Пара слов о фильме "Сломанные побеги" (1919)

Пара слов о фильме "Сломанные побеги" (1919)

Я продолжаю свою импровизированную и выборочную ретроспективу творчества Дэвида Уорка Гриффита. Теперь на очереди фильм, который мне у него понравился больше всего – «Сломанные побеги» 1919 года. Да и не только мне. Многие критики называет его Гриффитовским magnum opus и его самым главным фильмом в принципе.

На этот раз сюжетная фабула такова: молодой китаец, Ченг, увидев у себя на родине крайне агрессивное поведение английских моряков, решает отправиться в англоговорящий мир, чтобы проповедовать учение Будды. Однако воплотить свои намерения в жизнь у него не получается. Китаец вынужден остаться в чайнатауне Лондонского порта, где он открыл собственную лавку и работает старьевщиком. Из окна лавки он частенько наблюдает молодую, забитую девушку, Люси. Её отец боксер, довольно известный дебошир и пьяница. Бывает, он даже избивает свою дочь кнутом до беспамятства. Однажды, после очередного жестокого избиения, девушка убегает и оказывается в лавке китайца. Какое испытание им предстоит пройти?

Пара слов о фильме "Сломанные побеги" (1919)

Как вы видите, сюжет довольно камерный. На этот раз не вершится судьба страны или целой цивилизации. Эта история всецело посвящена любви, человеческой жестокости и жертвенности. Сценарий основан на довольно спорном произведении писателя Томаса Берка под названием «Китаёза и дитя». Спорное оно потому, что повествует о разворачивающейся любви между взрослым мужчиной и 12-ти летней девочкой. Фон истории такой-же, как и в описанной выше фабуле.

Гриффит понимал, что если адаптировать книгу под сценарий дословно, то его фильм, мягко говоря, не поймут. Во-первых потому, что в то время англоговорящие страны не очень то любили азиатов (отсюда и в названии книги Китаёза). Во-вторых, общество вряд ли благосклонно воспримет на киноэкране любовь между взрослым мужчиной и ребенком. Чтобы избежать подобных недопониманий в сценарий были внесено несколько правок: Люси теперь 16 лет, Ченг старше неё максимум лет на 10, а на взаимную любовь здесь лишь намеки.

Учитывая, что в этот раз фильм получился камерным, то логично предположить, что основная «изюминка» закладывалась в сюжет и актерскую игру. Не смотря на достаточно простую историю за ней очень интересно, а главное волнительно, наблюдать.

Пара слов о фильме "Сломанные побеги" (1919)

Люси, в великолепном исполнении Лиллиан Гиш, показана нам, зрителям, как очень угнетенная дочка, ежедневно подавляемая неврастеничным отцом. Она ходит всегда пригнувшись, еле переставляя ноги, иногда их буквально волоча. С самого её рождения она не знала нежности, заботы, простой детской радости. В одной из сцен нам и вовсе показывают ужасную картину. Отец на неё кричит и приказывает улыбнуться. Казалось-бы, простое действие. Однако Люси не знает что это такое – искренняя улыбка, чего уж тут говорить о фальшивой. Всё что она может, это рукой отодвинуть уголки губ и продемонстрировать нам, жуткий суррогат улыбки. Впрочем, отцу достаточно и этого.

Очень тяжело смотреть сцены избиения. Так как мы знаем, что отец Люси боксер, то можем предположить как он силен. Из-за этого я чуть ли не при каждом взмахе хлыста внутренне содрогался, наблюдая как хрупкая девочка буквально сминается на полу под ударами хлыста. На создание подобных ощущений еще отлично работает актерская игра самого отца Люси.

Его зовут Громила Берроуз. И он действительно громила. Абсолютно жалкий, но ужасный человек. Так как он боксер, то напрямую зависит от своего менеджера, устраивающего бои. Менеджер же постоянно капает на мозги Берроузу, напоминает чтобы тот не пил слишком много и не шлялся где попало. Громилу эти понукания ужасно бесят, но ответить менеджеру он ничем не может, так как останется без работы. А значит что? Значит нужно идти домой, докопаться до дочери по малейшему поводу и снова избить до полусмерти. Образ Громилы действительно пугающий. Человек, не способный более ни к чему кроме как бить других людей, упивается малейшей каплей власти над более слабым. При этом сделать ему ничего нельзя, ведь никто не знает, а Люси никому не расскажет, боится.

Пара слов о фильме "Сломанные побеги" (1919)

Теперь же Китаёза. Да, именно так, в фильме к персонажу Ченга обращаются только таким способом. Я не знаю, чем можно подобное обосновать, но склоняюсь к тогдашней нелюбви к китайцам. Ченга здесь играет отнюдь не китайский актер, нет, его играет загримированный Ричард Бартелмесс. Когда я впервые увидел его на экране, то у меня пробился невольный смешок. Из-за того, что американец играет китайца, ему приходится постоянно щуриться и смыкать губы в тонкую полоску. Сейчас подобное смотрится откровенно комично и несерьезно. Причем так сильно, что с легкостью может выбить из мира фильма.

Однако подобный выбор тоже понятен. Гриффит опасался, что англоговорящая публика не примет на экране актера-китайца. Поэтому он решил пойти по уже отработанному в «Рождении нации» пути. Загримировать англоговорящего актера. Благо фильм немой и о какой-либо речи волноваться не приходится.

Не смотря на подобный фарс вынужден признать, что актер отлично справился со своей задачей. Если в начале Ченг преисполнен мотивации приехать и учить белых уму-разуму, то позднее он показан как сломленный молодой человек, который уже не видит смысла в своих прошлых идеалах. Всё, что теперь его интересует это как остаться на плаву, где купит покушать и как-бы раздобыть опиумную трубку для расслабления.

Именно на описанном выше трио актеров и держится весь фильм. Их взаимодействие наполнено самым разными событиями, которые не оставят равнодушным никого. Я ужасно сильно переживал за Люси, беспокоился за Ченга и всей душой ненавидел Берроуза. Перед нами классическая трагедия, наполненная ужасной горечью и неотвратимостью концовки. Чем она ближе, тем явственней понимаешь, что ничем хорошим всё не закончится. Однако тлеет где-то в уголке надежда: «а вдруг?».

Пара слов о фильме "Сломанные побеги" (1919)

Из-за камерной истории Гриффиту пришлось поступиться со своей одержимостью гигантизмом. Теперь большая часть действа происходит всего в трех основных локациях: лавка Ченга, второй этаж лавки и дом Берроуза с Люси. Каждая из них проработана до мелочей и многое может рассказать о проживающих там людях. Конечно, только ими всё не ограничивается. Есть тут и улица чайнатауна, и боксерский ринг, и портовая улица. Однако в кадре они показываются редко и не забирают внимание.

Снимался фильм на 88000 долларов. Это гораздо меньше чем предыдущие масштабный проекты режиссера. Однако видно, что из этих денег он выжимает максимум. Ни одна декорация или костюм не выглядят дешево, ровно как и грим.

В общем и целом, от фильма я остался в восторге. Я большой любитель камерных историй о человеческих взаимоотношениях. Можно сказать, что «Сломанные побеги» для меня попали в «яблочко». Не стоит садиться за его просмотр ожидая присущего Гриффиту размаха и гигантизма. Это простая история о самых простых людях. Другое дело, что история эта рассказана мастерски.

Пара слов о фильме "Сломанные побеги" (1919)

P.S. Хочу вам сообщить, что некоторые мои статьи теперь будут появляться исключительно в моём блоге. Так что если вам действительно интересны мои материалы, то искренне прошу. Уже сейчас вы можете там прочитать большой материал про «Аватар» Джеймса Кэмерона. Я буду стараться писать как можно чаще, ибо планов громадьё.

4141
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить