В тихом омуте. Рецензия на фильм «Ундина»

В кинотеатре Пионер завершается неделя кинопоказов «Города их жители». Германии посвящены два фильма недели, одним из которых стала картина «Ундина» - на первый взгляд простой и, тем не менее, очаровывающий фильм, который должен стать отправной точкой новой трилогии в творчестве регулярного участника и призера Берлинале Кристиана Петцольда.

Фильм открывается диалогом главной героини Ундины Вебо (Паула Бэр) с Йоханнесом (Якоб Маченц) - ее молодым человеком. Йоханнес спешит, он не только демонстрирует это, но и словесно поторапливает героиню завершить дежурную встречу. Да и вообще, в этот раз он написал ей «надо встретиться», а обычно пишет «пора увидеться». Нет смысла тратить время на сцены расставания, а то, что его возлюбленная (уже бывшая) не уловила намека о целях свидания, – ее проблемы.

В середине встречи Ундине необходимо отлучиться по работе. Она искренне надеется, что экспрессивная угроза заставит партнера уделить ей еще немного времени: «Если ты меня бросишь, я тебя убью», но для Йоханнеса же это предостережение лишь манипуляция, не стоящая внимания. Ундина, пересекая улицу, спешит к рабочему месту.

Кадр из фильма. Кинопоиск
Кадр из фильма. Кинопоиск

Главная героиня - сотрудница городского Музея в Берлине. Она экскурсовод и дипломированный историк. Как выяснится позднее, работа занимает в сердце девушки не меньше места, чем переживания о личной жизни.

Ундину беспокоят внешние виды любимого Берлина, в частности, его архитектура, которая претерпевает необратимые изменения. Прежний облик города служил искусству, а все новое подчиняется лишь потребительским запросам. Перед зрителем возникает круговорот безответной любви, отстраненности, отвержения и тихой печали. Новейшие архитектурные решения отвергают искусство, человек отвергает любовь, форма следует за функцией.

Возвращаясь на место расставания с прежним возлюбленным, Ундина встречает Кристофа (Франц Роговски), промышленного водолаза, впечатленного ее вдохновенными речами и экскурсоводческими способностями. Так в момент, когда надежды на спасение архитектуры города все меньше, у любви и личного счастья появляются шансы.

Кадр из фильма. Кинопоиск
Кадр из фильма. Кинопоиск

«Ундина» - история любви с отсылками к фольклору и построенным на его основе произведениям, разворачивающаяся в городских пейзажах современного Берлина.

Заурядный, по первым ощущениям, и в некоторой мере классический сюжет фильма уходит корнями в германо-скандинавскую мифологию. «Ундины», от латинского «волна» - это духи воды, которые завлекают путников вглубь и могут погубить их или сделать пленниками своих любовных желаний в подводном царстве.

Вопросы о лукавой природе ундин и мотивах их поведения находят отражение в историях о любви этих представительниц водной стихии и человека, таких как повесть Фридриха де ла Мотта Фуке «Ундина» (1811) и всемирно известная сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» (1837). В обоих произведениях русалки представлены читателю, как невольные виновницы трагических событий *. При этом авторы оправдывают поведение ундин их стремлением реализовать право на любовь и земное счастье и принимают во внимание некоторую недобросовестность их избранников.

Позднее в литературе конфликт подобного рода взаимоотношений разрешается пронзительным манифестом. В 1961 году выходит в свет первый сборник рассказов Ингеборге Бахман, в том числе «Ундина уходит». Это не привычная повествовательная литература, а скорее лирический монолог, с первых же строк взывающий к читателям: «О люди! О чудовища!». Здесь фактически завершается трансформация мифического персонажа из коварного духа воды в жертву человеческих страстей, беспечной неопределенности и безответственности: «Я знала одного человека, его звали Ханс, и он был не такой, как все другие. Знала и еще одного, он тоже был не такой, как все другие. Потом одного, кто был совсем не такой, как все другие, его звали Ханс, я любила его».

Подобное развитие образа Ундины формирует бэкграунд фильма и проясняет внутренние волнения главной героини. Ундина Петцольда не стремится затуманить разум молодого человека в угоду своих личных целей. Ее очарование, бездонная глубина взгляда и манящие речи – это, скорее, неотвратимый эффект фольклорного наследия. К слову, жюри Берлинского кинофестиваля удостоило Паулу Бэр призом за лучшую женскую роль, также ее успех было отмечен наградой Европейской киноакадемии.

Кадр из фильма. Кинопоиск
Кадр из фильма. Кинопоиск

Режиссёр симпатизирует главной героине и соболезнует ее неспособности найти счастья на земле. Автор картины за нее, но он, кажется, ничего не может противопоставить неизбежному и исторически сложившемуся трагизму.

И при таком контексте, единственным, по-настоящему значимым и взаимным утешением для Ундины предстает Берлин, который, очевидно, не является обыденным местом действия. Сменяющиеся городские пейзажи, аккуратное движение камеры по тихим улочкам, под звуки нежного и робкого адажио И.С. Баха делают из города не просто случайного участника и свидетеля, вроде обитающего в глубинах рек томного сома, а полноправного персонажа со своей личной историей любви.

* Финал «Русалочки» Г.Х.Андерсена по сей день вызывает споры. Некоторые литературные критики считают, что последняя часть произведения с его относительно счастливым концом является неестественным добавлением к сюжету, так как все предшествующие звенья повествования ведут к трагическому финалу.

2323
Начать дискуссию