Почему без «Говарда-утки» никогда бы не было «Матрицы»: история одной технологии

Cпецэффект из провального фильма, навсегда изменивший киноиндустрию.

Во всех списках главных кассовых провалов в истории Голливуда всегда найдётся место «Говарду-утке» — адаптации комиксов Marvel 1986 года, которая стоила 37 миллионов долларов и с треском провалилась в прокате. Картина оказалась никому не нужна: сам персонаж, появившиеся в 70-е, к тому времени был почти забыт, да и качество самого фильма оставляло желать лучшего.

При этом продюсер Джордж Лукас почему-то возлагал на него огромные надежды. Ещё со школы он хотел экранизировать истории о Говарде-утке и собирался сам снимать фильм после окончания работы над «Звёздными войнами». В итоге он написал сценарий и помог вложить в заведомо провальную ленту большие по тем временам суммы.

И заодно сделал из «Говарда-утки» полигон для тестирования новых спецэффектов. Одна из них позже полностью изменит то, как Голливуд подходит к постановке каскадёрских трюков и сделает возможным съёмки «Матрицы», «Назад в будущее» и «Терминатора 2».

Почему без «Говарда-утки» никогда бы не было «Матрицы»: история одной технологии

В самом начале «Говарда-утки» есть сцена, где героя «выстреливает» из его квартиры вместе со стулом. Чтобы её снять, куклу персонажа тянули на стальных тросах через несколько декораций.

Когда этот кадр оказался на монтажном столе, возникла проблема — как именно сделать так, чтобы тросы не было видно. Конечно, в Голливуде их использовали и раньше — а ещё больше их применяли в кино Гонконга: там даже есть целый жанр боевых фильмов уся, где схватки построены на сложной хореографии с обязательным применением тросов.

Но до этих пор, чтобы спрятать их от зрителя, поддерживающие актёров устройства либо окрашивали в цвета фона, либо пытались спрятать с помощью освещения, либо «замыливали» плёнку с помощью вазелина. И тросы, конечно, все равно было видно.

«Прикосновение дзена», 1971
«Прикосновение дзена», 1971

Поначалу в Industrial Light & Magic — VFX-студии, основанной самим Лукасом — пытались скрыть устройства старыми методами. Но ни один из них не подходил: «замыленные» тросы привлекали столько же ненужного внимания, сколько и нетронутые вовсе.

Тогда кадры этой сцены переслали в отдел компьютерной графики Industrial Light & Magic. На тот момент его сотрудники только-только разработали программу LayerPaint, которая позволяла создавать растровую графику поверх прозрачного фона и накладывать её на изображение из фильма.

Сейчас подобное может делать любой Photoshop, но тогда подобных программ просто не существовало. К тому же, только у Industrial Light & Magic в 86-м были лазерные сканеры, которые могли работать с киноплёнкой.

Видео, в котором подробно объясняют, как создавался этот эффект

Технический директор ILM Джонатан Ласкин модифицировал программу — теперь она могла объединять кадры в целые эпизоды. А художник Брюс Уоллес покадрово «замаскировал» тросы на компьютере.

Сейчас это кажется не такой сложной процедурой, но 86-м году новая технология изменила всё. Теперь кинематографисты могли свободно работать с тросами при выполнении трюков и не бояться, что позже их будет невозможно скрыть на пост-продакшене.

Позже именно ILM сделала возможными полёты на ховербордах во второй части «Назад в будущее» и прыжок на мотоцикле в «Терминаторе 2».

Почему без «Говарда-утки» никогда бы не было «Матрицы»: история одной технологии

В конце 90-х братья Вачовски задумали «Матрицу», буду ещё начинающими и очень амбициозными постановщиками. Они хотели снять экшен-фильм, не похожий ни на что в Голливуде. С боевыми сценами, которых американский — да и любой другой — зритель ещё не видел.

Чтобы осуществить задуманное, они наняли Юэнь Ву-Пина — гонконгского режиссёра и большого мастера экшен-фильмов. Он должен был заниматься постановкой драк, и ведущих актёров отправили на долгие четырёхмесячные тренировки, чтобы соответствовать его уровню.

Одна из главных причин, почему Ву-Пин, никогда прежде не работавший в Америке и едва знавший английский язык, вообще согласился на работу — в том, что Вачовски заверили его: благодаря технологиям он получит почти безграничную свободу при манипуляциях с тросами.

Так как большая часть экшена в первой «Матрице» снята вживую, без Ву-Пина фильм никогда бы не получился настолько эффектным. А все придуманные им схватки и трюки не воплотились в жизнь без технологии, позволяющей убирать тросы.

Интересно, что после работы над «Матрицей» гонконгский режиссёр вернулся с технологией на родину. Там, в 2000 году, Энг Ли выпустил «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», культовый уся, новаторски работавщий с тросами.

Почему без «Говарда-утки» никогда бы не было «Матрицы»: история одной технологии

Сейчас эта технология кажется простой и само собой разумеющейся. Ни один современный экшен-фильм не получилось бы снять, не имей создатели возможности «стереть» поддерживающие актёров и каскадёров тросы.

Сложно представить, что когда-то её просто не существовало — и, может, не существовало бы до сих пор, если ILM однажды не понадобилось запустить в небо Говарда-утку.

22 показа
17K17K открытий
56 комментариев

Хороший заголовок. Если что-то не изобрели бы в конкретный момент, то не значит, что это не изобрели бы чуть позже

Ответить

Кто знает, насколько "чуть" — разница между фильмами то всего 10 лет (чуть больше)

Ответить

Если уж так придераться, то не значит что изобрели бы в тот момент, когда Вачовски решили снимать Матрицу и стало быть получилась бы она совсем иной (если бы вообще получилась).

Че душить-то?) Материал достаточно занятный.

Ответить

Это немного не так работает.
Изобрели бы или нет - тебе заранее неизвестно. Вполне возможно, альтернатива бы была, но не сказал бы что в таком виде. 

Ответить

Паровой двигатель могли сделать еще древние римляне. Но не сделали (а какой стимпанк сочный получился бы с фалангами, эх...)

Ответить

Сколько времени человек пытался полететь? И когда полетел? «Позже» понятие очень растяжимое.

Ответить

Вспоминаю, как 11 лет назад смотрел пиратку "Люди X. Начало. Росомаха" на диске. Это было занимательное зрелище, так как в этой пиратке, к примеру, сцена драки Логана с Виктором на грузовике с бревнами выглядела как ее черновик, выполненный на компьютере; когти вылезали из рук через раз, а в самом конце, когда Росомаха прыгает на страйкера, видны как раз-таки пресловутые тросы...)

Ответить