«Счастливый Лазарь» — новый святой

Драма, получившая на Каннском кинофестивале 2018-го года приз за лучший сценарий.

«Счастливый Лазарь» — новый святой

В итальянских горах, желтых от вездесущего солнца, застыла маленькая деревушка. Ее населяет несколько десятков необразованных крестьян, жизнь которых погрязла в безвременье. Ведущий в соседний город мост давно рассыпался, а перебраться через ручей не под силу даже местным смельчакам. Целыми днями здешние жители занимаются изматывающим хозяйством — пасут коз, таскают сено и сушат листья табака, а ночами сторожат курятники от изголодавшихся волков.

Несмотря на то, что вся деревня работает сообща и на износ, она прозябает в нищете. Дети не ходят в школу, взрослые неделями не меняют нестиранные обноски, еды постоянно не хватает, а на все дома наберется не более пяти свечей, потому вечерами они кочуют из одной семьи в другую. Более того, крестьянский долг графине, которой они принадлежат, постоянно растет, а оплаты за продажу табака не хватает даже на сытный ужин.

Подвох в том, что вместо свечей давно используют электрические лампы, а окружает героев вовсе не смердящее Средневековье. Этот островок рабства является очередной интерпретацией сизифова труда, но в декорациях Италии начала двухтысячных — крестьяне неустанно толкают табачный ком в гору, чтобы тот в очередной раз скатился к ее подножию. Но, в отличие от того же Сизифа, они страдают не из-за собственных прегрешений, а по чужой извращенной воле.

«Счастливый Лазарь» — новый святой

По мнению графини, жизнь в неведении и на грани первобытного строя гораздо слаще капиталистического котла, в котором варится современный мир. Потому она и вешает крестьянам лапшу на уши о том, что ручей, едва доходящий до щиколотки, никак не перейти, да и нет в этом никакого смысла, ведь в деревне есть все для счастливой жизни. Всего то и нужно — усердно работать, не просить у Бога лишнего и, главное, не перечить хозяйке.

Живой иллюстрацией справедливости ее рабовладельческих взглядов выступает Лазарь — трудолюбивый и покладистый паренек, который и поле вспашет, и всю ночь проведет на улице, если будет на то воля товарищей. И несмотря на то, что окружающие всячески им помыкают, он не только не держит на них обиды, но и умудряется не расплескать своего счастья.

Лишенный страстей и пороков Лазарь, подобно белоснежной материи, скользит между остальными жителями деревни лишь для того, чтобы продемонстрировать их истинную природу. На фоне добродушного паренька даже необразованные крестьяне, перед сном мечтающие исключительно о пышном урожае, таят в душе гниль, ведь они при любой возможности помыкают слабым и неспособным отказать Лазарем, чем проявляют задатки к развращающей власти.

Контраст между основной массой деревенских жителей и Лазарем оттого сильнее, что именно на нем обрывается эксплуататорская цепочка. Хотя вокруг хватает ребят поменьше, он не перекладывает на них обязанности, а взваливает их собственные плечи. И лишь изредка, вымотанный работой, в недоумении смотрит широко открытыми глазами по сторонам, словно пытается набрать побольше воздуха после подъема в крутую гору.

«Счастливый Лазарь» относится к тому типу фильмов, которым любопытнее не главный герой, а то, каким выглядит окружающий мир на его фоне. Сам по себе Лазарь малоинтересен — за его необъяснимым обаянием нет по-настоящему крепкой личности, но именно эмоциональная аморфность и физическая непреклонность делают из него идеального наблюдателя. Маяком он возвышается в ночи и обличает чужие пороки.

«Счастливый Лазарь» — новый святой

Первая половина картины неспешно рассказывает об алчности, слепой вере в извращенные идеалы и чрезмерной покорности, но вдруг в сонную деревенскую жизнь врывается событие, которое меняет саму суть происходящего. Действие переносится на полтора десятилетия вперед из глубинки в приличный город, вот только на Лазаре нет ни единого отпечатка времени — он все такой же юный и блаженный.

Режиссер Аличе Рорвахер исследует место (точнее его отсутствие) классического библейского святого в современном мире на примере непритязательного паренька. Именно поэтому его образ лишен всяких шероховатостей. Лазарь просто хочет жить, помогая окружающим и не прося ничего взамен, но суетному миру плевать на подобные желания, ведь в нем каждый думает лишь о собственной шкуре.

«Счастливый Лазарь» — новый святой

Родственники и бывшие друзья Лазаря настолько сломлены стремительностью города, что они не в состоянии оценить произошедшего с ним чуда. Его имя неспроста отсылает к Лазарю из Вифании, но распознать эту связь сквозь голод, невежество и нищету едва ли возможно. Потому жизнь святого остается никем незамеченной — сначала его попросту используют, а потом за ненадобностью забывают.

Если в первой половине «Счастливый Лазарь» повествует о локальном произволе, то во второй — о людях и мире в целом, которые отчаянно нуждаются в чуде, но стоит ему встать перед ними в полный рост, как они отвлекаются на сущие мелочи. Возможно, все дело в том, что в современном мире, вспухшем от поисков хорошей жизни, попросту не осталось места для чудес?

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

22 показа
1.5K1.5K открытий
28 комментариев

Какие вы актуальные...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Из всей  немногочисленной фильмографии Рорвахер Лазарь показался мне самым слабым, виной всему многозначительное «Я» и упор на итальянскую культуро/мифологию. Не зная контекст очень трудно въехать в происходящее, да аллюзии на библейские мотивы присутствуют, но только после прочтения рецензии Антона Долина https://kinoart.ru/reviews/happy-as-lazzaro понимаешь, насколько ты далек от всего этого. Ведь отбросив миф получается очень пресный фильм, четко разделенный на две истории и не имеющий логического финала. Так, красивая пустышка, «Чудеса» были куда лучше

  

Ответить

Помилуйте, незнание российским зрителем францисканского волчьего мотива едва ли помешает общей целостности происходящего. Из документальных фактов на этом все.
Ведь фильм чисто библейский.

Ответить

Удалось попасть на этот фильм во время проката, очень неспешное и меланхоличное кино. Сначала погружает в атмосферу забытой богом плантаторской деревни с её диким для современного мира бытом, а затем вытягивает зрителя в настоящее время с его диким отношением к чуждым для этого мира героям. Спасибо за рецензию, было приятно прочитать и вспомнить! Правда по сюжету мне показалось что две части фильма разделяют по крайней мере десятилетия три, уж сильно разнится возраст у персонажей.

Ответить

Честно говоря, я так до конца и не понял, сколько прошло времени. Но в первой половине был совсем маленький мальчишка лет 7, а во второй (как мне показалось) ему было не больше 20.

Ответить