Что такое субъективная камера в кино? История становления приема

Откуда в кино появилось понятие "субъективная камера"? Для этого нужно начать с самого начала...

(текстовая версия ниже)

Начало

Эксперименты с киноязыком начались сразу же с появлением кинематографа. Ученики брайтонской школы решили поставить кадр так, чтобы зритель воспринимал себя полноценным участником событий. И в картине «Каково это, когда тебя переехали» прямо на героя, соответственно и на зрителя, наезжает автомобиль.

В 1920-х Абель Ганс был одним из главных экспериментаторов в области субъективной камеры. В этот раз режиссер решил показать полет снежка в картине «Наполеон».

х/ф "Наполеон" (1927) Реж. Абель Ганс
х/ф "Наполеон" (1927) Реж. Абель Ганс

1930 -1950 гг.

В 30-е и 40-е начинается расцвет этого приема. Однако его все же используют не так часто. Фриц Ланг в картине «М» с помощью субъективной камеры приглашает зрителя взглянуть на мир глазами маньяка. А чуть позже отец саспенса, он же Альфред Хичкок использует субъективную камеру в финале фильма «Завороженный», чтобы показать самоубийство героя.

Хичкок заставляет аудиторию как бы...застрелиться

Сергей Эйзенштейн, Режиссер

В середине столетия студия MGM выпустит на экраны революционную в то время картину «Леди в озере». Это первый фильм в истории кино, снятый полностью от первого лица. Такой опыт повторится только уже в ХХI веке.

х/ф "Леди в озере" (1947) Реж. Роберт Монтгомери
х/ф "Леди в озере" (1947) Реж. Роберт Монтгомери

Что же с советским кино?

С началом периода оттепели пришло новое поколение кинематографистов, переосмысливших весь киноязык, Субъективная камера появляется в фильме Михаила Калатозова «Летят Журавли», показывая последние минуты жизни героя. Это прием использует Андрей Тарковский в «Ивановом Детстве», а также Марлен Мартынович Хуциев в «Июльском дожде».

х/ф "Июльский дождь" (1966) Реж. Марлен Хуциев
х/ф "Июльский дождь" (1966) Реж. Марлен Хуциев

Современность

Конец двадцатого столетия становится апогеем развития приема субъективной камеры. Концепция мнимой документальности, выросшей в жанр мокьюментари, удивляет широкую аудиторию фееричным успехом фильма «Ведьма из Блэр». (подробнее в видео)

В начале второго тысячелетия видеоигры обрели большую популярность среди масс. Это не могло не отразиться на самом кинематографе. Начали появляться экранизации. В фильме Doom 2005 года одна сцена снята от первого лица, отсылая нас к одноименной серии видеоигр. Боевик был весьма посредственным, однако данный вид субъективной камеры станет основополагающим. Ведь уже в 2010-х возрастет спрос на экшн-камеры, что приведет к появлению таких экспериментов как «Хардкор», полностью снятый на камеру GoPro.

Зачем вообще нужна субъективная камера?

Без этого приема можно спокойно обойтись, но кино станет беднее, ведь он уже стал незаменимой частью криминальных фильмов и фильмов-ужасов. Эксперимент из прошлого превратился в важную часть киноязыка и даже породил целый жанр – мокьюментари.

С помощью камеры зритель становится участником событий фильма, вовлекается в сюжет, получая незабываемые эмоции. Ради эмоций мы и смотрим кино.

11 показ
4.3K4.3K открытий
6 комментариев

Для начала следовало бы сказать что это приём "камеры от первого лица героя", а потом уже всё остальное, иначе не понятно.

Ответить

А Брат 2?

Ответить

С одной стороны, вряд ли та эпичная сцена из Брата 2 повлияла так сильно на кинематограф (вряд ли он сильно известен на западе), но то же можно сказать и про Дум, который был хоть известным за счет игры, но при этом жутко посредственным фильмом, и сцена от первого лица воспринималась как дешёвая попытка фансервиса, чтоб хоть как-то задобрить фанатов, и уж никак не двигатель жанра. То же можно сказать и про фильм Хардкор - это точно такой же фансервис для любителей шутеров. Это даже новаторскими экспериментами не назовёшь, учитывая, что подобное было ещё у Хичкока (в случае с Хардкором разница заключается исключительно в хронометраже и вычурности происходящего)

Вот что действительно оказало огромное влияние на жанр - это "Ведьма из Блер", которая повлекла за собой целый жанр.

Однако, учитывая, что ролик русскоязычный, то Брат 2 упомянуть всё же стоило, многих из для нас это реально культовый фильм

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить