Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

Обзор фильма «Выбор Фредерика Фитцелла»: Тысяча и одно мгновение

Выбери жизнь. Выбери работу. Выбери карьеру. Выбери семью. Не выбирай героин.

Культовый «Донни Дарко» в свое время показал, что фильмы про подростков тоже могут удивлять. Причем настолько удивлять, что вдохновлённые режиссеры начала 2000-ых стали, кажется, соревноваться в желании запутать и так во всем неуверенных молодых людей. Апофеозом такого эффекта стал, — простите за очевидный каламбур, — фильм «Эффект бабочки».

И как это часто бывает в киноискусстве, новое затмило старое, породив сиквелы вкупе с еще одним витком подражателей. Увы, с каждым следующим фильмом они постепенно теряли любой намёк на стиль и оригинальность, лишь заставляя зрителей играть со сценаристами в скучные «угадайки».

Эй, любители меланхоличной электроники — вам сюда. Если не терпите её, то смело проходите мимо

Плохая промо-кампания «Выбора Фредерика Фитцелла» упрямо убеждала, что кино является эхом тех времен. После просмотра, однако, фильм не хочется причислять к касте дешевых подростковых триллеров, — всё-таки он идёт дальше, чем кажется на первый взгляд. Пускай и не намного.

Следуй за белым кроликом

Фреду в этой жизни повезло: у него есть красивая жена, квартира, машина, должность бизнес-аналитика. Тем не менее, каждодневная рутина тяготит Фреда, а когда мать героя полностью теряет память и фактически умирает в его глазах, он вовсе уходит от реальности в воспоминания о школьных временах.

Фред видит в Сидни спасительницу, но разве кто-то может спасти человека от самого себя?

В голове у него вертится картинка девушки Сидни, его первой любви, чей образ он раз за разом воскрешает на бумаге вместе с несбыточными мечтами о жизни художника. Наваждение оказывается настолько сильным, что он начинает видеть её присутствие даже в обычном пластике лилового цвета, — подстать оттенку татуировки на женской лопатке.

В концев концов Фред решается найти старую симпатию, однако в процессе поисков узнает, что девушка пропала много лет назад, а он — один из немногих, кто видел её перед исчезновением. Сам герой странным образом ничего не помнит о злополучном дне, а потому ему придется не только выяснить, куда делась Сидни, но и разобраться с прошлым в потёмках собственного сознания...

Центрального персонажа по первой хочется сравнивать с Рассказчиком из «Бойцовского клуба», — слишком уж их внешний облик и окружение похожи, чтобы списывать всё на банальное совпадение. Будучи представителями потерянного поколения миллениалов, они оба считают их нынешние жизни навязанными системой, которая цепко держит и не дает выбраться наружу.

Впрочем, быстро выясняется, что Фред не имеет никакого альтер-эго, да и подсознательного стремления взрывать небоскребы у него не сыскать. В этом смысле идея фильма вообще прямо противопоставляется озлобленному инфантилизму, проводя через весь хронометраж довольно очевидную мысль об ответственности взрослого человека за его решения. И хотя герой кричит "Я не выбирал эту жизнь!", вся его ненависть направлена на него самого: он постоянно винит себя за якобы неправильные выборы и упущенные возможности, буквально зацикливаясь на одних и тех же воспоминаниях, грёзах.

Иногда кино заставляет вспомнить даже классические картины. Здесь, например, можно уловить что-то от фильма «Париж, Техас»

Киноязык передает состояние Фреда: монтаж часто пускается в бега, меняя едва очерченные образы персонажей, мест, событий, чтобы потом повторить их вновь. Они не обремены лишними деталями, а редкие метафоры, вроде зияющей темноты за полуоткрытой дверью, — не так сложны, чтобы сходу их не схватить хотя бы эмоционально.

Сделай выбор

Другое дело, что многие из них служат разным целям. В лучшие свои моменты фильм поэтичен, практически воздушен, даже если очередное воспоминание имеет негативный окрас. В худшие же он максимально походит на тот продукт, что трейлеры рекламировали: ужасно скучный и вторичный триллер, где собраны все штампы, которые только можно себе представить.

Перед зрительским носом старательно трясут пустой интригой, а режиссер пыжится изо всех сил, чтобы не дай бог кто-то мог усомниться в изощренной запутанности происходящего. Выражается это, конечно же, в наркоманских трипах и совсем уж спятившем монтаже, когда разглядеть можно только чей-то орущий рот. Видимо пришлось засунуть кинокамеру прямо туда, чтобы вышло максимально глупо и отталкивающе.

Периодически автор вспоминает, что у него тут вообще-то хоррор, и поэтому пускает в ход классические пугалки с резкими звуками. Присутствует, разумеется, обязательная сцена, когда главный герой без страха и упрека идёт прямо в руки «бабайки», а ты за экраном сидишь и думаешь: "Ну и нахрена ты туда поперся?". Никакого напряжения и страха нет — это просто растягивает хронометраж.

Порой число набивших оскомину приёмов и сцен достигает того предела, когда тебе начинает казаться, что режиссер специально пытается вызвать ассоциации с определенными фильмами, и тем самым заходит на опасную дорожку постмодернизма. Однако по итогу хоррор-часть почти никак не коррелирует с драматической, и сей факт разбивает фильм на две половинки, заставляя задуматься о другой причине подобной тягомотины, а именно — неопытности постановщика.

Для Кристофера МакБрайда это только вторая полнометражная работа, так что бюджет на полноценную драму ему вряд ли бы выделили. Вот и приходится отрабатывать стандартную программу, чтобы удовлетворить желание студии и продюсеров.

В этом свете Фред становится своеобразной аллегорией на самого режиссера: зажатый между цифрами в стопке отчетов он периодически берет карандаш и рисует нечто прекрасное. Этого хватает, чтобы история работала, но лишь наполовину, и единственный страх, что здесь чувствуешь, — это страх выйти за рамки типичного жанрового кино. Попытка, впрочем, есть и довольно неплохая.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Roanoac
Выбери жизнь. Выбери работу. Выбери карьеру. Выбери семью. Не выбирай героин.

Нет

Ответить
Развернуть ветку
Camper

А разве не у первого trainspotting был такой трейлер? Там еще насмехались над традиционными ценностями по сути.

Ответить
Развернуть ветку
Roanoac

Вполне может быть

Ответить
Развернуть ветку
Павел Суханов

Хантера ответ

Ответить
Развернуть ветку
Roanoac

Вообще-то Кобейна

Ответить
Развернуть ветку
Павел Суханов

И тот и тот упарывывались чем могли.

Ответить
Развернуть ветку
Ник Ран

Дочитывать не стал, чтобы не спойлерить. Спасибо за наводку)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null