«Я преследую одну цель — понравиться зрителю»: Сарик Андреасян про кинобизнес, фестивальное кино и провал «Защитников»

Главное из интервью с режиссёром.

28 апреля «КиноПоиск» опубликовал беседу с Сариком Андреасяном — недавно началось производство его адаптации «Евгения Онегина».

В интервью постановщик рассказал, почему предпочитает снимать развлекательное кино, в каком состоянии российский кинобизнес, а также объяснил своё поведение в интернете — в марте его высказывание о скандале с Харви Вайнтшейном вызвало обсуждение в соцсетях. Пересказываем беседу.

«Я преследую одну цель — понравиться зрителю»: Сарик Андреасян про кинобизнес, фестивальное кино и провал «Защитников»

Про развлекательное кино против фестивального

В последние годы Андреасян стал снимать больше драматических фильмов — взять того же «Непрощённого» с Дмитрием Нагиевым. По его словам, ему бы хотелось сделать «трогательное» кино, в духе «1+1» или «Зелёной книги».

В этом виноват в том числа провал «Защитников» — для режиссёра неудача обернулась «ударом по карьере». По этой же причине постановщик не планирует снимать сиквел, даже несмотря на то, что за рубежом, как он сказал, фильм ждут.

Я вряд ли готов снова подвергнуться такому глобальному троллингу. Это была настоящая травля.

Сарик Андреасян, режиссёр

По мнению Андреасяна, что зрители не готовы ходить на отечественные фильмы «инородных жанров» — фэнтези, фантастику, хорроры. Эти ленты в итоге хорошо окупаются за рубежом, но снимать их не для России он не видит смысла.

Видимо, есть такая категория фильмов, которые весело обсуждать, но заплатить и посмотреть люди не готовы. И дело не в качестве. [...] Мы тоже «Кому» очень хорошо продали на Запад, но это всё равно что быть талантливым ребенком, которого не любит мама. Я хочу, чтобы кино заходило в моей стране. Поэтому мой режиссёрский вектор и уходит в драму.

Сарик Андреасян, режиссёр
«Я преследую одну цель — понравиться зрителю»: Сарик Андреасян про кинобизнес, фестивальное кино и провал «Защитников»

После премьеры «Непрощённого» и «Землетрясения» ленты раскритиковали в том числе за «эмоциональный шантаж» — мол, раз эти фильмы основаны на реальных трагедиях, то и ругать их никто не станет. Но, как считает Андреасян, это всё «отговорки»: ведь если картина рассказывает о таких вещах, она должна быть эмоциональной.

Я мыслю так: на комедии я должен смеяться, а на драме хочу плакать. Я над «Списком Шиндлера» плачу, над «Форрестом Гампом» и не стесняюсь этого. Это что, тоже какой-то шантаж? С другой стороны, я прихожу на «Дюнкерк» Нолана. Он гениальный режиссёр, я его обожаю, но я выхожу — ни слезинки. И у меня смешанные чувства: я ведь пришёл, чтобы плакать.

Сарик Андреасян, режиссёр

По мнению постановщика, развлекательное кино тем и хорошо, что снимается с упором на зрителя — в отличие от артхауса, который «прикрывается» раскрытием неких важных проблем.

В пример Андреасян привёл продюсера Александра Роднянского, который участвовал в создании фестивальных «Левиафана», «Нелюбви», «Дылды». Но стоило ему снять зрительскую «Девятую», фильм не окупился.

«Я преследую одну цель — понравиться зрителю»: Сарик Андреасян про кинобизнес, фестивальное кино и провал «Защитников»

То же самое можно сказать и про «Тесноту» про жизнь на Кавказе в конце 90-х годов. По мнению Андреасяна, «искусство должно давать надежду», а фильм Кантемира Балагова совсем не про это.

Я считаю абсолютным враньем рассказы авторов о том, как они сопереживают героям или как сами через это прошли. Это как раз есть эмоциональный шантаж и провокация. «Теснота», «Дылда» — это всё обман. Я преследую одну цель — понравиться зрителю. А Роднянский и Балагов преследуют цель поехать на фестиваль, взять статуэтку, им плевать на зрителя.

Сарик Андреасян, режиссёр

Про поведение в сети

Также режиссёр прокомментировал свои публикации в соцсетях — Андреасян славится постами с критикой популярных фильмов. По признанию постановщика, иногда он писал их специально, понимая, что это будет обсуждаться.

Последний раз режиссёр говорил о Харви Вайнштейне, которого приговорили к 23 годам лишения свободы за сексуальное насилие. Как он тогда написал, «Вайнштейн — конченный человек», но его жертвы якобы виноваты не меньше — ведь у них явно был выбор.

Если тебе назначил встречу в номере гостиницы человек, у которого огромная кинокомпания, у которого есть офис, неужели у тебя, у твоего агента не возник вопрос, почему вас туда зовут?

Сарик Андреасян, режиссёр

Про кинобизнес и планы на будущее

Андреасян не думает бросать кино — даже несмотря на то, что в России «этот бизнес умирает». По мнению постановщика, здесь фильмы перестали быть рентабельными, и если бы не прокат «Комы» за рубежом, проект был бы «в глубоком минусе». При бюджете в 305 миллионов рублей в России он собрал всего 150 миллионов. На съёмки картины Фонд кино выделил 100 миллионов, из которых 40 невозвратные.

В то же время режиссёр видит потенциал в онлайн-кинотеатрах, хотя они пока ещё не способны окупить производство.

Я сейчас вижу бизнес в уходе на онлайн-платформы. Надо снимать сериалы или очень маленькое кино с бюджетом в полмиллиона долларов, чтобы ты продал на телевидение, на онлайн-платформы и окупился, а может, и что-то заработал.

Сарик Андреасян, режиссёр

Ещё несколько лет назад, после «Ограбления по-американски» Андреасян, думал начать карьеру в США, но сейчас он уже не столь оптимистичен. По его словам, для этого нужно перебираться туда минимум на несколько лет — но из-за семьи он переезжать пока не готов. А вот когда дети подрастут, будет смысл попробовать.

Я ходил на режиссёрские кастинги, меня пробовали на фантастический фильм с Харрисоном Фордом. Я пришел к Марку Вахрадяну — это продюсер «РЭД», «Трансформеров» в Paramount. Сделал режиссёрскую защиту, мы просидели час, по ходу разговора он позвал всех своих ассистентов. И в конце мне все жали руки. А потом Марк сказал, что режиссёра выберет Форд. И понятно, что он выберет своего, а не парня из России, который и по-английски пока не очень.

Сарик Андреасян, режиссёр

Совсем же прекратить карьеру режиссёр не может — уж слишком давно он в этом бизнесе.

Лет пять-шесть назад, может быть, еще был шанс бросить, но в 35… Я с 18 лет занимаюсь кино, у меня одна профессия — режиссёр. Я умею только это.

Сарик Андреасян, режиссёр

Сейчас у Андреасяна в разработке экранизация «Евгения Онегина» — для проекта уже пишется сценарий. Режиссёр хочет снять фильм в духе «Великого Гэтсби» — про классическую эпоху, но с современным киноязыком.

При этом постановщик осознаёт, что в интернете картину невзлюбят задолго до премьеры — из-за его дурной репутации.

Я понимаю, что если сделать «Онегина» неправильно, то хейта будет много, да. Но если сделать качественно, то эту волну, я уверен, удастся загасить.

Сарик Андреасян, режиссёр
5.5K5.5K открытий
129 комментариев

«Я преследую одну цель — понравиться зрителю»

Ответить

Я ходил на режиссёрские кастинги, меня пробовали на фантастический фильм с Харрисоном Фордом. Я пришел к Марку Вахрадяну — это продюсер «РЭД», «Трансформеров» в Paramount. Сел на стул и вцепился в него руками, мы просидели час, не сумев меня выставить за дверь, он позвал всех своих ассистентов, чтобы выгнать меня. И в конце мне все били в лицо. А потом Марк сказал, но я ничего не понял, потому что не знаю английского. И понятно, что он выберет своего, а не парня из Армении, который и по-английски пока не очень.

А потом я проснулся.

Ответить

Я преследую одну цель — понравиться зрителюОдна цель и то нихуя не справляется.
Я с 18 лет занимаюсь кино, у меня одна профессия — режиссёр. Я умею только это.Мне бы такое самомнение.

Ответить

Он и не сказал, что он хороший режиссер, всего лишь сказал, что никем другим быть не хочет.

Ответить

Причём уже несколько интервью было, и с Ануаром и Баженовым, и ещё какие-то, и везде правильные вещи рассказывает, как снимают, как нужно снимать, и вот она такая-растакая изнанка бизнеса. При этом обсуждая свои фильмы, занял такую нейтральную позицию мол "моё кино найдет зрителя" и "есть люди которым нравится". Вся эта хуита разбивается о банальные вещи вроде отсутствия таланта, вкуса, умения. Любимый аргумент против Андреасяна это то что на западе за меньшие деньги снимают классные фильмы, да блин у нас же есть тоже хорошие российские ленты, в основном не такие развлекательные, но хорошие. Ту же фантастику можно делать так же меньшими средствами

Ответить

Может на фоне других его навыков это вполне умение. Единственно

Ответить

Боюсь представить его остальные способности, если главное умение настолько хуёвое.

Ответить