Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Реальная трагедия в основе, Екатеринбург и его задворки в кадре, а также подростки, выступившие против всего мира.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

«Межсезонье» — фильм сложной судьбы, снятый по мотивам реальной трагедии. Его создал Александр Хант, автор знаменательного для современного российского кино «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», и история за ним стоит любопытная.

В июле фильм появится в подписке «Кинопоиска», ну а мы ещё до начала проката побывали на предпоказе в екатеринбургском «Ельцин Центре» — картину представляли режиссёр Александр Хант, продюсер Максим Добромыслов и исполнитель одной из главных ролей Игорь Иванов.

Рассказываем, чем интересен этот фильм, как он создавался и почему его не стоит пропускать.

«Жить по совести… не получилось»

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Они встретились на вписке. Грохотала «Пошлая Молли», толпа старшеклассников разносила коттедж, пока Даня и Саша многозначительно переглядывались. Попытку героев уединиться и впервые заняться сексом пресекли нагрянувшие родители Саши — отчим-силовик и молодая мать, которая по-женски дочку понимает, но супругу не перечит.

А на следующий день они вместе сбегают. Саша — от семьи, ставшей для неё чужой. Даня — от гиперопекающей матери. Оба — от жизни, в которой всё предопределено и в которой нечем дышать.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Странствия парочки начинаются сравнительно невинно: герои воруют вещи на рынке, разрисовывают из баллончиков с краской шубы в меховом магазине, немножко портят муниципальную собственность. На плакате с физиономией какого-то депутата и слоганом «Жить по совести» дописывают: «Не получилось». А попутно опрашивают взрослых прохожих, довольны ли они жизнью — и, что характерно, не получают внятных ответов.

Однако вскоре приключения Саши и Дани принимают опасный оборот, и вот уже у героев в распоряжении оказывается угнанный джип и огнестрельное оружие. Отступать некуда, позади уральский мегаполис, отчим Саши идёт по пятам, и вся полиция города на его стороне. Герои решают залечь на дно в частном секторе: заборы, покосившиеся домики, странные местные жители и хмурое небо, из которого вот-вот повалит первый снег.

«Наше приключение было и кайфовое, и тупиковое»

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

«Межсезонье» — второй фильм Александра Ханта, молодого режиссёра, громко дебютировавшего в 2017 году с картиной «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». То было зажигательное роуд-муви, в котором дух русского бандитского кино неожиданного встречался с визуальной эстетикой Вонга Кар-Вая под забористые ритмы молодого русского хип-хопа.

«Витька Чеснок…» был мастерской работой, возвестившей о приходе нового талантливого режиссёра. «Межсезонье», с одной стороны, это подтверждает, а с другой, выводит кинематограф Александра Ханта на новый уровень, сохраняя при этом его фирменные черты.

В основу картины легли трагические события, случившиеся в Пскове в 2016 году: 15-летние подростки Катя и Денис сбежали из дома, скрывались на даче, открыли огонь по полицейским и покончили с собой во время штурма, попутно ведя трансляцию в «Перископе».

Вдохновлялись — слово страшное в этом контексте, но, по сути, трагедия Кати и Дениса стала толчком для «Межсезонья». Когда я посмотрел их трансляцию, то увидел в этих ребятах подростков, которые переживают свой важный момент, а вовсе не самоубийц. Пропасть, которая образовалась между ребятами их родителями и стала причиной трагедии. И ситуация была разрешима.
Через год я приступил к «Межсезонью», но это не история Кати и Дениса, это история про подростков вообще.

Александр Хант, Режиссёр

Чтобы представлять, что происходит в головах у современных тинейджеров, Хант провёл большое исследование: объявил кастинг по всей стране, лично общался со многими подростками, просил их рассказать на камеру о себе, об отношениях с родителями, о школе, о том, куда бы они хотели сбежать.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Некоторые из этих ответов непосредственно повлияли на сценарий. Например, в интервью «Коммерсанту». Хант рассказывал, что в ответ на вопрос о самых безумных желаниях ребята отвечали: «сбежать в лес», «почудить в супермаркете», «попрыгать по крышам машин» — всё это есть в «Межсезонье».

Фильм снимали без господдержки, средства собирали с помощью краудфандинга. В качестве съёмочной площадки выступил Екатеринбург и его окрестности. Выбрать уральскую столицу местом действия режиссёра вдохновило творчество екатеринбургского фотографа и режиссёра Константина Тишше, который в своих работах фиксирует (в том числе) жизнь молодого поколения. Вот, посмотрите галерею.

Мы влюбились в его фотографии, отправились познакомиться с ним, и с первых дней влюбились в Екатеринбург. Этот город стал спасением для нашего фильма. У нас не было денег, чтобы закончить фильм, мы отправились в неизвестность, и город нам невероятно помог.
«Межсезонье» для меня — не фильм, а наш путь, как мы его снимали. С каждым из нас произошли важные события. Наше приключение было и кайфовое, и тупиковое. Во время съёмок у Наташи Макаровой, моей жены и оператора, моя жены, погибли родители. А Женя Виноградова, наша главная героиня, обрела себе на съёмках мужа. «Межсезонье» — целая жизнь, которую мы прожили.

Александр Хант, Режиссёр

Несмотря на все трудности, фильм закончили, в прошлом году он с успехом прокатился по фестивалям, где собрал россыпь призов и полюбился самой разной публике.

Возрастной ценз у «Межсезонья» — 18+, но вообще он адресован разной аудитории. Например, в Варшаве на него приходили в основном подростки. А в Германии был полный зал людей 50+, и в конце показа один человек так разрыдался, что мы всем залом пытались его успокоить. Все потом говорили: этот фильм про нас!

Максим Добромыслов, Продюсер

«Ели червяков по-настоящему, блевали по-настоящему»

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

По двум фильмам уже можно говорить о стиле Александра Ханта. Как и «Витька Чеснок…», «Межсезонье» — бодрое, борзое, местами жёсткое, местами обезоруживающе нежное кино. И очень синефильское: при просмотре в голове всплывает сразу масса других картин, целый пласт кино, от «На последнем дыхании» до «Дискосвиней», от «Прирождённых убийц» до «Девственниц-самоубийц». Ну и, конечно же, хитовый сериал «Конец ***го мира». Режиссёр, кстати, утверждает, что ознакомился с ним только в процессе подготовки к съёмкам.

Кое-где в фильме встречаются и прямые цитаты: все узнают, откуда Хант позаимствовал ракурс из багажника, а кто-то в сцене, где Саша и Даня бегут по рынку, считает отсылку к классике новой волны «Жюль и Джим», где герои так же бежали по Лувру.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Но распознавать все эти аллюзии совсем необязательно. Куда более заметно, что в этом фильме Хант ищет свою интонацию — и успешно её находит. Отчасти — благодаря удачно подобранной натуре: показанный в фильме Екатеринбург — это не столичный лоск, но и не «эстетика ****** [захолустья]», а обычный город-миллионник с панельными домами и дачными посёлками вокруг — уныло, но совсем не так ужасно, как в песне рэпера Хаски.

К слову о музыке: Хант вновь демонстрирует прекрасное понимание того, как звучит современная молодая Россия. Если в «Витьке Чесноке…» ритм задавали тот же Хаски, «Грибы» и другой качающий хип-хоп второй половины десятых, то в «Межсезонье» правят ритмы более нервные и отчаянные — в частности, здесь много расхристанного электророка от групп «Дайте танк (!)» и Shortparis.

Огромная удача для фильма — грамотно подобранные актёры на главные роли. Начинающая актриса Женя Виноградова с её чуточку инопланетной внешностью прекрасно вписалась в роль Саши, идейной нонконформистки (нам показывают её комнату, обклеенную плакатами с Мариной Абрамович, Дэвидом Линчем и прочими радикальными деятелями) и просто рано повзрослевшей девушки, недополучившей любви.

Игорь Иванов — актёр более опытный, но «Межсезонье» — его первая по-настоящему большая роль. Его Даня — наоборот, жертва удушающей материнской любви и одновременно забитый школьник, у которого от обретённой свободы срывает башню.

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Оба выглядят в кадре очень живыми и естественными, но эта живость далась им большой ценой. Например, Женя во время съёмок серьёзно сломала руку — при этом сцена, которую снимали, в итоге не попала в фильм. Актёрам приходилось отыгрывать достаточно экстремальные сцены, от обнажения на морозе до совместного поедания червяка.

«Мы всё делали… практически. Ели червяков по-настоящему, блевали по-настоящему».

Игорь Иванов, Актёр, исполнитель роли Дани

Впрочем, и Игоря, и Женю ненадолго затмевает Владмир Спартак. Скорее всего, для большинства зрителей «Межсезонье» станет первым знакомством с данным персонажем, однако уральцы знают его довольно хорошо.

Спартак — художник, поэт, писатель, дизайнер одежды, беззубый дед, густо покрытый татуировками, эпатирующий публику на выставках и поэтических тусовках, устраивающий пранки, ведущий собственное шоу на YouTube, передвигающийся по городу в штанах с пришитыми колокольчиками, в компании козы с покрашенными в красный цвет рогами…

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Словом, это человек, превративший себя в арт-объект, а свою жизнь — в перформанс. Это живая легенда Екатеринбурга, и Хант с командой, работая на местном материале, просто не могли не добавить его в свой фильм.

В «Межсезонье» Спартак играет роль зловещего, но по-своему обаятельного владельца дома, где герои скрываются от преследования, и хоть по сюжету он и отрицательный герой, во время показа в «Ельцин Центре» почти каждая его реплика сопровождалась взрывами хохота. Словом, Спартак внёс немного комедии в этот, в общем-то, трагический фильм.

«Проблема не в отношениях, проблема в их отсутствии»

Почему вам стоит посмотреть «Межсезонье» от автора «Витьки Чеснока» — это как «Конец ***го мира», но по-уральски

Тень трагедии падает на героев с первых же кадров, их бунт сразу кажется обреченным, но за них отчаянно болеешь. И, в то же время, хорошо понимаешь родителей, у которых своя правда.

Даже отчим-силовик, казалось бы, главный антагонист картины, на поверку оказывается не таким уж и злодеем — на рингтоне у него не какой-нибудь увесистый блатняк, а «Родина» ДДТ, группы, к которой неспроста прилипло определение «честь и совесть русского рока».

Но то, что обе стороны можно понять, ситуацию не спасает. В основе этого фильма — конфликт поколений. Это довольно частый мотив в кино и в искусстве вообще, но в «Межсезонье» этот конфликт достигает критической точки, происходит полный обрыв связи, разлом между мирами.

Во время подготовки к съёмкам мы много общались с подростками, и когда спрашивали их о родителях, многие из них рисовали портрет, весь состоящий из штампов. Я думаю, проблема не в отношениях, проблема в их отсутствии. Для подростков взрослые — это чёрный ящик, который просто вещает. В «Межсезонье» все виноваты и одновременно все жертвы. И мне бы хотелось, чтобы фильм смог спровоцировать откровенный разговор между подростками и их родителями.

Александр Хант, Режиссёр

Если «Витька Чеснок…» был в конечном итоге обнадёживающим фильмом о том, что такое быть человеком, то второй фильм режиссёра — кино пугающее. Хотя в кадре особой жести не творится (а к поеданию червячков мы привыкли ещё со времён «Последнего героя» по Первому каналу), сам фильм рассказывает нам о настоящей катастрофе, не вымышленной, а реальной. Но её, в отличие от событий в картине, ещё можно предотвратить, если научиться друг с другом разговаривать.

По большому счёту, у этого фильма есть лишь один незначительный недостаток — название. Оно, конечно, осмысленное — межсезонье тут понимается как метафора переходного возраста, но уж больно оно мирное и блёклое, больше подходит рассказу Пришвина, чем дерзкому роуд-муви. Но это так, придирка.

Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»

402402
183 комментария

Подростковый бунт. Бессмысленный и беспощадный. За который потом в 25 лет так стыдно перед родителями. Каждое новое поколение в своей "уникальности" повторяет ровно тоже самое что и предыдущее.

162
Ответить

У каждого поколения эти вещи должны быть)

62
Ответить

За который потом в 25 лет так стыдноЕсли бунтовать "по-настоящему" до 25 не дожить. А если дожили - нечего стыдиться.

30
Ответить

Если ты не был бунтарём до 20 лет, то у тебя нет сердца. Если ты остался бунтарём после 20 — у тебя нет мозга. Ну или уже нет жизни)

7
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Напомнило этот сериал. Там даже упоминание есть, статью читал по диагонали

3
Ответить

Так устроен мир. Так что тут ничего не сделашь

1
Ответить