Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Реальная трагедия в основе, Екатеринбург и его задворки в кадре, а также подростки, выступившие против всего мира.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

«Межсезонье» — фильм сложной судьбы, снятый по мотивам реальной трагедии. Его создал Александр Хант, автор знаменательного для современного российского кино «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», и история за ним стоит любопытная.

В июле фильм появится в подписке «Кинопоиска», ну а мы ещё до начала проката побывали на предпоказе в екатеринбургском «Ельцин Центре» — картину представляли режиссёр Александр Хант, продюсер Максим Добромыслов и исполнитель одной из главных ролей Игорь Иванов.

Рассказываем, чем интересен этот фильм, как он создавался и почему его не стоит пропускать.

«Жить по совести… не получилось»

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Они встретились на вписке. Грохотала «Пошлая Молли», толпа старшеклассников разносила коттедж, пока Даня и Саша многозначительно переглядывались. Попытку героев уединиться и впервые заняться сексом пресекли нагрянувшие родители Саши — отчим-силовик и молодая мать, которая по-женски дочку понимает, но супругу не перечит.

А на следующий день они вместе сбегают. Саша — от семьи, ставшей для неё чужой. Даня — от гиперопекающей матери. Оба — от жизни, в которой всё предопределено и в которой нечем дышать.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Странствия парочки начинаются сравнительно невинно: герои воруют вещи на рынке, разрисовывают из баллончиков с краской шубы в меховом магазине, немножко портят муниципальную собственность. На плакате с физиономией какого-то депутата и слоганом «Жить по совести» дописывают: «Не получилось». А попутно опрашивают взрослых прохожих, довольны ли они жизнью — и, что характерно, не получают внятных ответов.

Однако вскоре приключения Саши и Дани принимают опасный оборот, и вот уже у героев в распоряжении оказывается угнанный джип и огнестрельное оружие. Отступать некуда, позади уральский мегаполис, отчим Саши идёт по пятам, и вся полиция города на его стороне. Герои решают залечь на дно в частном секторе: заборы, покосившиеся домики, странные местные жители и хмурое небо, из которого вот-вот повалит первый снег.

«Наше приключение было и кайфовое, и тупиковое»

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

«Межсезонье» — второй фильм Александра Ханта, молодого режиссёра, громко дебютировавшего в 2017 году с картиной «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». То было зажигательное роуд-муви, в котором дух русского бандитского кино неожиданного встречался с визуальной эстетикой Вонга Кар-Вая под забористые ритмы молодого русского хип-хопа.

«Витька Чеснок…» был мастерской работой, возвестившей о приходе нового талантливого режиссёра. «Межсезонье», с одной стороны, это подтверждает, а с другой, выводит кинематограф Александра Ханта на новый уровень, сохраняя при этом его фирменные черты.

В основу картины легли трагические события, случившиеся в Пскове в 2016 году: 15-летние подростки Катя и Денис сбежали из дома, скрывались на даче, открыли огонь по полицейским и покончили с собой во время штурма, попутно ведя трансляцию в «Перископе».

Вдохновлялись — слово страшное в этом контексте, но, по сути, трагедия Кати и Дениса стала толчком для «Межсезонья». Когда я посмотрел их трансляцию, то увидел в этих ребятах подростков, которые переживают свой важный момент, а вовсе не самоубийц. Пропасть, которая образовалась между ребятами их родителями и стала причиной трагедии. И ситуация была разрешима.
Через год я приступил к «Межсезонью», но это не история Кати и Дениса, это история про подростков вообще.

Александр Хант, Режиссёр

Чтобы представлять, что происходит в головах у современных тинейджеров, Хант провёл большое исследование: объявил кастинг по всей стране, лично общался со многими подростками, просил их рассказать на камеру о себе, об отношениях с родителями, о школе, о том, куда бы они хотели сбежать.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Некоторые из этих ответов непосредственно повлияли на сценарий. Например, в интервью «Коммерсанту». Хант рассказывал, что в ответ на вопрос о самых безумных желаниях ребята отвечали: «сбежать в лес», «почудить в супермаркете», «попрыгать по крышам машин» — всё это есть в «Межсезонье».

Фильм снимали без господдержки, средства собирали с помощью краудфандинга. В качестве съёмочной площадки выступил Екатеринбург и его окрестности. Выбрать уральскую столицу местом действия режиссёра вдохновило творчество екатеринбургского фотографа и режиссёра Константина Тишше, который в своих работах фиксирует (в том числе) жизнь молодого поколения. Вот, посмотрите галерею.

Мы влюбились в его фотографии, отправились познакомиться с ним, и с первых дней влюбились в Екатеринбург. Этот город стал спасением для нашего фильма. У нас не было денег, чтобы закончить фильм, мы отправились в неизвестность, и город нам невероятно помог.
«Межсезонье» для меня — не фильм, а наш путь, как мы его снимали. С каждым из нас произошли важные события. Наше приключение было и кайфовое, и тупиковое. Во время съёмок у Наташи Макаровой, моей жены и оператора, моя жены, погибли родители. А Женя Виноградова, наша главная героиня, обрела себе на съёмках мужа. «Межсезонье» — целая жизнь, которую мы прожили.

Александр Хант, Режиссёр

Несмотря на все трудности, фильм закончили, в прошлом году он с успехом прокатился по фестивалям, где собрал россыпь призов и полюбился самой разной публике.

Возрастной ценз у «Межсезонья» — 18+, но вообще он адресован разной аудитории. Например, в Варшаве на него приходили в основном подростки. А в Германии был полный зал людей 50+, и в конце показа один человек так разрыдался, что мы всем залом пытались его успокоить. Все потом говорили: этот фильм про нас!

Максим Добромыслов, Продюсер

«Ели червяков по-настоящему, блевали по-настоящему»

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

По двум фильмам уже можно говорить о стиле Александра Ханта. Как и «Витька Чеснок…», «Межсезонье» — бодрое, борзое, местами жёсткое, местами обезоруживающе нежное кино. И очень синефильское: при просмотре в голове всплывает сразу масса других картин, целый пласт кино, от «На последнем дыхании» до «Дискосвиней», от «Прирождённых убийц» до «Девственниц-самоубийц». Ну и, конечно же, хитовый сериал «Конец ***го мира». Режиссёр, кстати, утверждает, что ознакомился с ним только в процессе подготовки к съёмкам.

Кое-где в фильме встречаются и прямые цитаты: все узнают, откуда Хант позаимствовал ракурс из багажника, а кто-то в сцене, где Саша и Даня бегут по рынку, считает отсылку к классике новой волны «Жюль и Джим», где герои так же бежали по Лувру.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Но распознавать все эти аллюзии совсем необязательно. Куда более заметно, что в этом фильме Хант ищет свою интонацию — и успешно её находит. Отчасти — благодаря удачно подобранной натуре: показанный в фильме Екатеринбург — это не столичный лоск, но и не «эстетика ****** [захолустья]», а обычный город-миллионник с панельными домами и дачными посёлками вокруг — уныло, но совсем не так ужасно, как в песне рэпера Хаски.

К слову о музыке: Хант вновь демонстрирует прекрасное понимание того, как звучит современная молодая Россия. Если в «Витьке Чесноке…» ритм задавали тот же Хаски, «Грибы» и другой качающий хип-хоп второй половины десятых, то в «Межсезонье» правят ритмы более нервные и отчаянные — в частности, здесь много расхристанного электророка от групп «Дайте танк (!)» и Shortparis.

Огромная удача для фильма — грамотно подобранные актёры на главные роли. Начинающая актриса Женя Виноградова с её чуточку инопланетной внешностью прекрасно вписалась в роль Саши, идейной нонконформистки (нам показывают её комнату, обклеенную плакатами с Мариной Абрамович, Дэвидом Линчем и прочими радикальными деятелями) и просто рано повзрослевшей девушки, недополучившей любви.

Игорь Иванов — актёр более опытный, но «Межсезонье» — его первая по-настоящему большая роль. Его Даня — наоборот, жертва удушающей материнской любви и одновременно забитый школьник, у которого от обретённой свободы срывает башню.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Оба выглядят в кадре очень живыми и естественными, но эта живость далась им большой ценой. Например, Женя во время съёмок серьёзно сломала руку — при этом сцена, которую снимали, в итоге не попала в фильм. Актёрам приходилось отыгрывать достаточно экстремальные сцены, от обнажения на морозе до совместного поедания червяка.

«Мы всё делали… практически. Ели червяков по-настоящему, блевали по-настоящему».

Игорь Иванов, Актёр, исполнитель роли Дани

Впрочем, и Игоря, и Женю ненадолго затмевает Владмир Спартак. Скорее всего, для большинства зрителей «Межсезонье» станет первым знакомством с данным персонажем, однако уральцы знают его довольно хорошо.

Спартак — художник, поэт, писатель, дизайнер одежды, беззубый дед, густо покрытый татуировками, эпатирующий публику на выставках и поэтических тусовках, устраивающий пранки, ведущий собственное шоу на YouTube, передвигающийся по городу в штанах с пришитыми колокольчиками, в компании козы с покрашенными в красный цвет рогами…

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Словом, это человек, превративший себя в арт-объект, а свою жизнь — в перформанс. Это живая легенда Екатеринбурга, и Хант с командой, работая на местном материале, просто не могли не добавить его в свой фильм.

В «Межсезонье» Спартак играет роль зловещего, но по-своему обаятельного владельца дома, где герои скрываются от преследования, и хоть по сюжету он и отрицательный герой, во время показа в «Ельцин Центре» почти каждая его реплика сопровождалась взрывами хохота. Словом, Спартак внёс немного комедии в этот, в общем-то, трагический фильм.

«Проблема не в отношениях, проблема в их отсутствии»

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Тень трагедии падает на героев с первых же кадров, их бунт сразу кажется обреченным, но за них отчаянно болеешь. И, в то же время, хорошо понимаешь родителей, у которых своя правда.

Даже отчим-силовик, казалось бы, главный антагонист картины, на поверку оказывается не таким уж и злодеем — на рингтоне у него не какой-нибудь увесистый блатняк, а «Родина» ДДТ, группы, к которой неспроста прилипло определение «честь и совесть русского рока».

Но то, что обе стороны можно понять, ситуацию не спасает. В основе этого фильма — конфликт поколений. Это довольно частый мотив в кино и в искусстве вообще, но в «Межсезонье» этот конфликт достигает критической точки, происходит полный обрыв связи, разлом между мирами.

Во время подготовки к съёмкам мы много общались с подростками, и когда спрашивали их о родителях, многие из них рисовали портрет, весь состоящий из штампов. Я думаю, проблема не в отношениях, проблема в их отсутствии. Для подростков взрослые — это чёрный ящик, который просто вещает. В «Межсезонье» все виноваты и одновременно все жертвы. И мне бы хотелось, чтобы фильм смог спровоцировать откровенный разговор между подростками и их родителями.

Александр Хант, Режиссёр

Если «Витька Чеснок…» был в конечном итоге обнадёживающим фильмом о том, что такое быть человеком, то второй фильм режиссёра — кино пугающее. Хотя в кадре особой жести не творится (а к поеданию червячков мы привыкли ещё со времён «Последнего героя» по Первому каналу), сам фильм рассказывает нам о настоящей катастрофе, не вымышленной, а реальной. Но её, в отличие от событий в картине, ещё можно предотвратить, если научиться друг с другом разговаривать.

По большому счёту, у этого фильма есть лишь один незначительный недостаток — название. Оно, конечно, осмысленное — межсезонье тут понимается как метафора переходного возраста, но уж больно оно мирное и блёклое, больше подходит рассказу Пришвина, чем дерзкому роуд-муви. Но это так, придирка.

Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»

127127 показов
21K21K открытий
99 репостов
183 комментария

Подростковый бунт. Бессмысленный и беспощадный. За который потом в 25 лет так стыдно перед родителями. Каждое новое поколение в своей "уникальности" повторяет ровно тоже самое что и предыдущее.

Ответить

У каждого поколения эти вещи должны быть)

Ответить

За который потом в 25 лет так стыдноЕсли бунтовать "по-настоящему" до 25 не дожить. А если дожили - нечего стыдиться.

Ответить

Если ты не был бунтарём до 20 лет, то у тебя нет сердца. Если ты остался бунтарём после 20 — у тебя нет мозга. Ну или уже нет жизни)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Напомнило этот сериал. Там даже упоминание есть, статью читал по диагонали

Ответить

Так устроен мир. Так что тут ничего не сделашь

Ответить