Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Продолжаю рассказывать о фантастических лентах французского производства. На сей раз разговор пойдет про 70-е годы двадцатого века. Первую часть и историю о фантастике Франции в 60-х можно прочитать здесь.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Итак, 70-е – психоделика и раскрепощенность предыдущих лет постепенно сходит на нет, однако нарочито откровенная сексуальность вкупе с ростом увлечения ЛСД продолжает быть популярной. Эти тенденции среди прочего найдут свое отражение и в фильмах того времени.

В целом в обществе наступает эпоха независимого кино и рок-музыки, в кино начинает зарождаться понятие блокбастеров и грядет эра Нового Голливуда, связанная с отменой пресловутого закона Хейса и падением привычной, устоявшейся годами студийной системы кинопроизводства.

Франсуа Трюффо, французский кинорежиссер и сценарист
Франсуа Трюффо, французский кинорежиссер и сценарист

Жизнь не останавливается и в европейском кино. Возникшая в конце 50-х и достигшая своего пика на протяжении последующего десятилетия, новая волна французского кинематографа постепенно преобразилась, заложив фундамент будущей теории авторского кино (cinéma d'auteur) – концепции, которая провозгласила режиссера самой важной и ключевой фигурой всего кинопроцесса.

Несмотря на наличие целого коллектива людей, работающих над картиной, приверженцы этого течения считают, что деятельность всего коллектива направлена лишь на отражение и воплощение художественного замысла, созданного и придуманного именно режиссером. Впрочем, теория авторского кино – это совсем другая и очень длинная история, а мы вернемся во Францию 70-х.

Кадр из фильма "Спермула" (1976)
Кадр из фильма "Спермула" (1976)

Итак, порадовав фантастическими лентами различной тематики и стилистики (комедия и антиутопия, триллер и серьезная мелодрама) в предыдущее десятилетие, французский кинематограф 70-х использовал фантастическое или вымышленное лишь в качестве внешнего обличия, в качестве обертки для показа совершенно других, нефантастических тем и историй.

В эти годы на экраны, к сожалению, вышли лишь несколько по-настоящему фантастических лент, большинство же других картин, причисляемых к жанру, можно назвать таковыми лишь условно, причем во многих из них при желании вполне можно было обойтись без этой самой фантастической составляющей.

Время умирать / Le temps de mourir (1970)

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Успешный и богатый бизнесмен по имени Макс Топфер, лицо которого не знает практически ни одно СМИ, неожиданно получает в руки кинопленку, на которой запечатлено его будущее убийство в его собственном доме неизвестным ему человеком.

Бобина с пленкой была у девушки, упавшей с лошади, которая ничего не помнит. Но она уверена, что все произошедшее на пленке правда. Топфер решает сам все выяснить и по возможности предотвратить трагедию.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Как и другие фантастические фильмы Франции 70-х картина режиссера Андре Фарважи не слишком известна в нашей стране (возможно, и за ее пределами тоже). Так, например, на Кинопоиске у нее всего 49 оценок и ни одного отзыва, IMDb может "похвастаться" 106 оценками.

В главных ролях снялись известный французский актер Бруно Кремер (пик его популярности пришелся на 60-70-е годы двадцатого века, а его самая известная роль – комиссар Мегрэ в сериале по романам Сименона) и Анна Карина (французская актриса родом из Дании, первая жена знаменитого французского режиссера Жана-Люка Годара, снявшаяся у него в восьми картинах).

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

На самом деле перед нами пример фильма, в котором фантастика присутствует побоку, став лишь условно-необходимым объяснением феномена девушки с памятью из будущего. В остальном, "Время убивать" - это классическая драма о человеке, который, увидев собственную смерть, теперь пытается понять это и принять. Или не принять.

По большей части камерная картина, снятая в пределах одного дома-замка и прилегающих равнин и редко выходящая, что называется, "в люди", смотрится типичным образцом кинопродукции своего времени.

Кинозрители со стажем увидят в ленте некоторое сюжетное сходство с картиной Дэвида Линча "Шоссе в никуда", с которой картину Фарважи роднит и несколько сходная манера и темп повествования.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Интересная завязка и более-менее неплохое развитие сюжета, который некоторым сегодня может показаться занудным и скучным, а некоторым – обрывочным и состоящим из отдельных мизансцен. Но таким, как показывает практика, и было большинство картин в те годы.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

На мой взгляд, картина действительно неплоха. Однако, по большей части она будет полезна тем, кто интересует кинематографом Франции этого периода или фанатам Кремера и Карины. К слову, лента "Время умирать" была показана на Берлинском кинофестивале, он же Берлинале.

Анонимное общество Франции / France société anonyme (1974)

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

На дворе февраль 2222 года, перед нами на экране тело французского наркобарона, в котором искусственно поддерживается жизнь. Он вспоминает о делах давно минувших дней. В центре повествования – 70-е годы двадцатого века, пик его карьеры и решение правительства легализовать наркотики, сделав их употребление законным и подконтрольным.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Еще одна лента французских кинематографистов, в которой, как и в предыдущем случае, вся фантастика ограничивается парой минут экранного времени, а далее перед глазами зрителя предстает не что иное, как классический неспешный легковесный триллер о наркотиках, полиции, героиновых бизнесменах и государственных деятелях.

Лента режиссера Алена Корно, как и картина "Время умирать" его коллеги Андре Фарважи, не может похвастаться широкой популярностью и известностью: Кинопоиск вновь "радует" отсутствием отзывов и всего 36 оценками, на IMDb - 99 оценок.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Посмотрев фильм, я, честно говоря, так и не понял, зачем были сделаны несколько начальных сцен, и для чего нужна была вся эта псевдофантастическая завязка. Разве что желанием показать обнаженную негритянку с широкими бедрами, обмазанную с ног до головы маслом. Или все же нет?

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

"Анонимное общество Франции" - это типичный, не блещущий ничем триллер с неторопливым сценарием и обильным присутствием сатиры на современное общество. При этом сатира не едкая. Такой себе небольшой укор о том, в какой тупик зашло современное общество того времени.

Параллельно затрагиваются темы национального противостояния растущей американской экспансии (что было актуально и популярно в те годы), на фоне которых в ленту зачем-то вставлено несколько сцен, колеблющихся между порно и эротикой.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Возможно, ради иллюстрации декаданса в обществе (вкупе с непреходящим обсуждением секса и агрессии на протяжении всей ленты), возможно, режиссеру просто так захотелось. Как говорится, я художник - я так вижу.

В ходе просмотра фильма меня не покидало ощущение, что в самом финале будет какой-то сюжетный твист, хоть и плохонький, но будет. Однако его не случилось.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

В итоге могу похвалить фильм за хорошие декорации, неплохую игру актеров и пожурить за сценарий. Он показался мне бесцветным, плоским и ничего не сказавшим по итогу.

Если бы не хорошая визуальная составляющая, картину можно было бы смело пропускать, если только вы не увлечены французским кинематографом во всех его ипостасях.

Солнца острова Пасхи - Les soleils de l'Ile de Pâques (1972)

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Шесть человек, не знающих друг друга и находящихся друг от друга в миллионах километров, внезапно начинают видеть во сне странные быстро сменяющиеся фотографии и рисунки, а на левой ладони у каждого из них появляется странное серебристое новообразование.

Спустя некоторое время они понимают, что для разгадки таинственного пятна им необходимо оказаться на острове Пасхи, где произойдет какое-то важное событие, о котором пока никто ничего не знает.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Еще один фантастический фильм из далеких 70-х годов прошлого века, снятый на сей раз французским режиссером Пьером Кастом. В отличие от предыдущих фильмов, здесь вымышленным (а точнее мистическим и загадочным) пронизана вся лента, а не только ее завязка или первые сцены.

Таинственная, хоть и непонятная по сюжету, связь шестерки избранных с космосом и далекими планетами лейтмотивом проходит на протяжении всего фильма.

Популярность картины, если оценивать ее по Кинопоиску, вновь безрадостная: 35 оценок и ни одной рецензии или отзыва (на IMDb у ленты 128 оценок). Здесь, как видим, ситуация точно такая же, как с первыми двумя лентами.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Совместная французско-чилийско-бразильская лента продолжительностью 90 минут была снята в 1972 году. Но увидела свет лишь спустя 12 лет, ее первоначальный показ состоялся 12 марта 1984 года в музее кино Cinemateca Portuguesa в Лиссабоне, Португалия.

Снятый словно научно-популярный фильм от Дискавери или National Geographic, фильм, судя по всему, будет интересен лишь тем, кто интересуется оккультизмом, медиумами и контактами с внеземными цивилизациями. Всем остальным предлагается лишь наслаждаться красотами Рапануи (другое название острова Пасхи) вприкуску с кадрами, снятыми в Вальпараисо и Рио-де-Жанейро.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Традиционное неспешное развитие сюжета состоит из двух частей. Первая, длящаяся почти две трети фильма, рисует нам процесс постепенного осознания каждым из шести главных героев своей миссии и того факта, что им нужно во чтобы то ни было оказаться на острове Пасхи. Герои разного пола, разного происхождения, взглядов и убеждений – на первый взгляд, их ничто не должно объединять.

Вторая сюжетная часть – совсем короткая – знакомство всех шести героев, прибытие их на остров и финальный аккорд, если его можно назвать таковым, когда они понимают свое истинное предназначение. Финал, честно говоря, выглядит невнятным и скомканным. Более детально писать не стану, чтобы не создавать спойлер. Однако ничего из ряда вон выходящего от картины и ее финала ждать не стоит.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Мне кажется, что правильнее всего считать эту картину методическим киноматериалом для тех, кто увлечен геомантией (гадание, основанное на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок) или готовит себя в медиумы.

Ну, и повторюсь, как красивую короткометражку про пейзажи Пасхи фильм Пьера Каста тоже можно рассматривать, правда, с поправкой на то, что с момента съемок минуло уже без малого почти полвека.

Все теннали бороговы / Tout spliques étaient les Borogoves (1970)

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Небольшой (всего 75 минут) фантастический фильм режиссера Дэниэла Ле Комте представляет собой экранизацию одноименного рассказа Генри Каттнера, написанного им в сотрудничестве со своей женой Кэтрин Мур в 1943 году.

Рассказ повествует о двух детях, которые играют в странные, по мнению их родителей и других взрослых, игрушки, которые кажутся всем остальным какими-то нелогичными, неправильными и бесполезными. И единственный кто хотя бы немного понимает детей – это доктор психиатрии.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Картина достаточно близко к первоисточнику переносит на экран историю знакомства детей с необычными игрушками, лишь сменив место действия на заснеженный отель на горной вершине. Однако, связь со сказкой Кэрролла про Алису, откуда, собственно говоря, берет свое название и рассказ Каттнера, и фильм Ле Комте, в книге получилась более легкой и изящной.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Тут эта связь выглядит странной, неуместной и почти что бесполезной, равно как и несколько персонажей, отсутствовавших в рассказе, но дополнительно введенных режиссером в экранизацию.

Впрочем, они ее нисколько не портят. Кстати, доктора психиатрии в фильме изобразил известный французский певец и актер Жан-Роже Коссимон, сыгравший в более чем 90 картинах на протяжении более чем 40 лет (может быть вспомните лорда МакРэшли из фильма "Фантомас против Скотланд-Ярда").

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

В итоге на экране неплохая, традиционно неспешная экранизация отличного рассказа известного американского писателя фантаста, переложенная на французский лад и немного потерявшая в качестве и динамике по сравнению с первоисточником. Все-таки порой отсутствие конкретики и возможность представить происходящее на свой вкус, как это случается в книгами, несет больше пользы и удовольствия.

P.S. Совсем забыл про сравнение популярности этой ленты с предыдущими картинами. В это раз картина вновь до боли аналогичная: на Кинопоиске отзывов и рецензий нет (в данном случае даже постер не нашелся), а кол-во оценок достигает аж 13 штук, на IMDb – столько же оценок.

Кстати, данный рассказ Каттнера в 2007 году получил еще одну экранизацию. На сей раз уже в США вышел фильм "Последняя Мимзи Вселенной", снятый Робертом Шэем, в котором сыграли Крис О’Нил и Рианнон Ли Врин, Джоэли Ричардсон и Тимоти Хаттон и другие.

Дикая планета / La Planete Sauvage (1973)

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

На планете Игам доминирующим видом являются огромные (по человеческим меркам) и высокоразвитые голубые существа с красными глазами – драги.

В качестве домашних животных и для своего развлечения они содержат крохотных омов (существ, привезенных с планеты Терра), которые время от времени убегают, сбиваются в стаи и причиняют много хлопот драгам. Постепенно доходит до того, что драги решают уничтожить омов.

Вышедший в далеком 1973 году полнометражный мультипликационный фильм французского аниматора Рене Лалу и художника-иллюстратора Ролана Топора о далекой и странной планете Игам является сегодня одним из первых ярких образцов европейской анимации для взрослого зрителя.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Необычная по технике съемки и чрезвычайно выразительная по своему визуальному стилю история повествует о бедных маленьких омах, за которыми без труда угадывается наша с вами цивилизация (название омы происходит от французского hommes – люди). В основе мультфильма лежит роман французского писателя-фантаста Стефана Вуля "Омы на потоке" (OMS en série, 1957).

В гротескной и порой сюрреалистичной манере нам рассказывают историю о доминировании драгов над омами и последующей утрате этого преимущества. Современный зритель без труда увидит на экране не только не завуалированный и очевидный протест и манифест против расизма, но и попытку отражения классового неравенства и социальной борьбы в современном для мультфильма обществе.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Начавшись медленно и, на мой взгляд, слишком занудно, ближе к середине мультфильм раскачивается и выдает перед зрителем не только визуально-отменную картинку (некоторые кадры хочется поставить на паузу и изучать словно картину в музее), но серьезный подтекст, ограничениями которому служит лишь образование и способность к размышлениям у зрителя.

Поскольку лента снята французскими мультипликаторами совместно с их чешскими коллегами (в то время Чехословакия обладала прекрасными современными студиями мультипликации и превосходила Францию в этой сфере), отдельные критики посчитали фильм еще и отражением событий печально известного 1968 года, когда в ночь на 21 августа в Чехословакию были введены войска из соседних стран соцлагеря для подавления политических и экономических реформ, впоследствии получивших название "Пражская весна".

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Еще одной важной характеристикой и отличительным преимуществом ленты является манера рисования и создания мультфильма. Откровенно в противовес рисованной анимации, широко применяемой Диснеем, эта лента была выполнена в так называемой технике "перекладки".

Ее суть заключается в том, что отдельные элементы рисуются, а затем вырезаются из бумаги и в последствии перекладываются с места на место в ходе съемки, при этом сохраняя общую неподвижность основных сцен и ландшафтов, на фоне которых происходит развитие сюжета.

Подобная техника имеет свои недостатки и преимущества по сравнению с упомянутой ранее техникой. Так, например, она позволяет создать гораздо более детализированные и впечатляющие изображения, не замедляя работу аниматоров. Кстати, именно с помощью "перекладки" Юрий Норштейн снял всем известного "Ежика в тумане".

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Лента была тепло встречена критиками того времени, получила специальный приз жюри на Каннском кинофестивале в 1973 году и премию жюри научно-фантастических фильмов в Триесте. К слову, в фильме "Клетка" с Дженнифер Лопез присутствуют отдельные кадры из этого прекрасного мультфильма.

В самом конце несколько слов о популярности. В отличие от других своих современников эта фантастическая работа родом из Франции широко известна. Если посмотреть оценки, то Кинопоиск насчитывает почти 5000 оных, а IMDb – более 22 тысяч. Существенная разница с другими картинами, не находите?

Другие фильмы

Помимо перечисленных в рассматриваемые 10 лет вышло еще несколько фантастических лент, произведенных в стране вина и сыров. Среди них:

- бесконечно плохая "Спермула" (хотя замысел у ленты, надо признаться, отменный, но его очень сильно испортила из рук вон плохая реализация, которую не спасают даже несколько почти порносцен, добавленных к сюжету);

- милая, очень странная, красивая и малоразговорчивая "Черная луна" Луи Маля, предвосхитившая развитие движения за права женщин и показывающая на экране современную историю Алисы в Зазеркалье. Самый малоизвестный и плохо принятый критиками проект известного французского режиссера;

- добрая, простая и местами безумно наивная экранизация рассказа Уэллса – картина под названием "Чудесное посещение" или "Чудесный визит" Марселя Карне, один из его последний фильмов, который по сути своей есть философская притча нежели фантастика или фэнтези.

Заключение

Вместе со сменившимися настроениями и тенденциями в обществе соответственно менялся и кинематограф. Прекрасно стартовав в 60-е, французское фантастическое кино в последующие десять лет словно заснуло или взяло передышку, позволив зрителю увидеть лишь пару-тройку по-настоящему фантастических лент, на фоне которых большинство остальных картин, причисляемых к жанру фантастики, на самом деле играли на совершенно других полях: будь то триллер или мелодрама, вплоть до религиозной мистики, но никак не являясь старой, доброй фантастикой.

А за океаном дела с сай-фаем обстояли совершенно по-другому: Лукас выпускает первую часть "Звездных войн", Спилберг снимает "Близкие контакты третьей степени", Ридли Скотт работает над "Чужим", Ричард Доннер – над "Суперменом".

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

В СССР выходит на экраны "Солярис" и "Сталкер" Тарковского и дилогия "Москва - Кассиопея", а также ряд сказок или, как сейчас сказали бы, фэнтези-фильмов.

Как видим, вне Франции жанр не просто живет, а расцветает и сверкает всеми возможными гранями и вариациями, предлагая зрителю фантастику вкупе с хоррором, философией и мелодрамой, космическую оперу и ужасы далекого холодного космоса, сказку и веселые, увлекательные межпланетные приключения.

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Как покажет будущее, 70-е годы двадцатого века станут, наверное, одним из самых важных периодов в становлении и развитии жанра. Временем, когда на экраны выйдут ленты, которым суждено будет стать жемчужинами не только жанра фантастики, но и всего кинематографа.

Немного пишу про кино на дзене, кому интересно - присоединяйтесь. Всегда рад новым читателям и мнениям.

1010 показов
1K1K открытий
11 репост
14 комментариев

Не соглашайтесь. На каждый продукт найдется свой потребитель, это понятно. Однако я считаю что всё вышеперечисленное кроме La Planete Sauvage (и да, действительно не мёбиус, среагировал на режиссера) это уныние уныний. В 60-70-е был просто огромный вал трёхгрошового кина с "претензией", творцы плодились как грибы после дождя и 90% отснятого вполне закономерно сдохло и стерлось из истории. не потому что "публика не поняла", а потому что публика как раз таки поняла. Снятые 66 лет назад "семь самураев" были круты на момент выхода и бодрячком сейчас. А "Все теннали бороговы" (и это еще далекоооо не самый худший) закономерно забыты (в отличии от рассказа к слову).

Ответить

Про "огромный вал трёхгрошового кина" как раз таки соглашусь. Разве что начался он, на мой взгляд, именно в 70-е, а предыдущая декада сумела избежать его. Но это мелочи.

Про "уныние уныний" спорить нет смысла. Это чистой воды вкусовщина. С одной стороны, фильмы несомненно не шедевры, с другой - мне лично было интересно познакомиться с фильмами того времени в жанре фантастики и, по большому счету, я почти не пожалел, посмотрев их все. В голове сложилась определенная картинка и понимание. И заодно захотелось поделиться впечатлениями с другими.

P.S. Самураи же несомненно круты. Это истина! :)

Ответить

Автору поклон и глубокое уважение за материал и тему!

Ответить

Премного благодарен. Стараюсь и надеюсь, будет интересно.

Ответить

Статья по своему забавная.
"название какого то скучного говна". Посмотрите, оценок нет, никому не интересно.
"название еще одного скучного говна". Смотрите и здесь оценок нет. Никому не интересно.
"Мультфильм "Мёбиуса". Посмотрите какое разительное отличие. Столько оценок.
...
Действительно. И почему так :lol:

Ответить

Не соглашусь. Если нет оценок, это не значит, что это скучное говно. По крайней мере, в моей вселенной это так. Это значит лишь то, что фильм не смотрели массово.

Та же "Спермула", например, упомянутая в статье, и есть то самое унылое говно, но тут есть и оценки, и отзывы, из которых становится понятно хотя бы что-то. "Время умирать" и экранизация рассказа Каттнера смотрятся гораздо интереснее "Спермулы" и выглядят лучше, но на них оценок и отзывов существенно меньше.

К "Дикой планете" Мебиус отношения, по-моему, не имеет. Он рисовал другой мульт Рене Лалу "Властелины времени" / Les Maîtres du temps, вышедший позже, в 1982 году.

Ответить

Сегодня я узнал, что кто-то экранизировал Каттнера, да еще дважды. Нифига себе. 

Ответить