Когда каждый кадр в фильме — это картина эпохи Рококо

Обхожу стороной костюмированные драмы, но «Барри Линдон» — исключение. Это моё любимое творение Стенли Кубрика (после похождений Тома Круза), о котором совсем мало говорят. Читай, как я продаю тебе фильм, который почитают Скорсезе, Спилберг и Триер.

По пути ты встретишь 10 «картин» в рамках. Это скриншоты из фильма, чтобы оправдать название поста. И это не кликбейт. Сам попробуй: нажимай кино на паузу в любой момент, чтобы понять, что каждый кадр в «Барри Линдоне» — это картина.

И насчёт «рококо». Я скинул картины-кадры искусствоведу и спросил, какую эпоху они напоминают. Он ответил: «рококо». Рококо — это наименование художественного стиля западноевропейского искусства второй четверти и середины XVIII века — как раз время истории про Барри.

Как докатился до «Барри Линдона»

Я смотрел все фильмы Стенли Кубрика по несколько раз, кроме «Лолиты» и «Убийства». Но вот «Барри Линдона» успешно игнорировал.

Дело в том, что когда слышу «костюмированная драма» — меня передёргивает. В голове рисуется маскарад из нелепых костюмов, дворцовых интриг, атмосферы чего-то неестественного... тоска.

Подобные картины меня цепляют, но редко, и то, если в жанр подмешивается комедия («Любовь и смерть» Вуди Аллена), сильная или необычная история («Парфюмер»), офигенный саундтрек (мелодии Майкла Наймана в «Пианино»), ну или фильм просто рвёт все шаблоны («Людоед» с музыкой от Дэймона Албарна и Майкла Наймана).

«Людоед», конечно, топовое кино. Нужно как-нибудь о нём отдельно вспомнить

И вот я однажды лениво дотянулся до Барри...

И не оторвался от экрана ни разу за 180 минут!

Сюжет «Барри Линдона»

В XVIII веке ирландский паренёк Барри проходит череду забавных и не очень оказий: убивает на дуэли капитана английской армии, служит в английской армии, дезертирует, служит в прусской армии, становится карточным шулером, женится на богатой даме, пытается получить титул графа, враждует с пасынком, воспитывает сына...

<i>Измученная супруга Барри Линдона принимает ванну</i>
Измученная супруга Барри Линдона принимает ванну

Ну и как бы всё.

Не буду расписывать сюжет.

Смотреть надо.

Мои впечатления от «Барри Линдона»

Весь фильм не мог отмахнуться от ощущения, что смотрю не костюмированный фильм, а документальное кино, снятое в XVIII веке о настоящем авантюристе.

<i>Супруга Линдон подписывает кредиторские задолженности</i>
Супруга Линдон подписывает кредиторские задолженности

Даже голос за кадром, иронично подкалывающий главного героя, звучал будто комментарии какого-то историка в документальном фильме а-ля Дроздов в «Мире животных».

<i>Барри топит горе в бесконечных пьянках</i>
Барри топит горе в бесконечных пьянках

И ещё один удивительный эффект, который я ни разу не ловил до этого: Кубрик умудрился снять кино, которое можно посмотреть сегодня и не догадаться, что фильм на самом деле снят в 1975 году.

<i>Семейство Линдонов на прогулке</i>
Семейство Линдонов на прогулке

Эффект документальности и свежести получился благодаря тому, что я не заметил той костюмированной фальши, которая сочится из фильмов подобного жанра. И на это есть две причины:

1. Заигрывания Кубрика с декорациями и светом.

2. Неизвестные актёры.

3. Вынужденный бонусный пункт...

Для каждого пункта выделю отдельный блок.

<i>Барри читает сыну книгу</i>
Барри читает сыну книгу

1. В «Барри Линдоне» что-то не так со светом

Когда я смотрел «Барри», меня не отпускала мысль, что уж слишком темно в помещениях. В замках совсем нет света, в кадре будто дымка застыла.

А потом я подумал, а как раньше люди жили? Не было же электричества, поэтому приходилось жечь свечи. А свечи не дадут идеального света, сколько их не расставляй. Это я знаю и по собственному опыту: на моей бывшей родине сидеть без света при свечах — это нормальная практика.

Вот как снята типичная вечеринка из типичной исторической драмы. За пример взял «Ярмарку Тщеславия» (2004). На заднем фоне видно горстку свечей, а светло, будто где-то за кадром прожектора шуршат (ну так и есть).

Вспомнил эту сцену, потому что песня клёвая (больше клёвого в фильме нет ни-че-го)

(Кстати, «Ярмарку тщеславия» и «Барри Линдона» написал один и тот же Уильям Теккерей, и именно Ярмарку Кубрик сначала хотел экранизировать...)

А вот как вечеринка показана в «Барри Линдоне». В зале горит под сотню свечей. Все сидят в полумраке. А как иначе в то время?

А теперь вспомни приятный аромат плавящегося воска и умножь на 300

Только после просмотра фильма я полез разбираться в этой магии и оказался прав в подозрениях. В «Барри Линдоне» Кубрик использовал естественное освещение (и свечи под заказ с тремя фитилями).

Вот псих!

<i>Супруга Барри Линдона играет с прислугой в карты. Смеркалось...</i>
Супруга Барри Линдона играет с прислугой в карты. Смеркалось...

Кубрик и в уличных сценах отказался от всякой световой техники и полагался только на солнечный свет. Это знатно добавило геморроя всей съёмочной команде, но результат впечатляет. Даже я, человек не в теме, во время просмотра заметил этот необычный подход.

Но, как говорится, есть нюанс...

Не буду расписывать все тонкости того, как вроде бы фанат контроля и перфекционист Стенли Кубрик попытался снимать фильм в среде постоянно меняющейся погоды Англии и Ирландии. Лучше посмотри это крутое видео, чтобы все легенды про натуральный свет чуть померкли:

Есть русские сабы! УРА!

2. Неизвестные актёры нанесли неожиданную пользу

Наверное, главная беда исторических драм, бьющая по реальности происходящего — это звёздные морды на экране.

При всё моем уважении к «Гладиатору» Ридли Скотта, или «Последнему самураю» Эдварда Цвика, да даже «Трое» Вольфгана Петерсона — не вижу я в протагонистах генерала Максимуса, капитана Нейтона и Ахиллеса, я вижу Рассела Кроу, Тома Круза и Брэда Питта.

В «Барре Линдоне» я никого не узнал.

Актёрский состав смеётся над моими куцыми познаниями в их актёрской карьере...

Возможно, прожженные синефилы всех и узнают, поэтому для них такая магия не сработает. Кто-то крикнет «Оооооо, это же Райан О’Нил!», а кто-то «Ого, обожаю Маризу Беренсон!». Но не я :)

3. Декорации и костюмы ИЗ ТОЙ ЭПОХИ

Это бонусный пункт, который мог быть основным, если бы не одно НО. Я не знаю, как ТОГДА одевались люди и какие гигиенические средства предпочитали, чтобы выглядеть, как призраки.

То есть меня легко обмануть. Да, я вижу пышные костюмы, много белил, румян, париков и мушек. Но может это всё выдумка и ложь Кубрика. А я не реконструктор и не хранитель времени. Поэтому спорить не могу.

Это последняя попытка привлечь твоё внимание к фильму — актриса Мариз Беренсон

Само собой после просмотра пришлось погуглить. И тут снова сыграла роль любовь Кубрика к деталям и приступы перфекционизма. Искусственных декораций почти нет, всё окружение — это реальные памятники архитектуры, да и часть одёжек купила на аукционе дизайнер по костюмам Милена Кэнонеро — настоящий антиквариат!

<i>Замок Линдонов — реальный замок</i>
Замок Линдонов — реальный замок
<i>Аристократия променадит там где променадила реальная аристократия </i>
Аристократия променадит там где променадила реальная аристократия 

Что в итоге

Я бы так не нахваливал «Барри Линдона», если бы он хвастался лишь воссозданием какой-то там эпохи и техническими аспектами. Остальное в фильме тоже хорошо: классная и печальная история, хорошая классическая музыка, местами едкий юмор, а местами мощная драма (ну и про красоту каждой сцены не забываем).

А от нескольких сцен я просто тащусь, например, когда Барри грабят на дороге, или когда он стреляется в финале, да и в начале тоже, или когда прощается с сыном.

Фильм рассказывает простую историю, которую поймёт любой, но если захочешь копнуть глубже, страдая приступами СПГС, то и тут Барри подкинет тем: поиски отца, Эдип и рок, застойность западной цивилизации и прочее прочее прочее.

Людвигсбургская резиденция правителей Вюртемберга
Людвигсбургская резиденция правителей Вюртемберга

Короче, посмотри «Барри Линдона»!

А если уже смотрел, то поделись в комментах, как тебе. И посоветуй другие крутые исторические драмы, а то может зря я их стороной обхожу.

Если понравилась эта заметка/пост, то читай другое подобное у меня, например:

P. S. Оставлю-ка для себя и потомков своё отношение к фильмам Кубрика от лучшего к худшему:

1. С широко закрытыми глазами
2. Барри Линдон
3. Заводной апельсин
4. Цельнометаллическая оболочка
5. Доктор Стрейнджлав
7. Тропы славы
8. Космическая одиссея 2001
9. Сияние
10. Спартак
11. Лолита
12. С годами топ может поменяться :)

P. P. S. Подписывайся на мой телеграм: «Лебедь о кино». Там пишу кратко и без занудства о просмотренных фильмах. Пишу редко, но метко, и только про кино, так что спамить не буду. Недавно рассказывал про «Морбиуса» и про «А теперь не смотри».

319319
78 комментариев

Комментарий недоступен

23
Ответить

Ну вот про это всё сложное и техническое есть в том видео, которое я прикрепил. Решил не грузить такими деталями :) Но цены и подход, конечно, ВАУ!

7
Ответить

Ну да. Очень красивый фильм, при всей своей трагичности он ещё и какой-то саркастичный, я прям угорал местами. Концовка одна из моих любимых. Если нравится Фаворитка, то стоит посмотреть.

12
Ответить

Так «Записки Барри Линдона» — это плутовской роман, так что у него есть такое комедийное саркастичное настроение. Только Кубрик как обычно пошёл другой дорогой и драмы навалил от души.

Вот, кстати, «Фаворитку» тоже записываю в список костюмированных фильмов, которые мне понравились. Но всё таки они прям очень-очень разные с «Барри».

4
Ответить

Бля Кубрик все таки охуенен, причем поначалу я начинал с ним знакомиться через космическую одиссею и это было ошибкой, ведь одиссея буквально единственный его фильм который мне рьяно не заходит. Потом я уже распробовал остальное и прочухал гениальность, но одиссея до сих пор не нравится

8
Ответить

Мне Одиссея зашла раза с третьего. И то я до сих пор не понимаю финала и не понимаю, нафига Кубрик такое мудреное наворотил... Сложна, мой попкорновый мозг не справляется!

3
Ответить

Чтобы почувствовать гениальность нужно втягиваться, смотреть по три раза и прочее. На самом типичная история, зафорсили то, что Кубрик гениален, и теперь все считают именно так. По мне так фильмы все затянуты и скучны, при этом не спорю что в каждом фильме есть какие-то интересные подходы, впринципе, как в других фильмах других менее известных режиссёров

1
Ответить