Еще сколько-то там хорроров, которые вы могли пропустить

«Любимые», «Наблюдающий», «Невинные» и другие прилагательные

Еще сколько-то там хорроров, которые вы могли пропустить

«Любимые представляют собой необычную смесь типичной молодёжной комедии про выпускной и пыточного порно («Пила», «Райское озеро», «Хостел» вот это вот все).

Начинается фильм как обычная история про главного красавчика школы, которого пытается пригласить на школьный бал скромная и забитая девчонка. Но потом этот миф разворачивается в неожиданную сторону, и оказывается, что скромняжка на самом деле злобный изверг.

Не помню, когда мне последний раз было так одновременно смешно от атмосферы сочетания несочетаемого (представьте себе сцену, в которой играет типичная романтическая песенка, где девочка поёт про безответную любовь, под потолком крутится диско-шар, идёт медленный танец, но в нем участвуют отец и дочь, которые только что изувечили очередную жертву) и неприятно от показываемого на экране, потому что пытки в какой-то момент достигают уровня «Хостела».

Единственное, что меня настораживает: ни на одном сайте в графе «жанр» не указана комедия. Поэтому, возможно, я просто извращенец и сумасшедший. Но вы посмотрите все равно, потому что фильм отлично работает и как обычный хоррор.

Я очень осторожно отношусь к хоррорам про искусство и путь к славе, потому что, как правило, они скатываются либо к высоколобой сатире («Bliss»), либо к тупорылым метафорам («Неоновый демон» хоть это и не хоррор). Но слава богу, что «Глазам звезды» удалось избежать этих ускучняющих фильм ошибок. Конечно, тут тоже есть продюсеры с пентаграммами на шее, но акцент делается прежде всего на телесном ужасе, а миф о перерождении нужен просто как двигатель сюжета, чтобы показать как можно больше жестокости в кадре.

В фильме рассказывается про Сару - начинающую актрису, которая работает в заведении «Большие картохи» (судя по безвкусице, это следующий вариант названия русского Макдональдса). И, хотя ее босс уверен, что миллионы девушек по всей Америке мечтают о такой работе, Сара почему-то не ценит свое счастье и мечтает стать звездой Голливуда.

Она безуспешно ходит на пробы, после которых вырывает себе волосы клочьями (это показывают максимально натуралистично, параллельно накладывая тошнотворный звук хруста). Пока один из пожилых продюсеров, соблазнившись молодым сексуальным телом, не предлагает Саре обменять его, а заодно и свою душу, на роль в каком-то второсортном ужастике. После некоторых раздумий, оказывается, что она все же готова сделать то, чем славился писатель Лимонов.

После интрижки с продюсером наступает ключевой перелом фильма. Вторая половина снята в лучших традициях Кроненберга. Из неуверенной в себе неудачницы Сара превращается в монстра. С ее телом начинает происходить всякая жесть: оно покрывается пятнами, отходят ногти, белеют губы. Сара гантелей превращает голову подруги в кровавое пятно на простыни, и камера в этот момент не отворачивается, а показывает все самое интересное.

Еще сколько-то там хорроров, которые вы могли пропустить

В итоге на почве банальной истории про актрису, которая пытается заполучить свою первую большую роль, получился отличный боди-хоррор с замечательной актерской игрой Александры Эссоу, которая, если бы фильм был чуть поизвестнее, могла бы и на Оскар быть номинирована.

Этому скандинавскиу elevated хоррору про взросление не повезло выйти в прокат в одно время с «Все везде и сразу», потому что этот фильм студии А24 так хайпил, что всем было плевать, что там еще есть в кинотеатрах.

«Скрежет» – это хоррор версия (так же известная, как «не отстойная») мультика «Я краснею». В обоих картинах главная героиня – девочка на пороге первых месячных. Обе они в один день просыпаются монстрами. В диснеевском варианте девочка сама превращалась в него, а здесь нечто странное вылупилось из яйца и избавлялось от всех, кто причинял боль Тинье, параллельно все больше становясь похожей на саму Тинью. Отличие лишь в том, что скандинавы развивают этот сюжет от простой истории взросления в сторону метафоры того, как тирания в семье превращает милых девочек во что-то ужасное.

Мне понравилась открывающая сцена «Скрежета»: идеальный дом, прямиком с рекламного постера, или с фильма «Вивариум», в нем все в пастельных тонах, там живет идеальная семья, в которой все улыбаются. И вдруг к ним залетает ворона и, нарушая местную идиллию, разбивает все хрупкие вещи. Хаос творится до тех пор, пока мать не ловит птицу и не ломает ей безжалостно шею. Это образцовый пролог, потому что за минуту нам сразу дали понять, о чем фильм, обозначив, что благополучие в этой семье только внешнее.

Еще сколько-то там хорроров, которые вы могли пропустить

На самом деле это артхаусная драма про взросление «Невинные», которую снял соавтор всех сценариев Йоакима Триера, но в России она так же известна, как хоррор «Паранормальные».

Из фильмов, которые Вогт писал вместе с Триером, «Невинные» больше всего похожи на «Тельму»: это тоже история про взросление с элементами мистики. Только там были подростки, а здесь совсем дети, которые, кстати, круто играют. Это было важно, потому что весь драматизм держится на них.

Система персонажей примерно такая: Бен - абсолютное зло, он умеет взглядом управлять вещами и силой мысли влиять на разум другого человека. Из-за проблем с родителями мальчик пытается силой добиться того, чтобы его полюбили. И не делает зла только Иде, которая искренне восхищается его магическим способностям. Айша (Винни Харлоу хорошо сыграла ребенка) и Анна - абсолютное добро. А Иде, главной героине, предстоит сделать выбор на чьей она стороне.

Еще сколько-то там хорроров, которые вы могли пропустить

Этот фильм идеально описывается мемом: «Ничего не понял, но очень интересно». Потому что я начал получать удовольствие только тогда, когда мой мозг принял, что это мрачная сказка, рассказанная через картину мира ребенка, и начал просто сопереживать положительным персонажам, перестав пытаться разобраться в законах этой вселенной, потому что в ней слишком много условностей.

Получилось хорошее исследование природы детского, ничем не мотивированного зла. И в отличие от многих артхаусных фильмов, которые просто констатируют факт чего-то плохого, Вогт в концовке еще и предлагает решение поднятой им проблемы

Пока я не понимаю, как уважаемые мной люди могут восхищаться прямолинейной метафорой уровня четырнадцатилетнего подростка, который решил дебютировать с невероятным рассказом на проза.ру (мой текст такого же уровня, но им никто и не восхищается), в «Роде мужском» (которая еще и за год до этого была в shudderовском хорроре «Везучая»), вышел фильм «Watcher», который является хорошим примером того, как показать женскую тревогу в мужском мире. А Майка Монро опять великолепна в фильме, где ее преследует какое-то безликое зло. Я так сильно люблю «It follows» и так часто его смотрел, что уже в каждом фильме готов переживать за Майку, как за родную сестру.

Еще сколько-то там хорроров, которые вы могли пропустить

В фильме рассказывается про молодую девушку, которая со своим мужем переехала в Румынию. Через пару дней после переезда рядом с их домом находят труп молодой девушки, а Майка замечает, что из окна напротив за ней постоянно наблюдает какой-то странный сосед. Она всем про это рассказывает, но никто ей не верит, и более того, полиция занимает сторону предполагаемого маньяка. Ситуацию усугубляет, что мы вместе с ней не понимаем большую часть диалогов на румынском, и в какой-то момент ты тоже начинаешь паниковать и чувствовать себя неуютно.

Благодаря отличной актерской игре Монро, зрители подключаются к ее персонажу и могут на себе ощутить, как тяжело женщинам в мире, где их страхи недооценивают, а тупые мужчины считают себя умнее всех. И авторам удалось показать это без единой проповеднической метафоры. Все-таки давайте не забывать, что знание того, что все мужики абьюзеры по природе своей, не освобождает нас от ответственности снимать хорошее кино, а не дешевый популизм.

PS. Пишите в комментариях свои любимые хорроры, потому что 2/5 этого списка были найдены именно там. И подписывайтесь на телеграм-канал автора

2424 показа
5.9K5.9K открытий
22 репоста
21 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить

я так и не понял "ОНО" кажется дичайшим оверхайпом.

Ответить

Лучший фильм того года. Великолепная актриса!!! Очень пугает. Он запустил новую волну в хоррор индустрии!

Ответить

Паранормальные — вышка, 9/10 :)

Ответить

Согласен

Ответить

еще сколько-то там хорроров...

Я посчитал, их 5. Можешь не благодарить :)

Ответить

спасибо!)

Ответить