Post mortem: рецензия на фильм «Письма мёртвого человека» (1986)

В статье присутствует множество спойлеров.

Искусство обладает силой предвидения. Невероятный творческий импульс, сопряженный с рефлексией, анализом своей эпохи, фоновыми мыслями, созерцанием и образами, способен породить воистину пророческие полотна, «рупоры века». В течение тысячелетий это доказывали многие служители прекрасного, будь то писатели, поэты или художники. Конечно же, особенно стоит выделить великих фантастов. Будучи визионерами с буйной фантазией, они бывают поразительно точными в представлении образа будущего. Помимо таких глыб, как Жюль Верн и Герберт Уэллс, предсказавших полеты на Луну и появление лазерного оружия, есть, например, небезызвестные братья Стругацкие, изобразившие в повести «Хищные вещи века» 1964-го года за ширмой гедонистического курортного городка типичное для наших дней общество потребления. То, что тогда являлось социальной фантастикой с антиутопическими чертами, теперь является практически реализмом. Вышеописанного тезиса придерживается и Константин Лопушанский — советский и российский режиссер, ученик Тарковского, который незадолго до аварии на Чернобыльской АЭС 1986-го года закончил работу над дебютной полнометражной картиной «Письма мертвого человека» в жанре ядерного постапокалипсиса.

<p> Константин Лопушанский на презентации очередного фильма в Вене, 2017-й год</p>

Константин Лопушанский на презентации очередного фильма в Вене, 2017-й год

Художник в какой-то мере предчувствует, думает вперед. И, к сожалению, много сбывается. Я был бы сам рад очень, если бы не сбывалось.

Константин Лопушанский

Сюжет разворачивается в безымянном американском городке. Относительно недавно прогремела ядерная война, уничтожившая цивилизацию. Ученый Ларсен, лауреат Нобелевской премии, спасается в бомбоубежище вместе с сотрудниками музея и больной женой, не успевшей вовремя спуститься туда, ввиду чего огромная доза радиации медленно её убивает. В ходе повествования Ларсен, исследуя сейсмографические приборы, пытается понять, идет ли до сих пор война за пределами города, попутно отправляя письма своему умершему маленькому сыну Эрику.

Ролан Быков в роли Ларсена
Ролан Быков в роли Ларсена

Постапокалипсис — довольно любопытный жанр научной фантастики. Помимо того, что это в принципе довольно гибкий сеттинг, на фоне которого можно рассказать множество любопытных историй для любой аудитории и даже состыковать действо с другими жанрами, постапокалиптика, очевидно, вдоволь позволяет пофантазировать о том, что будет, если человечество достигнет той самой точки невозврата. Показательным примером, доказывающим преимущество интерактивного искусства, является известная серия компьютерных ролевых игр «Fallout», показывающая ретрофутуристичную Америку постъядерных времен. В ней присутствует и черный юмор, и искрометные диалоги, и интересные локальные истории, не говоря уже о всеобъемлюще раскрытой проблематике жанра — возрождение цивилизации из пепла, построения нового общества, трудности коммуникации разных групп людей и даже интереснейший феномен карго-культа (когда изолированное племя при наличии фрагментарных знаний о внешнем мире бездумно копирует внешние признаки какой-либо субкультуры или поклоняется какому-то предмету, но не понимает сути). Если анализировать во всей франшизе игры, созданные идейными вдохновителями серии, — а именно первые две части и сюжетное ответвление «New Vegas», — то обнаруживается, что у постапокалипсиса имеются разные грани: это и «темный» постапокалипсис, демонстрирующий тотальную разруху, анархию, упадок, и «возрождающий» постапокалипсис, в котором начинает формироваться полноценная цивилизация с государствами. Такое было в «Fallout» и кажется довольно реалистичным развитием тематики, однако тут кроется одна деталь. Человек — существо, которое способно постоянно ко всему адаптироваться и всегда стремиться к месту под солнцем, бороться, возрождаться, но горькая ирония в том, что, демонстрируя различные фракции с конфликтующими идеологиями, авторы подтверждают: алчность, корыстность и честолюбие, сопровождающие наше общество ещё с первобытных времён, остаются даже после армагеддона. Способен ли человек преодолеть свои пороки и перевоспитаться — главный философский вопрос постапокалипсиса, и это отражено в «Письмах мертвого человека».

Post mortem: рецензия на фильм «Письма мёртвого человека» (1986)

С первых минут режиссер-постановщик демонстрирует пугающе мрачную и достоверную картину: здания-руины, выжженные земли с горами трупов, патрульные вертолеты, военные, стреляющие без предупреждения во время комендантского часа, затхлое бомбоубежище сотрудников музея с горами мусора и светом, с трудом поддерживаемым педальным генератором электричества. Главное отличие данной кинокартины от большинства собратьев по жанру — детальное изображение быта простых людей в условиях пережитой ядерной бомбардировки, что усиливает драматическую составляющую и эмоциональный отклик, а эффект сепии и статичные кадры с редкими сменами планов создают ощущение как от просмотра документалистики. Окружение рассказывает историю и насыщает ее деталями для пущей убедительности, о чем осведомлен автор.

Немаловажно, что Константин Лопушанский — приверженец авторского кино, о чем он сам неоднократно заявлял, поэтому фабула сценария принадлежит и режиссеру. Каждый персонаж фильма пытается осмыслить трагедию по-своему: Ларсен категорически отказывается мириться с окружающей его средой и выводит гипотезу, в ходе которой заключает, что войны не было, кто-то пишет книгу-размышление о произошедшем, а кто-то создает новые законы морали для создания нового общества («ненавидь ближнего своего, ненавидь дальнего, ненавидь самого себя»).

Я сторонник авторского кино в буквальном смысле этого слова. То есть тот, кто написал сценарий, кто его выстрадал, чей духовный мир и опыт запечатлен в этом тексте, тот и должен, по моему мнению, его снимать. Иначе ты вроде как покупаешь чужое откровение, вдохновение или, хуже того, крадешь. В идеале все это так. На практике же, конечно, все не так просто.

Константин Лопушанский

Анализируя ход истории, становится ясно, что персонажи, похожие скорее на живые трупы физически и ментально, пытаются оттенить свое существование, пародию на жизнь путем эскапизма. В какой-то момент проникновенная атмосфера нигилистического декаданса и безысходности доходит такой критической отметки, что фильм даже не гнушается детских трупов и воплей, ввиду чего у зрителя вполне может наступить культурный шок.

«Пора, наконец, признать, что вся история человечества — это история затянувшегося самоубийства живой материи, которую космическая случайность наделила способностью мыслить, и которая не знала, что делать с этой случайной роковой способностью, точка. И не нашла ей лучшего применения, как создание наиболее эффективных способов тотального самоубийства!» — заключает один из персонажей фильма.

Однако в дальнейшем кинокартина раскрывает во всей красе и философию гуманизма, которая дает понять, что «Письма мертвого человека» — это все-таки фильм-предупреждение, а не эпитафия человечеству. Здесь настало время поговорить об актерской игре. Актеры, как бы это избито и в то же время иронично ни звучало в данном контексте, живут собственными ролями. Невероятно фактурные и выразительные, они со всей дотошностью изобразили сломленных — мертвых — людей, лишенных всякого будущего. Запоминаются все: и немые облученные дети, и строгий военный врач, вынужденный непомерным усилием воли следовать по инструкции и оставить этих самых детей на поверхности, и надломленный романтик-гуманист из музея, и много кто ещё. Но настоящим бриллиантом и «гвоздем программы» выступает, безусловно, протагонист фильма — профессор Ларсен в исполнении блистательного советского актера Ролана Быкова. Быков воплотил внешне довольно типичного, даже карикатурного, сумасшедшего ученого — очкастого мужчину пожилого возраста с хаотичной и неопрятной прической, но внутри — весьма проработанного персонажа с детальным психологизмом. Ларсен, как и остальные обитатели бункера под музеем, пытается сохранить остатки рассудка путем собственной отдушины — писем умершему сыну Эрику, в смерть которого он наотрез отказывается верить, поскольку во время начала катастрофы он не смог найти его в городской больнице среди других несчастных деток. Учитывая в прошлом высокое положение ученого и Нобелевскую премию, не исключено, что Ларсен во многом и сам является виновником непоправимой трагедии, о чем в произведении даже делается тонкий намек и критикуется разрушительная сторона науки как таковой. В итоге, если брать это во внимание, вырисовывается глубокий образ разочарованного ученого, обретшего чуткость, раскаяние и осознание через личную трагедию. Однако вместе с этим в финале Ларсен находит в себе силы найти новую цель в жизни, приютив тех самых немых детей к себе и самоотверженно отказываясь эвакуироваться в центральный бункер. Он и дети пытаются отпраздновать Рождество — собирают самодельную елку и выходят на поверхность, дабы увидеть первую звезду, однако небо затянуто ядерным пологом. Ларсен умирает, а дети уходят куда-то в неизвестность, получив напутственные слова профессора («пока человек в пути, есть у него Надежда»), однако ясно, что он умирает живым человеком, вопреки названию фильма.

Post mortem: рецензия на фильм «Письма мёртвого человека» (1986)

«Письма мертвого человека» — это весьма необычное, пронзительное и специфическое кино. Научно-фантастическая драма с библейскими вкраплениями, которая всем своим посылом напоминает нам о том, что мы должны относиться с понимаем друг к другу и в любой ситуации проявлять наилучшие человеческие качества. Например, чувствовать прекрасное и любить.

#обзоры #мнения #кино #постапокалипсис #советское_кино #драма

3535 показов
2.4K2.4K открытий
3 комментария

Нити все таки больше пробирают,а тут много закосов под Тарковского

Ответить

Дык Лопушанскому Тарковкий преподовал....

Ответить

Нити показался более скомканным, нежели Письма мёртвого человека. Да и, на мой взгляд, эстетически советский фильм более экспериментален.

Ответить