Фильм-фантасмагория

Темный город
Темный город

Не могу сказать, что увлекаюсь кинематографом. Так, посматриваю фильмы, время от времени. В юности копался в проклятом тряпье, пытаясь найти что-то интересное.

Пересмотрел пару сотен «картин», что не оставили и следа в памяти. Но некоторые вещи меня завлекли. В исканиях подобного я перерыл все, на тот момент, доступные рекомендательные сервисы. Искал на блогах и форумах. Короче — был в поисках.

И тут вот какая загвоздка! Я не знаю даже, что это за жанр. Все фильмы что мне понравились, оставили именно какое-то однотонное чувство в душе — разножанровые. Они... Как бы так сказать... Атмосферные? Их атмосфера гнетущая, зачастую монотонная. Темная. Это не значит, что фильм происходит в темное время суток — оказалось для того, чтобы «нагнетать саспенс» не обязательно снимать ночью, или в ч/б.

Объединение этих фильмов в какую-то одну категорию сводится только у меня в воспаленном мозгу. Но, возможно, таких фильмов еще есть, и я просто о них не знаю. А времени сейчас искать что-то подобное — нет.

Почему фантасмагория? Эти фильмы создают у меня ощущение сна наяву. Дремоты, или, допустим... Беспокойной неги? Все там такое реальное, обычное. Да, в «Темном городе» все далеко не обычное. Но когда мы об этом узнаем? Как, самое главное, узнает об этом главный герой?

Фантасмагория потому, что я запомнил это из старой игры, которая так и называлась — «Phantasmagoria». Один из самых достойных квестов. Играл еще на коленях у отца. Видимо тогда и зародилось это ощущение нереальности в реальном.

Помню, когда главная героиня стоит там, посреди одной из комнат большого особняка, в котором происходит всякая бесовщина. В игре на нарисованных задниках играли реальные люди. Стоит она там, такая... Актриса. Осматривает комнату. Точно не скажу, но комната была — детская. С детской кроваткой, комодом и всем таким. И тут появляется шар из дыма, призрак, если хотите. Над кроваткой. Затем происходит какая-то реплика, или что-то подобное. И актриса стоит дальше, ждет пока я кликну куда-нибудь.

Тогда это показалось глупым. Тут у тебя призраки в доме, дурная! Страшно же, беги! Не смотрела «Форреста Гампа»?! Да что же ты будешь делать, ладно, подождем пока посмотришь что там в комоде...

А дальше ты спокойно так выходишь прогуляться на улицу, я имею ввиду в самой игре. Там цветы, деревья, соседи ходят. Собачки клумбы удобряют. Все как у всех. И вот тут-то и появляется некоторое чувство тревоги. Ведь если раньше, казалось, достаточно выйти из этого проклятого дома, в мир, то и страх тоже уйдет, станет проще разобраться во всем, что видел минуту назад. Но от того, что все вокруг так нормально и обычно, а ты понимаешь что ничего нормального нет — от этого еще страшнее.

Вот так я и интерпретировал для себя это странное слово «фантасмагория». И отнес к этой категории ряд фильмов.

Неверно первым таким фильмом могу назвать «Темный город». Там все происходит очень неспешно, иногда нескладно. Главный герой потерял помять, так что фильм снимаю с позиции удивления главного героя всему, что он видит вокруг себя. И вот бродит он по постоянно меняющемуся лабиринту из домов и переулков, пробует до истины достучатся. Что это за фильм? Наверно «нуар». Там же тоже ходят, бродят. Верно?

К подобным я бы записал «Город потерянных детей» и «Тринадцатый этаж». Второй тут только... Лейтмотивом похож. Но съемка, эта постоянная темнота... Что-то в этом есть.

А вот и второй фильм — «Двойник».

Двойник
Двойник

Действие происходит будто в альтернативной реальности. Ведь все там, как у нас. Телевизор со своими дурацкими передачами. Музыка. Забегаловки. Главный герой ходит на работу, работает её там, или чем он по фильму занимается. Даже другие люди вокруг. Но все какое-то... Узкое. Гнетущее.

Но видимо это узкое поле зрение — исход взглядов главного героя. Или же просто такой прием. Но фильм оставляет странные чувства. Какой-то неоконченности, что ли. И момент, когда ГГ фантазирует, смотря свой любимые боевик — будто сам ты этот ГГ. И эта дурь, что вещают с телевиденья, единственная твоя зацепка к хорошему и светлому. Музыка там красивая, мне зашла, до сих пор слушаю (18 The Replicator - Opening Titles - The Double (2013) OST - Andrew Hewitt - YouTube).

Что из такого? С раза 4-5 я осилил «Машиниста», что-то все время мешало. В конце-концов посмотрел до самого конца. Фильм, съемка, все понравилось. Только вот идея вины, принятия... Эту тему я не сильно люблю. Ну и «Вивариум», наверно. Там тоже — Айзенберг. Не могу сказать, что понравился (я про фильм), но вроде как тоже ничего не понятно и очень интересно.

Третий, но не третий по моему личному списку, «Кирпич».

Кирпич
Кирпич

Написано — «неонуар». Это как нуар, только новый? Или как? В отличие от других, что выше, почти всегда происходит при свете дня. Ясного, хорошего, погожего денька. Такого немного летнего, с небольшим ветерком. Не то чтобы нужно что-то надевать, но из жары, да в холод...

От этого он становится еще тягучее. Кажется, такая погода. Такой день. Так все хорошо, бери да живи. Но город погряз в наркотиках, он пуст, этот пригород никого ничего не интересует, забыт. Один ГГ, которому и дела-то не было до всего вокруг, внезапно потеряв свою любовь, осознает — нужно разобраться. Его выгода ясна, но как он все проворачивает... Фантастика, одним словом. Но есть чему поучится?

Тогда сюда же надо записать и подобный — «Чамскраббер». Отдельно. Уж больно он мне понравился.

Чамскраббер
Чамскраббер

Еще один фильм при свете дня. Там есть и ночь, конечно. Тоже подросток, тоже что-то теряет. Подростковый фильм? Или фильм о «потерянном поколении»? Я в это не верю. В каждом поколении есть потерянные. В каждом есть те, кто нашлись. И те, кто потерялись навсегда. Когда больше, когда меньше.

Но слушая Rooney- Sleep Song - YouTube и смотря на видения главного героя, когда он начинает крушить квартиру... Не покидает чувства сюрреализма. И вместе с тем — настоящей, чувственной реальности.

Кинопоиск говорит что похожие фильмы — «Красота по-американски» и «Вымышленные герои». Потому что там тоже речь о семье? «Красота по-американски» один из любимых фильмов, это да. Но не могу назвать его этим своим чувством — фантасмагоричный.

«Вымышленные герои» — там этого есть немного. Но уж больно... Замудрили. Честно. Зачем сцена с поцелуем? И концовка... Все вернулось на круги своя. Зачем тогда было вообще снимать этот фильм? Ничего же не поменялось. Будто и хорошо, что брат застрелился. Словно именно он мешал воссоединению семьи и принятию внутренних проблем.

А вот тут один из самых любимых. Почему? Там нет ничего такого. Я так думаю, что там даже смысла-то нет. «One Point O», или «Версия 1.0».

One Point O
One Point O

Фильм о мнительном программисте, который, судя по всему, становится частью мирового заговора. Или же просто не повезло. В настоящих, современных реалиях, это будто повесть об антипрививочнике с рассказами о вышках 5G (или уже в моде 6G?). Но не смотря на отсутствие внятного сюжета, какой-никакой концовки, картинка сочная. Эта архитектура, внутреннее убранство дома. Что-то из «Бегущего по лезвию». Его, кстати, тоже бы туда же, в кучу. Не совсем, конечно, но что-то такое там есть.

Что же осталось?

Фильм-фантасмагория

Да много всего. Не так, чтобы очень. Некоторое забыл, что-то — не вспомнил. Где-то не упомянул. А что-то забыл запомнить. Хотелось бы еще. Да побольше. Есть ли?

Что все это объединяет? Думаю что ничего, кроме каких-то невидимых тэгов у меня в голове. Может мне нравится нудятина? Очень может быть. Или же бесцельные поиски? Возможно. Разгадать что-нибудь? Это вряд ли, я не любитель.

Но где-то же есть этот нейронный каталогизатор, эта нейросеть, что говорит: «О! Мне это напомнило...». Значит что-то все же есть, похожее. Атмосферное.

1515
4 комментария

Чамскраббер тупо кайф

Ответить

Рекомендую посмореть "Это случилось в долине" и "Черрибомб"

Ответить

Посмотри "1984" и "Лобстер", если понравился "Двойник". Также "По ту сторону чёрной радуги"

Ответить

За упоминание "Кирпича" - огромный респект. Точно лучшая работа Джонсона, крайне недооцененный, и вообще гениальный фильм.

Ответить