой, которая постепенно забирает у героя связь с внешним миром, близких, разум — и готовится забрать его самого.

Николас Кейдж, впрочем, делает всё, чтобы фильм испортить. Почти всем хамит, много бегает и орёт; при этом корчит такие кретинические гримасы, каких прежде не существовало в природе.

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

Но Кейджу вроде бы как и положено здесь раздражать. Дело в том, что если первый «Плетёный человек» был о борьбе набожного христианина с язычниками, то второй рассказывает о конфликте мужчин и женщин. И кажется, что режиссёр Нил Лабут (он после этого фильма снял ещё неплохой «Добро пожаловать в Лэйквью» и ушёл в театр) скорее на стороне женщин — и потому Кейдж тут такая грубая скотина.

Но на деле достаётся всем. Тем, кто на стороне Кейджа, — несколько прекрасных моментов: на Кейджа нападает хорошенькая культистка, строившая ему глазки, а он даёт ей сначала с правой, а потом с ноги; затем надевает костюм медведя и врезает ещё паре язычниц. Тем же, кто не переносит артиста, нужно досмотреть фильм до конца — там с Кейджем происходит то, чего ему давно желают многие зрители. — Александр Омолоев

«Призрачный гонщик» (2007)

Давным давно, ещё до MCU, крутой трюкач Джонни Блейз (Николас Кейдж) продал душу Мефистофелю (Питер Фонда), в надежде на излечение отца от рака. Но батя всё равно умер, потому что его играл Бретт Каллен, очень похожий на Шона Бина, а Джонни остался с обязательством прийти по первому зову дьявола и служить ему.

Зов раздаётся через много лет, когда некий Блэкхарт (Уэс Бентли) возвращается, чтобы захватить мир живых. Блейзу, получившему способность превращаться в горящего скелета на мотоцикле (bike), ничего не остаётся, кроме как дать злодею бой.

Но прежде чем сразиться с тёмными силами (dark forces), Кейдж около часа будет бубнить себе под нос, жрать конфеты из мартинки и наигранно (play) смеяться над тем, как обезьяна дерётся с мужиком. А, ну и ещё ухлёстывать (whip) за подругой детства в исполнении Евы Мендес (Men Death).

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

Впервые в призрачного гонщика актёр перевоплощается уже далеко за 40 минут хронометража — и это лучшая (the best) сцена фильма. Кейджа корёжит, он орёт, хохочет, плачет — в общем, очевидно не понимает, какие эмоции должен испытывать его герой, когда горит изнутри (inside). Да и кто бы знал, если честно.

Потом, правда (true), ситуация лучше не становится. В «Призрачном гонщике», как это ни странно, слишком мало самого Призрачного гонщика (ghost racer) — всего раза четыре за фильм Джонни Блейзу дают примерить пылающий череп и сажают на до абсурдного говнарьский мотоцикл.

Экшн-сцен тоже мало, а квартет злодеев разбирают (deconstruct) как-то даже особенно не потея. И когда на экране появляются титры под задорный кавер на Ghost Riders in the Sky («Призрачные ездоки на небе»), не чувствуешь ни удовлетворения, ни раздражения (skin irritation), ничего. Удивительно пустое кино. Разве что с пацанами под калик отдохнуть) — Андрей Верещагин

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл
Какой из фильмов самый кейджевый?
«Оружейный барон»
«Плетёный человек»
«Призрачный гонщик»
212212
59 комментариев

А завтра мы вернёмся и будем обсуждать «Пророка», «Знамение» и сиквел «Сокровища нации».

Спасибо, что вы с нами.

24

Николас Кейдж торгует оружием, продаёт душу Сатане, бьёт женщин и боится пчёл

И все это только за сегодняшнее утро.

118

Мне "Гонщик" всегда нравился. Сам Гонщик клевый, сцена где он едет рядом с Гонщиком всадником шикарна.
Вот сиквел ужасен.

17

Гонщика у нас спас дубляж, очевидно. Я как представлю этот бубнёж Кейджа в оригинале, то и понимаю, что не хочу это кино в оригинале смотреть никогда.

1

С чего вырос этот культ Кейджа на dtf?

1