«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Так уж сложилось, что у большинства успешных голливудских студий, особенно анимационных, есть свои титульные серии, к которым они раз за разом возвращаются. Отчасти избежал этой участи «Дисней», ведь раньше продолжения его хитов отправлялись сразу в домашний прокат, и даже у них тот же «Винни—Пух снимался какое-то несчётное количество раз.

А так, у Dreamworks есть такие популярные серии, как: «Шрек», «Как приручить дракона», «Мадагаскар» и «Кунг—фу панда». Да, Dreamworks любит снимать продолжения куда больше других студий. Флагманом Illumination является «Гадкий я», которого почему-то обожают дети по всему миру. Да и «Тайная жизнь домашних животных» явно не остановится на второй части. Blue Sky несмотря на все свои старания никак не может окончательно подорвать популярность «Ледникового периода». Даже российские студии стараются любую коммерчески успешную идею растянуть на множество частей, вспомните хотя бы «Трёх богатырей» или «Снежную королеву».

Pixar несмотря изначальное нежелание заниматься сиквелами тоже всё чаще продолжает успешные франшизы, даже если это не всегда было нужно. И пускай многие их серии искренне любимы зрителями, даже «Тачки», но ни одна из них не ощущается флагманом ведущим студию к успеху. Долгое время таким флагманом была «История игрушек», о которой мы сегодня и поговорим. Но я очень надеюсь, что она больше не получит продолжений.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

История компании

Компания Pixar известна буквально каждому человеку, хоть изредка посещающему кинотеатры. А уж если вы любите анимацию и следите за её новинками, то наверняка видели большую часть их проектов. Но так было не всегда, ведь несмотря на то, что компания была основана в 1979 году, мультипликацией она начала заниматься значительно позже. Поначалу они работали над компьютерными визуальными эффектами, и создавали свой софт для их создания. Кстати их программное обеспечение для работы с трёхмерными объектами выходит по сей день, и всё ещё популярно.

В 1984 году для показа возможностей своего профессионального софта студией был создан первый компьютерный мультфильм в истории. «Приключения Андре и Пчёлки Уолли» шёл всего полторы минуты и не мог похвастаться сюжетом и персонажами. Зато он продемонстрировал всему миру, а главное акционерам, как выглядят мультфильмы в трёх измерениях. Ещё через пару лет вышел всё такой же короткий мультфильм «Люксо младший», в котором появилась лампа, позже ставшая маскотом студии. Ну а 1988 году свет увидела короткометражка «Оловянная игрушка», которая не только обзавелась сюжетом, но и стала предвестником «Истории игрушек». Именно от неё пошла идея взаимной эмоциональной связи игрушек и их хозяев.

Всё началось с лампы​
Всё началось с лампы​

Уже тогда студия планировала превратить этот проект в полнометражный мультфильм. Но по началу не могли найти прокатчика согласившегося на показ проекта. Оригинальная получасовая версия мультфильма так и не была создана. Но в процессе её создания было придумано много новых идей. На основе именно этих идей, и под патронажем студии «Дисней» и была создана первая «История игрушек». На тот момент это был небывалый прорыв, ещё бы первый полнометражный фильм целиком созданный при помощи компьютерной графики. А раз есть успех, его следует повторить, ну или заработать на нём ещё денег. Поэтому свет увидела и вторая часть «Истории игрушек». Изначально проект должен был стать типичным диснеевским продолжением, но Pixar взяли дело в свои руки и создали проект достойный показа в кинотеатрах.

А вот и предтеча Вуди и База​
А вот и предтеча Вуди и База​

В конце двухтысячных после успеха «ВАЛЛ—И» и «Вверх», студия находилась на пике популярности. Поэтому я не совсем понимаю, зачем надо было воскрешать франшизу. Но «История игрушек: Большой побег» в момент выхода не выглядела типичным продолжением. Создавалось ощущение, что авторы хотят навсегда простится с любимыми многими героями. Но в наши дни Pixar испытывает определённый кризис идей, всё чаще возвращаясь к привычным франшизам. Не стала исключением и «История игрушек», которая обзавелась уже четвёртой частью. Надеюсь, что этот раз уж точно стал последним, ведь авторы казалось бы успели сказать, всё что хотели.

Так что сейчас в серию мультфильмов входят четыре полнометражные ленты: «История игрушек», «История игрушек 2», «История игрушек: Большой побег» «История игрушек 4».Так же выходило и пару специальных телевизионных выпуска и три короткометражных фильма, посвящённых отдельным персонажам. Но сейчас мы поговорим о полнометражных мультфильмах серии и попытаемся понять, что же сделало их такими культовыми.

Так сказать "Золотой состав"​ студии
Так сказать "Золотой состав"​ студии

История игрушек

Если бы первой «Истории игрушек» не существовало бы, то её обязательно нужно было бы придумать. Всё—таки первый полнометражный анимационный фильм в истории всё равно должен был выйти, чуть раньше или чуть позже. «История игрушек» вышла на экраны в 1995 году, а её разработка началась на пару лет раньше. К тому времени создаваемые на компьютере визуальные эффекты начали встречаться в кино повсеместно.

Примерно тогда же в нарисованные при помощи классической анимации мультфильмы начали добавлять компьютерные вставки. Впервые они появились наверно в «Русалочке», но там это была буквально одна сцена. А вот в «Красавице и Чудовище» или «Короле Льве» подобных сцен было уже немало. Что-то похожее в своих работах использовал и Dreamwors, взгляните на «Принца Египта» или «Спирита». Работала в этом направление и студия Дона Блута это отлично видно на примере «Титан: После гибели Земли».

Но все эти попытки кроме «Диснея», были уже после выхода «Истории игрушек». Но если учесть это, и ещё тот факт что мультфильмы сделанные при помощи компьютерной анимации появились у других студий спустя три — четыре года. То выходит, что все имеющиеся технологии уже не просто существовали, но и были относительно доступны. Pixar просто оказались первыми людьми готовыми пойти на риск, что, впрочем, нисколько не отменяет их заслуг.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Создатели

При таких вводных, в мультфильме могла быть рассказана совершенно любая история, ведь люди всё равно бы отправились смотреть на него как на диковинку. Но авторы проекта хотели не просто оставить след в истории, но и сделать этот след максимально позитивным и душевным. Поэтому над производством мультфильма работали наверное все таланты на тот момент работающие в Pixar.

И пускай вас не смущает, что режиссёром указан только Джон Лассетер, являющийся креативным руководителем студии. Сам Лассетер кстати был режиссёром всего на пяти полнометражных проектах: двух частях «Истории игрушек», двух частях «Тачек» и «Приключениях Флика». До недавних пор он возглавлял компанию, и занимался скорее общим контролем, чем созданием отдельных мультфильмов.

Со сценарием и производством «Истории игрушек» Джону Лассетеру помогало огромное количество талантливых людей, включая самого Джосса Уидона. А самое главное в производстве участвовали Пит Доктер и Эндрю Стэнтон, в будущем ставшие ведущими режиссёрами студии. Поэтому не удивительно, что при таком количестве задействованных талантов «История игрушек» стала важнейшей вехой в современной анимации. Можно сказать, что без её успеха мир бы не увидел всего многообразия работ Pixar.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Сюжет и персонажи

Так чем же так цепляла зрителей «История игрушек», ну кроме эффекта новизны конечно. Я думаю, что историей и персонажами, как бы это банально не звучало. Можно считать сюжет мультфильма довольно простым по форме, и это заявление будет даже правдивым. Но каким его точно нельзя назвать, так это банальным и примитивным.

Тут такой момент, написать интересную и работающую сразу на нескольких уровнях историю сложно, ещё сложнее при этом сделать её простой и понятной абсолютно всем. Проста ли история об старой игрушке обидевшейся на то, что владелец куда больше времени проводит с новой, разумеется да. Проста ли история о ребёнке не понимающем, что вокруг него живые существа и делающем им больно, конечно же проста.

Но их пересечение, и я бы даже сказал взаимопроникновение друг в друга, уже даёт нам не самый банальный конфликт. И игрушки тут всего лишь инструмент, помогающий выразить мысль максимально чётко и доходчиво. Поставьте на их место домашних питомцев или скажем друзей детства и суть посыла не поменяется, хотя история с мальчиком ломающим игрушки и приобретёт злодейски садистский оттенок.

При этом в самой истории за исключением самого Сида, так зовут мальчика, по сути и нет злодея. Да и тот с точки зрения игрушек, не реальная фигура, а некая стихийная сила. Все остальные персонажи не однозначны по своей природе, и совершают самые разные поступки.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

В сюжете фигурирует немалое количество персонажей, но главных героев всего два, это ковбой Вуди и астронавт Базз Лайтер. Ума ни приложу, кто в части русских переводов додумался перевести это имя как Базз Светик. Вуди герой по своему положительный, но при этом невероятно гордый. Он любимая игрушка своего хозяина, и никому не хочет уступать это место. С одной стороны это заставляет его заботиться о благополучии других игрушек, а с другой вызывает страшную зависть по отношению к новому любимцу владельца.

Базз же во многом альтруистичен и самоотвержен, хотя его самоуверенность и впечатляет. В этой истории они скорее олицетворяют собой противостояние не добра и зла, а эгоизма и ответственности за ближних. Да на фоне находится огромное количество других харизматичных игрушек, таких как Картофельная Голова, Бо Пип или Рекс. Но все они работают скорее на создание нужной атмосферы, чем реально проходят свою сюжетную арку.

Персонажам людям уделено не слишком много времени, что понятно ведь для игрушек они некие не досягаемые божества. Характер того же владельца всех игрушек Энди раскрывается не слишком подробно. А про Сида мы и вовсе знаем лишь, то что он злобный садист, ну и ещё трус, но это знание нам откроется позже.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Техническое исполнение

Теперь настало время, хотя бы кратко, поговорить о визуальной части ленты. Знаете последний раз я видел первую «Историю игрушек» лет в десять, так что вряд ли мой взгляд застилала ностальгия. Но выглядит она и по современным стандартам, не хорошо конечно, но приемлемо. Притом в чём то она превосходит многие мультфильмы выпущенные лет на пять—шесть позже.

Почему в качестве основных действующих лиц были выбраны игрушки, а людей показывают настолько редко, я думаю понятно всем. При этом уровне работы с лицевой анимацией, а особенно с волосами, персонажи люди могли вызывать разве что эффект зловещей долины. Игрушки же в силу своей изначальной искусственности и должны выглядеть максимально неестественно. Поэтому им позволительны и лежащие единой массой волосы, и ненатурально выглядящая одежда, и глянцевый блеск на коже, и самое главное недостаточная мимика.

Если же говорить об анимации, то окажется что все персонажи движутся вроде бы и плавно, но их движениям не достаёт некой естественности. Впрочем, в случае с куклами это опять же оправданно сюжетом. Да в этом фильме даже экшен сцены были, и они смотрелись красочно и необычно.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

«История игрушек» настоящий прорыв, родоначальник целого направления, которое в наши дни доминирует на анимационном рынке. Проект получивший как признание, так и финансовый успех. Мультфильм, несмотря на несовершенство используемых в нём технологий сумевший пройти проверку временем.

Я в детстве не считал себя фанатом этого мультфильма, но пересмотрев его сейчас начал невероятно сильно уважать его создателей. При всём этом, он был цельной и законченной историей, которой были ненужны никакие продолжения, но разве это может что—то значить, если в деле замешаны большие деньги.

История игрушек 2

Создание «Истории игрушек 2» для студии Pixar стала новым и весьма необычным опытом. На тот момент компания ещё до конца не освоилась с производством полнометражных мультфильмов. Картина вышла в 1999 году всего через четыре года после релиза первой части. В промежуток между этими картинами успела поместиться лишь одна новая работа, спорные «Приключения Флика». Который, кстати, стал единственным старым мультфильмом студии к которому не сняли продолжение, и судя по всему даже не планируют это делать.

Что же касается самого сиквела «Истории игрушек», то изначально «Дисней» планировали выпустить небольшой и бюджетный проект выходящий сразу на домашних носителях. На тот момент словосочетание «сиквел Диснея» стало уже нарицательным, и обозначало очень бюджетные работы, при создании которых никто особо не старался. Но в Pixar воспротивились такому решению и решили создать полноценное продолжение достойное широкого проката.

Так как разработка велась параллельно с разработкой «Приключений Флика», то сиквелом занималась вторая менее опытная команда аниматоров. После релиза же предыдущей картины к ним присоединился и основной состав студии, который экстренно начал доделывать и даже переделывать мультфильм. Так что тот вариант картины который в итоге вышел в прокат, является плодом многочисленных изменений. Да и его активное создание длилось меньше года.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Создатели

На этот раз режиссёрами картины значатся уже три человека, и если с Джоном Лассетером мы уже знакомы, то об остальных стоит сказать хотя бы вкратце. Имя Ли Анкрича думаю знакомо многим поклонникам анимации. Его недавний мультфильм «Тайна Коко» не только получил Оскар за лучший анимационный фильм, но и сильно полюбился зрителям. Но для студии Pixar он важен не только, и я бы сказал не столько как режиссёр. Ведь именно он являлся монтажёром почти всех ранних работ, а сейчас ещё активно занимается продюсированием.

Ещё одним режиссёром проекта был Эш Брэннон, работавший и над первой частью в качестве правда сценариста. Но об этом человеке мало что можно сказать. Он активно менял студии работая над самыми разными проектами, но после ухода из Pixar главным его успехом стало режиссированние ленты «Лови волну». За сценарий кстати по прежнему отвечали Джон Лассетер, Пит Доктер и Эндрю Стэнтон, может быть поэтому картины так похожи по духу, несмотря на имеющиеся различия в поднимаемых темах.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Сюжет и персонажи

Сюжет картины на этот раз посвящён коллекционированию, и тому как к нему могли бы относиться сами игрушки. Понимаете во вселенной «Истории игрушек» предназначение самих игрушек это делать детей счастливыми, через игры с ними. Поэтому сами игрушки так остро ощущают взросление своих владельцев, больше не желающих проводить с ними время. Именно благодаря любви владельцев игрушки по большей части и существуют, и без неё они чувствуют себя эмоционально подавленными. Поэтому они могут завидовать более успешным игрушкам и даже ненавидеть их, ведь у людей всегда появляются любимцы.

Картина же показывает нам игрушки пускай и формально имеющие хозяина, но для которого они лишь предмет коллекционирования, но никак не одушевлённые объекты. И тут мы встречаемся с двумя диаметрально противоположными точками зрения на существование под стеклом. Кто-то считает это благом сохраняющим от эмоционального потрясения после взросления хозяина, а кто-то злодейством не дающим игрушкам выполнять своё предназначение и жить полноценной жизнью. К тому же тут слегка цепляют тему избранности и мании величия, показывая как меняется мировоззрение Вуди, когда он узнаёт о существовании сериала посвящённого ему.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Собственно Вуди в этой части проходит немалый путь, понимая что никакая исключительность не поможет ему быть счастливым. Он осознаёт, что без друзей никогда не будет счастлив, в насколько бы хороших условиях он сам бы не находился. С Баззом Лайтером же происходят странные вещи, ведь мы встречаемся с другой игрушкой из его серии, и видим его так сказать изначальное состояние. И пускай это даёт немало поводов для шуток, притом смешных, но этот подсюжет по большей части никуда не ведёт. Тут кстати появляется персонаж девушки—ковбоя Джесси, чья история окажет огромное влияние на мировоззрение Вуди. Она кстати так понравится как зрителям, так и самим создателям мультфильма, что станет героиней следующих частей.

Антагонистов на этот раз целых двое, один из них собственно коллекционер похитивший Вуди, и на этом его влияние на сюжет во многом и ограничивается. Он внешний фактор, заставляющий картину постоянно менять место действия, но мало контактирующий с самими игрушками. Идеологическим же противником героев оказывается Старатель, игрушка обиженная на людей, за то что его так и не купили. Притом противостоит он персонажам больше подковёрными интригами и убедительными речами, хотя потом и показывает своё истинное лицо.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Техническое исполнение

Ну и да технически мультфильм стал выглядеть только краше. Компьютерная анимация на тот момент была ещё очень молодой технологией, и каждый её качественный скачок был заметен. Хотя персонажи люди всё ещё и выглядели не до конца естественно.

Интересной визуальной находкой стал своеобразный мультфильм в мультфильме, рассказывающий о старых приключениях Вуди. У него абсолютно другая анимация, очень явно отсылающая зрителя к старым кукольным мультфильмам. Очень интересно был поданы и переживания Вуди, при помощи сюрреалистичной и пугающей галлюцинации.

Сами по себе персонажи прибавили в детализации, а их движения стали более естественными. Интересной находкой стала и вступительная сцена, в которой воображение Энди дорисовывает для своих любимых игрушек самые невероятные приключения, а потом нам показывают как это выглядело в реальности.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

«История игрушек 2» правильное продолжение по новому раскрывающее идеи оригинала и дающее персонажам новые сюжетные арки. И пускай злодей в этой части и вышел не слишком убедительным, а конфликт выглядит надуманным. Наблюдать за этой историей всё ещё очень увлекательно. Ну и да коммерческий успех этому мультфильму, разумеется, был обеспечен.

История игрушек: Большой побег

Третью часть «Истории игрушек» не скажу, что сильно ждали. Что первый, что второй фильмы были цельными и законченными историями которым продолжение было не слишком нужно. Да и вышло продолжение в 2010 году, спустя целых одиннадцать лет после второй части. Промежуток как вы понимаете более чем солидный, и вызван он был чем то большим, чем отсутствие новых идей или нежелание возвращаться к старой франшизе.

Первые два фильма были плодом сотрудничества студий Pixar и «Дисней». В которых первые выступали в качестве непосредственных авторов произведения, а вторые брали на себя прокат и маркетинг. Вот только в 2004 году партнёрство закончилось и все права на персонажей созданных Pixar остались в руках «Диснея». Те сразу же запланировали производство третьей части, как впрочем и продолжение «Корпорации монстров».

Заниматься обоими проектами должна была внутренняя студия Circle 7, созданная специально для этих целей. По случайному стечению обстоятельств эта компания так и не выпустила ни одного мультфильма, и закрылась спустя всего пару лет после основания. Произошло это из-за небывалой по своему масштабу сделки при которой «Дисней» выкупил всю студию Pixar.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Создатели

После этого стало понятно, что за создание триквела возьмутся авторы предыдущих частей. Впрочем, их ряды заметно поредели, ведь теперь Pixar занимался большим количеством проектов чуть ли не одновременно, и все главные умы студии не могли быть задействованы в одном мультфильме. Проекты студии в тот период выходили стабильно раз в год, и ведущие авторы сменяли друг друга при работе над ними. Так «Тачками» занимался преимущественно Джон Лассетер, «Рататуем» Брэд Бёрд, «ВАЛЛ—И» Эндрю Стэнтон, «Вверх» Пит Доктер, а «Историей игрушек: Большой побег» Ли Анкрич.

Анкрич стал единственным режиссёром проекта, возможно свою роль тут сыграл тот факт, что он был одним из режиссёров второй части, да вдобавок ещё и ветераном студии. Сценарий разработанный в студии Circle 7, использовать не стали. И учитывая его краткий пересказ, который можно найти в сети, эта идея была очень здравой. Новый сценарий же родился в результате коллективного интеллектуального штурма почти всех руководителей студии.

Впрочем, сценаристами проекта значатся всего два человека Эндрю Стэнтон и Майкл Арндт. Арндт был фигурой новой, как для студии, так и для индустрии в целом. Ведь на тот момент он был известен лишь по сценарию фильма «Маленькая мисс Счастье». Потом он успеет поработать над некоторыми крупными проектами, в том числе и принадлежащими самой Pixar, но постоянным сотрудником студии так и не станет.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Сюжет и персонажи

При этом лично мне сценарий «Истории игрушек 3», кажется не слишком уместным в формате мультфильма для всей семьи. Сам по себе он довольно качественный и даже интересный, но при такой подачи всё это выглядит как то странно и неестественно. Постоянные аллюзии на геноцид и нацизм смотрятся очень натянуто, особенно с учётом того, что из-за возрастного рейтинга их нельзя раскрыть поглубже.

К тому же часть сцен просто не вписывается в общий тон мультфильма. К примеру завод по переработке мусора, для игрушек ощущающийся как крематорий, для детей должен выглядеть как вкрапление фильма ужасов. Сцена пыток Кена при помощи уничтожения его гардероба конечно очень забавная, но опять же смотрится странно. Вот за детей ведущих себя как орда зомби авторам правда спасибо, сцена была шикарной. Но вот в целом вся история фильма посвящена тому, как главные герои раз за разом пытаются сбежать из детского сада. Это простое, но изобретательное приключение постоянно ставящее героев в неудобное положение и заставляющее их мыслить активно.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

При этом авторы не всегда понимают, что же делать с тем или иным персонажем, ну кроме того, что бы заставить его поучаствовать в экшене. Общая арка всех игрушек, вынужденных принять тот факт, что Энди вырос безусловно хороша. И особенно сильной её делает эмоциональная концовка, подводящая черту под основным посылом всех трёх частей. Но вот работает на неё в основном сюжетная арки Вуди.

Да остальные персонажи признают, что заблуждались, но учитывая сам факт их бегства от владельца, это не даёт нужного эффекта. К тому же авторы уже вторую часть подряд не понимают, что делать с характером Базза Лайтера. И даже используют трюк похожий, на тот что они уже проворачивали во второй части. Просто теперь это не другой Базз, а этот же просто с настройками сброшенными до заводских.

Но при этом, «История игрушек: Большой побег» первый мультфильм в серии с однозначно сильным и интересным антагонистом. Лотсо обладает ярко выраженной отрицательной харизмой, он вкрадчивое зло отлично умеющее убеждать других в своей правоте. Он выглядит сильным лидером игрушек, пускай его империя целиком выстроена на страхе и лжи.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Техническое исполнение

За прошедшие одиннадцать лет мультфильм невероятно похорошел, впрочем, в случае работ Pixar говорить об этом как то даже излишне. Практически каждый их мультфильм, предлагает новые технологии и совершенствует старые. Здесь к примеру явно поработали над текстурами меха, судя по тому как выглядит медведь Лотсо. Да и в целом материалы из которых состоят игрушки теперь понятны после первого же взгляда на них. Характерный блеск пластика, натянутость резины или воздушность ткани раньше ещё не были настолько убедительными.

Подход к отображению героев людей тоже поменялся и теперь они всё больше напоминают реальных живых людей, и не вызывают эффекта «зловещей долины». Работа же над экшен сценами становится заметна если сравнить открывающие сцены из второй и третьей части. Поменялась как общая динамика происходящего, так и уровень используемых эффектов.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

«История игрушек: Большой побег» всё ещё хороший мультфильм, но мне он не сильно пришёлся по душе. Слишком много неоднозначных сюжетных поворотов, да и развитие полюбившихся персонажей вышло каким то скомканным. Разве, что сильная и эмоциональная концовка очень сильно спасала общее впечатление от картины. Но раз уж мультфильм заработал в прокате больше миллиарда долларов, то покой ему может только снится.

История игрушек 4

Если честно, я не представляю для чего вообще были затеяны съёмки четвёртой части. Ведь в «История игрушек: Большой побег» были закрыты как часть арок персонажей, так и магистральная тема роли игрушек во взрослении человека. Да и Pixar до этого момента никогда не доходил до четвёртых частей своих франшиз, так далеко в мультипликации вообще редко кто заходит. Тем не менее «История игрушек 4» таки вышла в 2019 году, спустя девять лет после третьего фильма.

Изначально съёмками планировал заняться сам Джон Лассетер ответственный за создание первой и второй части и являющийся идейным вдохновителем всей франшизы. Но он из-засо скандала с харассментом покинул режиссёрский пост. Хотя официальная версия гласит, что он был просто очень занят на посту главы студии.

Вообще про производство этого фильма в интернете ходило немало слухов, но насколько они были достоверными, по крайней мере на момент их публикации, сейчас сказать сложно. То картину объявляли спин-оффом основной серии сосредотачивающейся на новых персонажах. То утверждали, что авторы снимают романтическую комедию, что отчасти оказалось правдой. Так или иначе, сценарий ленты переписывался, и возможно не один раз, поэтому информация о производстве и расходится.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Создатели

В итоге единственным режиссёром картины стал Джош Кули, для которого она стала дебютом в полнометражной анимации. Но несмотря на то, что большинство людей до выхода «Истории игрушек 4» не слышали об этом человеке, он так сказать незримо присутствует во многих работах студии Pixar. Он занимался раскадровками приличной проектов компании ещё со времён выхода первой «Суперсемейки». А ко временам работы над «Головоломкой» он также стал принимать активное участие в качестве сценариста. Так же ему доверили режиссуру двух короткометражных мультфильмов, и судя по всему руководству они понравились.

А вот со сценаристами картины на этот раз творится, что-то странное. Сценаристами проекта на том же Imdb значится сразу семь человек, и учитывая специфику этой работы, писали текст они явно не все вместе. Поэтому скорее всего было сразу несколько отдельных независимых друг от друга версий истории, на основании которых и написали финальный сценарий. И вот за эту версию уже отвечал знакомый нам по сценариям предыдущих частей Эндрю Стэнтон и начинающая сценаристка Стефани Фольсом.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Сюжет и персонажи

На этот раз история опять сосредотачивается на ковбое Вуди, который теперь испытывает некое подобие кризиса среднего возраста, только для игрушек. Вуди всегда был любимой игрушкой Энди, у него было особое положение к которому он привык. Вот только его новая владелица Бонни не желает с ним играть, и именно поэтому он идёт на отчаянные меры, что—бы ей понравится. Вот только в пылу своих приключений он встречает свою давнюю любовь, Бо Пип. Этот персонаж появлялся в первой и второй частях мультфильма, но полностью отсутствовал в третьей, и пролог четвёртой части расскажет нам почему. И основная сюжетная арка будет посвящена развитию их отношений, ну и конечно тому как Вуди будет пытаться принять саму мысль жить без хозяина.

Но как вы понимаете такой сюжет куда больше подошёл бы драме, чем мультфильму для всей семьи, поэтому его активно разбавляют разнообразными приключениями. У наших игрушек появится новый опасный противник, а семья Бонни отправится в путешествие, что-бы сделать ставки более высокими. Вот только эти приключения не слишком отличаются от показанных в прошлых частях, а четвёртый раз подряд наблюдать за похожими действиями уже скучно. Особенно с учётом того, что мультфильм затрагивает интересные и непростые темы. Одна из них это свобода от условностей, и попытка научиться жить для себя, а не для других, а вот о второй лучше поговорить с привязкой к конкретному персонажу.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Вуди наверное самый интересный герой всех фильмов, ведь он проходит свой путь в каждой части картины. В некоторой степени все части «Истории игрушек» это истории его жизненного выбора. И на этот раз он проходит через самые тяжёлые для себя испытания делающие его фигуру более неоднозначной. Ведь здесь он учится сам принимать решения меняющие всю его жизнь, и понимает, что его судьба не всегда будет связана с его друзьями.

Сильные перемены произошли и с пастушкой Бо Пип, из традиционной девушки в беде она превратилась в сильного и волевого персонажа. Вот только к несчастью все эти изменения произошли где-то за кадром, от того она воспринимается как какой-то новый незнакомый зрителю персонаж. А ещё её сделали слишком сильной и независимой, а следовательно и скучной.

Зачем в сценарий добавили двух плюшевых игрушек с приступами неконтролируемой агрессии я понятия не имею. Но для основного сюжета они не нужны, да и сами по себе неинтересны.Говорить же об антагонисте этой части даже не хочется, вся линия с её осознанием собственной неправоты только затягивает мультфильм.

Зато о ком поговорить хочется, так это о Вилкинсе. Нет этот трусливый и вечно раздражающий персонаж вряд ли кому—то понравится, но он поднимает один интересный вопрос. Что—же собственно делает игрушки игрушками, притом как во вселенной мультфильма, так и в реальной жизни. И «История игрушек» даёт потрясающий в своей простоте ответ, игрушки это предметы с которыми играют дети.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Техническое исполнение

Технически картина выглядит просто невероятно. Если раньше персонажи люди сами были порой похожи на кукол, то теперь уже кукол невозможно отличить от людей, настолько они стали живыми и натуральными. Вот только порой из-за этого теряется сама суть некоторых игрушек. Редизайн Бо Пип вышел довольно спорным, как по характеру, так и по внешности. А игрушки фигурирующие в лавке, вышли какими то странными и неприятными. Да качество анимации снова выросло, а на тканях можно различить отдельные ворсинки, но не уверен, что это так уж важно зрителям. Всё-таки мы смотрим мультфильмы опираясь скорее на общие впечатления от визуального стиля, а не сравниваем уровень детализации объектов в разных проектах.

«История игрушек» — от прорыва к рядовому мультфильму

Надеюсь «История игрушек 4» поставила окончательную точку в истории франшизы. После этого финала будет просто невозможно вновь свести вместе всех полюбившихся героев. Впрочем, кассовые сборы ленты превысили миллиард, а это значит, что невозможное возможно, и авторы через несколько лет могут вновь стряхнуть пыль со знакомых героев.

Эпилог

«История игрушек» с нами уже очень и очень давно, для мультфильмов особенно созданных при помощи компьютерной анимации это небывалый срок. Да, по ним можно наблюдать за тем как менялась сама анимация, благо каждая часть использует самые актуальные для своего времени технологии. При всём этом все части мультфильма имеют вполне неплохие сюжеты, пускай и поднимающие из раза в раз схожие темы.

Да, не все герои претерпели какое—то значимое развитие, а приличная их часть и вовсе была фоновыми персонажами. Но при этом серия всегда придерживалась неких стандартов качества и делала истории, которые подходят для людей разных возрастов.

Меня сложно считать большим фанатом франшизы, что первую, что вторую часть я видел очень давно, и впервые пересмотрел только перед написанием текста. Ну а третья часть в момент просмотра и вовсе показалась мне неуместной. Но сейчас, я понимаю, что все эти фильмы по своему хороши и важны. Ведь порой через шутки и приключения они поднимают очень важные и непростые темы. Но вместе с тем я так же рад, что история наконец то получила логичный финал, по крайней мере завершающий жизненный путь Вуди.

P.S. За советы по тексту и особенно по его оформлению спасибо Алексею Сигабатулину.

7878
75 комментариев

Александр Баженов

12
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Алескандр Батиков, ага.

Ответить

Тоже считаю, что 4 фильм снят по указке Дисней, чтобы наварить бабла на актуальной теме сильных женщин. Это не мой любимый Pixar.

13
Ответить

Ну по мимо темы сильной женщины, у него было ещё несколько хороших посылов. Но часть всё равно ощущается этаким лишним послесловием.

4
Ответить

Из 4-й части жалею только, то что Вуди поставили на первый план с его вечной проблемой привязанности к хозяину, а не База. Впрочем удовольствия от просмотра я меньше не получил. В остальном предъявлять какие-либо претензии мультфильму, который выходит раз в 10 лет мне очень сложно, ну и в будущих картинах -  я надеюсь они отойдут от темы взросления детей и пойдут куда-то дальше... 

8
Ответить

Ну Базу в этом плане вообще не везёт, прям равнозначными персонажами они с Вуди были только в первой части. А потом его сюжетную линию начали выдумывать путём бросания кубиков с клише.

3
Ответить