Как звук погружает зрителя в атмосферу фильма? Роль звука в кино

Кино – это аудиовизуальное искусство. В этом определении 50% термина занимает слово аудио. Звук с головой погружает зрителя в происходящее на экране. Он стал для нас обыденностью, но какую роль он может выполнять? Какую художественную ценность он представляет? (текстовая версия ниже).

История

В 1927 году на экранах появился «Певец джаза». Это первый звуковой фильм. Хоть это и звучало революционно, но на деле звуковым сопровождением в фильме выступали разве что песни, исполняемые героем. Сам же тип повествования не изменился: диалоги между персонажами все также сопровождались титрами, это была революция ради революции. Я предлагаю взглянуть на ряд оригинальных решений, которые не вошли в повседневность, но все также способны удивлять.

х/ф "Певец джаза", 1927 Реж. Алан Кросленд
х/ф "Певец джаза", 1927 Реж. Алан Кросленд

Страшный саспенс

Одним из новаторов здесь выступил снова всем известный Альфред Хичкок. Достаточно вспомнить одну знаменитую сцену из «Психо». Героиня принимает душ и все, что мы слышим это лишь журчание воды. Даже, когда убийца незаметно подходит к шторе, мы все еще слышим только воду, а затем громкий неожиданный звук. Таким образом режиссер нагнетает саспенс, то, что заставляет нас сидеть перед экранами, вцепившись в ручки кресел.

х/ф "Психо", 1960 Реж. Альфред Хичкок
х/ф "Психо", 1960 Реж. Альфред Хичкок

Самое интересное заключается в том, что если мы будем разбирать современные хорроры, то увидим одинаковое построение напряженных сцен, которыми вас хотят напугать. Например, в том же «Оно» практически все скримеры построены по принципу саспенса от Хичкока: напряженная музыка, затем тишина и "скример".

Неудивительно, что в жанре хоррора постоянно появлялись энтузиасты, старающиеся преобразить существующую модель. За примером далеко ходить не надо, это «Тихое место» Джона Красински. Данная картина возводит в абсолют молчание и тишину, ведь монстры, охотящиеся за героями чувствительны к любому звуку. На самом деле, здесь работает та же система саспенса, о которой я упоминал выше, однако в фильме Красински постоянное условие тишины усиливает напряжение, добавляет адреналина и заставляет зрителя переживать все 90 с лишним минут.

х/ф "Тихое место", 2018 Реж. Джон Красински
х/ф "Тихое место", 2018 Реж. Джон Красински

Это оригинально!

Давайте обратимся к более изобретательным решениям. Например, один из представителей Французской новой волны Жан-Люк Годар создает самую знаменитую неловкую паузу в кино в фильме «Банда Аутсайдеров». Сидя за одним столиком и исчерпав все темы для разговора, герои замолкают ровно на 36 секунд, причем отключается совершенно весь звук в фильме.

х/ф "Банда Аутсайдеров", 1964 Реж. Жан-Люк Годар
х/ф "Банда Аутсайдеров", 1964 Реж. Жан-Люк Годар

Совершенно противоположный прием использует Роберт Олтмен в картине «Нэшвилл» 1975 года. В одной из сцен сразу несколько персонажей разговаривают одновременно, образуя абсолютную какафонию звуков. Зритель, чтобы хоть что-то уловить, должен сосредотачиваться только на одном герое. Опыты с акустическим пространством стали возможны в семидесятые годы ХХ века благодаря технологии Dolby Stereo. Это были огромные бюджетные затраты, однако продюсеры пошли на это, ведь в ту эпоху надо было соперничать за зрителя с телевидением.

х/ф "Нэшвилл", 1975 Реж. Роберт Олтмен
х/ф "Нэшвилл", 1975 Реж. Роберт Олтмен

Не менее интересный, и, на мой взгляд, самый смелый эксперимент со звуком сотворили создатели фильма «Артист». Фильм увидел свет в 2011 году и, несмотря на то, что он был черно-белый, вдобавок к этому еще и немым. Картина рассказывала о неудачной карьере актера, который оказался не готов к приходу звукового кинематографа. Отсутствие звука играет здесь очень важную художественно-композиционную роль. Только в финале, в последние несколько секунд мы слышим дыхание и голос героя (и вообще первый звук в фильме). Это дает нам надежду, что персонаж смог преодолеть препятствия и реабилитирует свою карьеру.

х/ф "Артист", 2011 Реж. Мишель Хазанавичус
х/ф "Артист", 2011 Реж. Мишель Хазанавичус

Какие итоги мы можем подвести?

Звук – это неотъемлемая часть киноискусства. С помощью него зрители полностью погружаются в атмосферу происходящего. Однако в умелых руках, звук становится художественным инструментом, превращая фильм в полотно для творчества.

22 показа
2.3K2.3K открытий
2 комментария

В детстве я боялся, но всё равно смотрел ужастики.
Однажды где-то в передаче по ТВ услышал, что ужастики не пугают, если выключить звук.
Это действительно работало!
Так что в напряжённых момент я понижал звук почти до нуля.

P.S: не давайте детям смотреть ужасы!
Я дико нервным и неуверенным стал из-за этого.
Когда родители запретили смотреть ужастики помню сильно разозлился на них, но через некоторое время сам заметил что это действительно помогло и я более менее пришел в норму. Славно пластичной детской психике. И спасибо родителям, что они вовремя спохватились.

Ответить

Не пробовал пересматривать что намонтировал или у тебя план сделать людей косоглазыми?)

Ответить