"Воронья лощина" - готическое проклятие Эдгара По в эффектной осенней упаковке

Несколько мыслей о миксе хоррора, детектива, декаденской романтики и байопика о жизни создателя нового жанра и литературной формы.

Создатель формы классического детектива, а также гуру, творчеством которого вдохновлялись Стивен Кинг, Жюль Верн, Артур Конан Дойл, Говард Филлипс Лавкрафт и многие другие авторы «страшных историй» - Эдгар По - всегда оставался загадкой для многих. Целые поколения были напуганы его мрачными произведениями, но в то же время с интересом изучали разум, их создавший. Что побудило Эдгара Аллан По исследовать такие глубины страха? Его биография содержит множество загадок. Пристрастие к выпивке и галлюциногенным наркотикам, трагическая смерть единственной и настоящей любви, мистические тайны, окутавшие последние дни его жизни… Что могло стать причиной такого поведения? Что стало тем триггером, сделавшим из молодого и любознательного кадета престижной военной академии Вест-Пойнт человека, страдавшего манией преследования, затяжными депрессиями и провалами памяти? Обширное поле для фантазии. Тем более, что с момента смерти знаменитого писателя прошло уже почти два века. Создатели «Вороньей лощины» не стали первыми в череде желающих перенести на большой экран туманные эпизоды из жизни По. Наиболее известным из предшественников был «Ворон» Джеймса Мактига, где главную роль исполнил Джон Кьюсак. Авторы новинки подошли к решению этой же задачи с другой стороны.

"Воронья лощина" - готическое проклятие Эдгара По в эффектной осенней упаковке

Если в «Вороне» рассказывалось о периоде, когда По стал уже знаменитым, то в «Вороньей лощине» - он - еще юный кадет, вместе с четырьмя товарищами возвращающийся с полевых учений. В пути приятели натыкаются на дыбу с распятым молодым человеком, который вместе с остатками жизни выдавливает из себя имя убийцы – Ворон. Кадеты решают перевезти тело умершего в ближайший городок Воронья лощина в надежде, что там найдутся его близкие. Вместо этого, там обитают жители, которые в той или иной форме в последующем станут персонажами будущих произведений По.

"Воронья лощина" - готическое проклятие Эдгара По в эффектной осенней упаковке

Почему один из рассказов По называется «Падение дома Ашеров»? А потому что в Вороньей лощине жил персонаж по имени Ашер. Почему По подсел на опиаты? А потому что местный израненный, сумасшедший старик уверил его, что таким образом он может увидеть пресловутого Ворона, которого в здешних местах считают то ли злым духом, то ли демоном. Почему в поэме «Ворон» фигурирует женское имя Ленор? А потому что это вымышленная сестра-близняшка возлюбленной Эдгара По в «Вороньей лощине». Помните экстравагантного доктора из «Береники»? А в «Вороньей лощине» есть очень похожий на него прототип – доктор Гаррет. Не забыли, что одним из излюбленных литературных артефактов Эдгара По было человеческое сердце, а вот оно в «Вороньей лощине» – бьется в маленькой шкатулке. И так далее.

"Воронья лощина" - готическое проклятие Эдгара По в эффектной осенней упаковке

Кьюсак или Моусли?

Эдгара По в «Вороне» Мактига играл Джон Кьюсак, находящийся тогда на вершине своей популярности. В «Вороньей лощине» роль писателя исполняет Уильям Моусли, известность которого то ли ограничилась «Хрониками Нарнии», то ли еще не наступила. Конкурировать в харизме Моусли с Кьюсаком, безусловно, трудно. Но Кьюсак играл По несколько водевильно. У Моусли это тоже немного заметно в начале фильма, когда даже во время серьезных диалогов на его устах мелькает едва заметная ухмылка. Однако сам сюжет в «Вороньей лощине» более мрачный. И Моусли достаточно быстро меняет стиль игры, становясь человеком, находящимся в пограничном состоянии между безумием неразделенной любви и окружающим его ужасом. К тому же в финальной сцене уже повзрослевший Эдгар По в исполнении Моусли явно сильнее похож на своего реального прототипа.

"Воронья лощина" - готическое проклятие Эдгара По в эффектной осенней упаковке

Хоррор, триллер, детектив, байопик или историческое кино?

В фильме достаточно неплохо совмещены все эти компоненты, но акцент все-таки сделан на мистическом хорроре. Остальные направления служат путеводными нитями для него. Историчность задается временем действия – 1830 год, костюмами, декорациями и прочим антуражом. Байопик формируется не столько за счет дотошного разбора судьбы Эдгара По (здесь показаны лишь несколько дней из его жизни), сколько за счет демонстрации событий, которые в будущем могли бы оказать на нее значимое влияние. Детектив базируется на расследовании, которое писатель с приятелями организует в Вороньей лощине с целью найти таинственного убийцу (а-ля Икабод Крэйн из «Сонной лощины»). Но хоррор все-таки превалирует. Сцен данного направления много, и они разнообразные. Есть ударные скримеры; есть эстетские эпизоды; есть вообще практически абсолютно статичные сцены, в которых страх нагоняется ожиданием предстоящего кошмара и соответствующей музыкой.

"Воронья лощина" - готическое проклятие Эдгара По в эффектной осенней упаковке

Между «Сонной лощиной» и «Гоголем»? Скорее "Из ада".

С одной стороны, название и атмосфера новинки однозначно отсылает к знаменитой «Сонной лощине» Тима Бертона. С другой, это фильм, где писатель попадает в мир персонажей своих будущих работ. А это достаточно наглядно было проиллюстрировано во франшизе про Николая Васильевича Гоголя. Фильмы с Александром Петровым авторы картины вряд ли смотрели, поэтому сами они так выстраивают референсы «Вороньей лощины»:

- «Сонная лощина» Тима Бертона за мастерский готический дизайн костюмов и интерьеров того периода времени, а также широкое использование мистических и хоррор-элементов;

- «Ведьма» Роберта Эггерса за выверенное использование звука для создания чувства тонкого, интуитивного страха; использование естественного освещения и инструментов обесцвечивания; а также комбинацию визуальных эффектов и воображения для создания страха;

- «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса за использование экстремально широкоугольных объективов; постановку эффектных кадров с низкого ракурса и динамичных панорам.

"Воронья лощина" - готическое проклятие Эдгара По в эффектной осенней упаковке

Только ли для фанатов Эдгара По?

Как уже было сказано, в картине много отсылок к творчеству писателя, но оформлены они так, чтобы зритель, знакомый с его творчеством, натыкаясь на них, смог похвалить себя за знание работ По, а человек, незнакомый с ними, просто воспринял бы их, как элемент фильма, без какой-либо привязки к литературным первоисточникам. Каких-либо особых, скрытых пасхалок, связанных с творчеством По, без раскрытия которых адекватно воспринимать фильм было бы невозможно, здесь нет. В этом отношении картина выглядит достаточно универсально.

"Воронья лощина" - готическое проклятие Эдгара По в эффектной осенней упаковке

Итого:

В конечном счете у авторов получился стильный, визуально красивый и по сезону весьма атмосферный готический хоррор-триллер с элементами детектива, байопика и декаденской романтики. И даже однозначно и не скажешь, кто в фильме антагонист: пресловутый Ворон, периодически мелькающий в мрачном осеннем небе, а затем являющийся Эдгару По то в облике людей, то в своем первозданном, хтоническом образе, или сама увядающая осенью природа, символизирующая период смерти. Временный период, из которого Эдгар По, заехав в Воронью лощину, так и не смог выбраться до конца своих дней.

"Воронья лощина" - готическое проклятие Эдгара По в эффектной осенней упаковке

Понравилось:

- Красивейший видеоряд. Фильм смотрится, как стильный 100-минутный готический клип, наполненный осенней атмосферой со всеми этими максимально детализованными желто-красными листочками, густыми туманами и тускнеющими полями.

- Актеры. Хорошо подобраны. Хорошо сыграли.

- Интересное переплетение вымысла с реальность применительно к последующей литературной деятельности Эдгара По.

- Хорошо выстроенный на протяжении всего фильма саспенс.

Что могло бы быть лучше:

- Пару раз складывалось впечатление, что для придания дополнительной динамики авторы искусственно укорачивали фильм, поэтому монтаж порой был эффектным, а порой - не идеально гладким.

- Временами ощущался некоторый дисбаланс в диалогах. Иногда они кажутся чрезмерно напыщенными (возможно, авторы полагали, что именно так должны разговаривать в XIX веке), а иногда, наоборот, содержат вполне себе современные обороты речи.

53
9 комментариев

Вот, поставь на превью к последнему посту, а то в ленте картинки нет :)

7
Ответить

Спасибо))

2
Ответить

Он уже вышел?

Ответить

Пока предпоказы. Завтра выходит.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо за совет!
Выглядит круто

Ответить

Ладно, это мы смотрим

Ответить