Сатира, приключения и ничего лишнего: о «12-ти стульях» Гайдая

Рецензия для тех, кто по каким-то причинам ещё не знаком с классикой, превосходно соединившей в себе искромётный юмор и лёгкость.

Кадр из фильма «12 стульев» (1971)
Кадр из фильма «12 стульев» (1971)

Ровно 51 год назад состоялась премьера эксцентрической комедии Леонида Гайдая «12 стульев», снятой по одноимённому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В 1971 году фильм стал лидером советского кинопроката, и до сих пор наши родители, бабушки и дедушки с особым трепетом пересматривают его. Простым языком вновь поговорим о культовой комедии в честь её годовщины.

В центре истории два героя – Остап Бендер, харизматичный авантюрист, и его напарник – Ипполит Воробьянинов, бывший барин, по прозвищу Киса. Они встретились благодаря дворнику Тихону, роль которого исполнил Юрий Никулин. Ипполит рассказывает Остапу о дорогих бриллиантах, которые его покойная тёща спрятала в обивке одного из принадлежащих ей когда-то двенадцати стульев. Остап Бендер предлагает свою помощь в поиске сокровища, и Воробьянинов не сразу, но соглашается. О бриллиантах известно ещё одному человеку – священнику Фёдору Вострикову. Он так же, как Остап и Киса, пытается их отыскать.

На своём пути герои частенько попадают в не самые удачные обстоятельства. Однако Остап Бендер достаточно хитёр, чтобы им противостоять. Для достижения своей цели герой неоднократно обманывает: он и создает вымышленную организацию для подпольных богачей, и пользуется наивностью людей, и даже женится на вдове, только чтобы заполучить её стул, в котором могут быть бриллианты. Сюжет держит зрителя в напряжении до самого конца, ведь, как и в любом хорошем фильме, здесь всё не так просто.

Основная идея комедии в том, что глупо отчаянно гнаться за богатством. И самое страшное – в поисках этого богатства потерять в себе человека. В кинокартине это изображается через пороки людей. Примечательно, что бриллианты пробудили настоящую натуру священника – Фёдора Вострикова в исполнении Михаила Пуговкина. Даже он, казалось бы, такой невинный человек, безумно жаждет разбогатеть без особых усилий. Нельзя не удивиться переменам, которые настигают этого персонажа. В погоне за стульями он теряет часть своего имущества, когда просит жену продавать их вещи и высылать ему деньги, постепенно сходит с ума.

Ипполит, роль которого исполнил Сергей Филиппов, и вовсе забывает, что когда-то был барином. Он унижается, совершает нелепейшие поступки, делает всё, что прикажет ему Остап. Бендер с самого начала комедии показан предприимчивым и алчным человеком. Актёрская игра Арчила Гомиашвили, исполнившего роль Остапа, несомненно, на высшем уровне. В фильме также присутствует Георгий Вицин. И хотя он играет второстепенного персонажа, его герой приковывает к себе внимание с первого появления в кадре. Комедия сопровождается музыкой Александра Зацепина, которая придаёт фильму динамичность и шарм.

Кинокартина смотрится на одном дыхании и непрерывно вызывает улыбку. История развивается стремительно – в шок приводит надпись «до конца фильма осталось 17 минут», ведь казалось, что он только начался. Гениальна сатира и игра слов, но другого и не ждёшь, когда смотришь работу Леонида Гайдая. Особенно понравился момент, когда в Пятигорске Остап брал деньги за вход в Провал, как он сказал, для ремонта, чтобы «не слишком проваливался». Каждая шутка уместна, в комедии нет ничего лишнего. Интересно, что многие фразы из неё стали крылатыми. А слова Остапа «гигант мысли, отец русской демократии» даже стали популярным мемом. Атмосфера фильма тёплая и добрая, и при этом в ней гармонично растворяется жёсткая сатира и горькая ирония.

Кадр из фильма «12 стульев» (1971). Остап Бендер продаёт самодельные билеты в Провал – одно из немногих мест, куда отдыхающие могли попасть бесплатно.
Кадр из фильма «12 стульев» (1971). Остап Бендер продаёт самодельные билеты в Провал – одно из немногих мест, куда отдыхающие могли попасть бесплатно.

Фильм стоит посмотреть всем и каждому, а те, кто уже смотрел, думаю, с удовольствием будут пересматривать его вновь и вновь. Он отлично подходит и для того, чтобы расслабиться после тяжелого дня и от души посмеяться, и для того, чтобы поразмышлять. Независимо от того, в какой период своей жизни зритель решит посмотреть «12 стульев», он каждый раз будет находить в нём именно то, в чем нуждается.

33 показа
3K3K открытий
33 комментария

С Мироновым лучше, гораздо лучше

Ответить

Нет, совсем не лучше.

Ответить

А мне наоборот с Мироновым не зашёл, а с Гомиашвили уже раз 20 пересматривал

Ответить

У меня отец так же считает. А вот мне кажется, что у Захарова немного скучнее вышло (из-за того, что у него фильм длится дольше и события размазаны). Но Миронов, конечно, батя.

Ответить

нифига, помимо того, что вкусовщина спорить что лучше, так еще и с Мироновым мискаст, фильм безбожно растянут, но при этом из него вырезана шикарная сцена обмана харьковских милиционеров у провала, которая как раз присутствует у Гайдая
https://youtu.be/_SMxITMh--w

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Люблю Миронова, но он слишком интеллигентен и субтилен для этой роли.

Ответить