60 дней фильмов и сериалов по промокоду
60 дней фильмов и сериалов на Kинопоиске по промокоду
Условия подписки: clck.ru/dnhea. 18+
DTF60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 01.09.22 г. включительно на сайте hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND. 18+

«Империя наносит ответный удар» исполнилось 40 лет — Джордж Лукас вспоминает о создании фильма Статьи редакции

Как снимали пятый эпизод «Звёздных войн», навсегда сделавший сагу одной из важнейших в истории кино.

Четыре десятилетия назад, 21 мая 1980 года, «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» вышел в кино. В честь этого журналист сайта StarWars.com взял интервью у создателя саги Джорджа Лукаса и расспросил его о создании культовой картины.

Лукас рассказал, как ему удалось сделать крупнобюджетный блокбастер в обход больших голливудских студий. Правда, в один момент из-за нехватки денег он чуть не потерял контроль над всеми «Звёздными войнами».

В первую очередь Лукас рассказал, как ему удалось до самого последнего момента сохранить тайну родства Люка Скайуокера и Дарта Вейдера.

Сюжетный поворот не был записан ни в сценарии, ни в любых других съёмочных материалах. Актёр Марк Хэмилл, например, узнал об этом только в день съёмки легендарной сцены, где злодей произносит «Я твой отец».

Ко мне подошёл Ирвин Кершнер (режиссёр фильма, — DTF) и сказал: «Я знаю об этом. Джордж знает об этом. И когда я скажу тебе, ты будешь знать об этом. Получается, всего три человека. Так что если узнает кто-то ещё, виноват будешь ты».

Марк Хэмилл
актёр

Конечно, насчёт «трёх людей» Кершнер лукавил. Кроме режиссёра о секрете знал актёр Джеймс Эрл Джонс, озвучивавший Вейдера, а также люди, занимавшиеся сведением звука. Всего, говорит Лукас, в тайну было посвящено где-то 12 человек.

Когда у него спросили, возможно ли было бы утаить подобное в наше время, кинематографист ответил отрицательно.

Теперь очень сложно сохранять сюрпризы в фильмах.

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

Сейчас Лукас — уважаемый продюсер, но в 70-е он, по меркам Голливуда, был молодым бунтарём. После колоссального успеха «Новой надежды», которого никто в кинематографических кругах тех лет не ожидал, он смог основать собственную студию Lucasfilm и компанию Industrial Light & Magic, занимавшуюся созданием спецэффектов.

Это позволило ему избежать влияния больших студий и делать кино «на своих условиях». Лукас слишком хорошо помнил, как сложно было работать с 20th Century Fox над «Новой надеждой». Многие вещи, которые хотел сделать режиссёр, так и не удалось реализовать из-за продюсеров.

Джордж Лукас и Керри Фишер на съёмках «Новой надежды» (которая изначально называлась просто «Звёздные войны»)

Что куда хуже, в какой-то момент студия просто решила внезапно прекратить съёмки — многие важные сцены ещё не были закончены, включая открывающий фильм эпизод.

Вы знаете, тот момент, когда появляется Дарт Вейдер, и принцесса Лея с ним разговаривает. Ничего этого не было снято. А они сказали: «Нам плевать. Сделай фильм без этих сцен».

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

Команде пришлось работать день и ночь, чтобы успеть снять всё, что нужно, к новому дедлайну. Повторения такого Лукас ни в коем случае не хотел.

Ещё на стадии подписания контрактов по «Новой надежде» режиссёр убедился, что права на продолжения будут целиком принадлежать ему. Это было не так сложно, учитывая, что продюсеры не особо верили, что у «Звёздных войн» будут сиквелы.

Я не знал, станут ли «Звёздные войны» хитом, так что я работал с предположением, что не станут и сделать все три части будет очень сложно.

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

Куда сложнее было профинансировать сиквелы своими силами. Лукас хорошо заработал на первых «Звёздных войнах» и вложил собственные деньги в «Империя наносит ответный удар», но их всё равно не хватало.

Нужно было найти ещё столько же.

Чтобы профинансировать фильм, я сделал то, чего мой отец говорил мне никогда не делать. Я занял деньги.

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

Проблемы были и со сценарием. Лукас, по его собственным словам, только «учился писать» и, в целом, не очень любит это делать. А Ли Брэкетт, написавшая первый вариант сценария «Империи», умерла в тот же день, когда сдала его.

И над ним ещё предстояло очень долго работать.

Лукас позвал на помощь Лоуренса Кэздана, с которым они в то же время вместе писали первого «Индиану Джонса». Пока Лукас делал второй драфт сценария «Империи», Кэздан занимался «Индианой Джонсом».

А потом, пока я читал «Индиану Джонса», он писал «Империю».

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

Джордж Лукас собирался лично поставить все фильмы трилогии, но позже понял, что физически не способен этого сделать. За основанными им компаниями надо было кому-то следить, и он не мог себе позволить находиться целыми днями на съёмочной площадке.

Поэтому Лукас пригласил своего друга по киношколе, режиссёра Ирвина Кершнера, а сам занял пост продюсера.

Я не мог одновременно управлять студией, создавать ILM (Industrial Light & Magic) и режиссировать фильм.

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»
Марк Хэмилл и Ирвин Кершнер на съёмках «Империя наносит ответный удар»

Он думал, что будет достаточно лишь периодически навещать съёмочную площадку в свободное от деловых вопросов время. Но на деле без надзора съёмки «Империи» быстро превратились в производственный ад.

Битву на планете Хот, которую по планам должны были снять за две недели, в итоге закончили лишь спустя месяцы. К тому же, Кершнер сильно превысил бюджет.

Но Лукас в любом случае не хотел сам превратиться в одного из тех злобных продюсеров, которые так мешали ему на съёмках «Новой надежды». Он понимал, что фильм наверняка превысит изначальный бюджет и потому «занял столько денег, сколько было возможно».

В какой-то момент, впрочем, перестало хватать даже этого. Банк отказал Лукасу в продлении заёма, и из-за этого он чуть не потерял контроль над фильмом. Спасло то, что другой банк согласился дать режиссёру ещё один кредит.

Я понял, что фильм так и будет продолжать превышать бюджет, пока я не поеду туда [на съёмки] и не начну за ним следить. Так что оставшееся время я работал бок о бок с Кершнером — мы вместе пытались закончить картину за разумные деньги.

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

Отчасти причина раздутого бюджета в том, что Лукас в каждом фильме стремился расширить границы того, на что способны визуальные эффекты в кино. Часто члены команды паниковали, боясь, что очередная задача оказалась невыполнимой — но каждый раз находили новое решение.

Это всегда было сложно — следить, чтобы все, особенно работники ILM, были достаточно мотивированы. Приходилось быть таким чирлидером, уверять всех, что всё сработает, всё будет отлично.

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

В случае с «Империей» Лукасу очень помогло то, что у него теперь была своя студия спецэффектов. На съёмках «Новой надежды» он часто сталкивался с тем, что работники попросту не воспринимали фильм всерьёз и выполняли задачи спустя рукава.

Поэтому в собственную команду он набрал преимущественно молодых специалистов — тех, в ком ещё не угас юношеский энтузиазм.

Они знали, что мы делаем нечто, чего до нас никто не делал. Это их восхищало и мотивировало. Иногда, конечно, мы сталкивались со сложностями, и мне приходилось по-родительски разговаривать с ними. «Мы можем это сделать. Мы не сдадимся. Мы должны продолжать». Даже если кажется, что всё разваливается, нужно говорить «нет, поверьте, на самом деле всё отлично».

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

В итоге на съёмках «Империи» сотрудники ILM сделали несколько важных для всей киноиндустрии технологических прорывов. Например, изобрели Dykstraflex, первую в истории систему контроля движений камеры. С помощью неё создавались новаторские сцены полётов космических кораблей.

Причём, чтобы уложиться в весьма ограниченный бюджет, специалистам по визуальным эффектам приходилось работать почти безошибочно. Некоторые особо сложные кадры, по словам Лукаса, могли стоить до 20 тысяч долларов каждый — приходилось делать их с первой попытки.

Никто так раньше не делал.

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

Другое важное техническое достижение «Империи» — Йода, один из важнейших персонажей фильма, «сыгранный» куклой-аниматроником с очень сложной конструкцией.

Чтобы привести её в движение, требовалась как помощь передовых на тот момент технологий, так и безошибочные движения кукловода Фрэнка Оза (к слову, создателя «Маппетов»). Кукла, к тому же, часто ломалась, и приходилось отправлять её обратно в мастерскую в Сан-Франциско.

На съёмках режиссёр Ирвин Кершнер и сам Лукас часто давали указания самой кукле Йоды, а не сидящему под ней Озу — чтобы не разрушать иллюзию.

Лукас, как он сам признаётся, до самого последнего момента не верил, что Йода не будет выглядеть глупо и нелепо. Делать такого важного для сюжета героя куклой — очень смелая идея. Любая маленькая ошибка могла заставить зрителей смеяться над персонажем, а не слушать его наставления Люку.

Йоду обычно собирали лишь за час до самой съёмки. Все постоянно копошились. И только когда я увидел его целиком, в действии, при правильном освещении, я понял, что всё сработает как надо.

[...]

Если бы это не сработало, фильм бы получился ужасным.

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»

На вопрос, почему даже спустя сорок лет люди продолжают смотреть старые «Звездные войны» и искренне ими наслаждаться, Лукас ответил, что «не знает». Но, возможно, всё дело в персонажах.

Он задумывал сагу как оммаж к приключенческим фильмам 40-х — и поэтому герои в «Звёздных войнах» намеренно «картонные». Но вместе с этим они достаточно человечны, их психологию несложно понять любому зрителю.

Причём в «Звёздных войнах» даже у инопланетян вполне человеческие эмоции — они не монстры и не какие-то «фрики», а такие же чувствующие существа, только выглядящие иначе. До Лукаса, считает он, в кино пришельцев так никто не изображал.

Этот фильм было не очень весело делать. Но оно того стоило.

Джордж Лукас
режиссёр, продюсер, создатель «Звёздных войн»
0
98 комментариев
Написать комментарий...
Двойной алмаз
Ответить
Развернуть ветку
Иван

Кек

Ответить
Развернуть ветку
Популка

Боже...читаешь и плакать хочется...Какое же говно Дисней снял.

Лукас двигал всю индустрию вперёд буквально на своих плечах. Заставлял всех делать то, что до этого казалось невозможным или вообще никому не приходило в голову.
Сиквелы же оказались говном, которое не сделало ничего нового, кроме как обосрать всё на чём строилась ОТ!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Причем этот конкретный фильм двигал вперед на плечах режиссер Ирвин Кершнер который выгонял Лукаса со съемочной площадки чтобы тот не путался под ногами со своими идиотскими идеями. Никому не приходило в голову что продюсера можно вот так пнуть под зад

Ответить
2 комментария
Развернуть ветку
Двойной алмаз

Хорошо, что обе трилогии никто не отнимет.

Ответить
8 комментариев
Развернуть ветку
Никита Кучерявый

Лучший фильм в саге

Ответить
Развернуть ветку
Мария Терехова

Спорно

Ответить
3 комментария
Развернуть ветку
taleon

Вообще не фильм, серия в серединке сериала. Заполнитель от событий Новой надежды к событиям Возвращения джедая. В нем нет ни завязки ни кульминации ни развязки. Но там есть войнушка!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Жихарев

Лучший эпизод. Представляю, какой шок люди испытывали в кинотеатре от твиста с «я твой отец»:) Лукасу пожизненный респект

Ответить
Развернуть ветку
Alex D

Лучший эпизод ЗВ, один из лучших фильмов эвер!

Ответить
Развернуть ветку
Bloody Shadow

лучший после 9 конечно же 

Ответить
Развернуть ветку
Nixon_Z

Лол, ну первый фильм он вообще делал на коленке, актер, игравший Кеноби, попросил его поскорее убить потому что не хотел произносить "ужасные диалоги". Фишер нюхала кокс в гримёрке, а Форд между съемками плотником подрабатывал. Над ним чуть ли не осветители ржали. А вторую часть он выпускал как автор двух коммерческих хитов (первый - Американские граффити).

Ответить
Развернуть ветку
Let 'er Rip

Из оригинальной трилогии лучший кинч конечно. Но приквелы все равно для меня кайфовее. Даже пересматривать их интересно, наблюдая за Палпатином и анализируя его действия. 

Ответить
Развернуть ветку
Aurelius Smith

Выскажу непопулярное мнение: приквелы сняты человеком, который думал, что умеет писать. Например, первый фильм страдает от того же, что и восьмой - можно выкинуть половину, и повествование станет только лучше. Всё-таки, ранний успех в семидесятые застопорил рост Лукаса как режиссера/сценариста.

Ответить
12 комментариев
Развернуть ветку
Арсений Митрофанов

Недавно пересмотрел оригинальную трилогию. Да, объективно графика значительно устарела, актерская игра спорная, диалоги порой нелепые, сюжет довольно предсказуем... но как же сука это было охренительно! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Не думал, что появится возможность поставить минус Аллаху

Ответить
Развернуть ветку
Aurelius Smith

Не знаю насчет кала, но точно не икона, на которую всем стоит равняться. В среднем по палате уровень фильмов - бэевские трансформеры. 

Ответить
11 комментариев
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Cornelius

Это не самый худший из твоих пороков.

Ответить
Развернуть ветку
Ujin Fox

Ты смотрел его в день премьеры в кинотеатре? Если нет, то не все так плохо

Ответить
4 комментария
Развернуть ветку
Skip N7

Любимый фильм.Каждый пересмотр(которых уже дохуилион) на одном дыхании.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Мусаев

Клан ЛОТРа приветствует дружественный ЗВ клан)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Опять куча какого то мифологизированного вранья про то как он мечтал сделать трилогию а не стодвадцатьпять дешевых экшенов с разными актерами для продажи мерча

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nixon_Z

Сначала он вообще не планировал продолжений скорее всего. Ему бы просто не дали. И старая трилогия имеет законченный сюжет так-то. Мерч появился чуть позднее.

Ответить
1 комментарий
Развернуть ветку
Александр

Для меня тру звездные войны это котор 1 и котор 2.
 Первая трилогия раздражала слишком  нарочито простой  бело- черной моралью. Злой империей и добрыми повстанцами.  Сказка в космическим декорациях. 

Приквелы в этом плане выглядит более взрослыми. Не говоря уже об играх. Особенно котор 2, где персонаж креи на полную катушку стебется над философией что ситхов, что джедаев.

Ответить
Развернуть ветку
Aurelius Smith

Про приквелы не соглашусь, потуги в юмор убивают всё, что могло бы быть атмосферой.

Ответить
Развернуть ветку
Alex D

«Сейчас невозможно утаить плот-твисты» сказал Лукас.
PS поэтому сделаем максимально тупой сюжет новых фильмов 😬

Ответить
Развернуть ветку
Динар Муртазин

Тут Лукас точно не виноват.

Ответить
2 комментария
Развернуть ветку
Антон Антонов
Некоторые особо сложные кадры, по словам Лукаса, могли стоить до 20 тысяч долларов каждый

Shot? Скорее дубль, чем кадр.

Ответить
Развернуть ветку
Всеволод Астайкин

У нас просто путаница небольшая в языке. Есть frame - одна картинка, а есть shot - это серия фреймов до ката (cut), то есть склейки. Так уж получилось, что у нас и то, и то называют кадрами.

Ответить
1 комментарий
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор

То, что вы имеете в виду — это и есть кадр, отрезок плёнки от склейки до склейки

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Мельников

Ничего не понимаю.Почему при всей доступности спецэффектов новая трилогия так ужасна с визуальной стороны ?.Крейт и это все что есть чтобы запомниться.
Хрен с этим сюжетом но визуально это ужасно.Как понять что Вильнев делает лучше и дешевле а тут все деньги мира и так блекло.
Я вот реально непонимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Фокс Йовович

Визуально новая трилогия очень крутая, хотя и вразрез с бэком идет

Ответить
Развернуть ветку
Aurelius Smith

С точки зрения технического исполнения, графон очень даже, но графон ради графона, когда за ним ничего не стоит, не запоминается и потому опыт от него довольно скудный. Что и видим в сиквелах

Ответить
Развернуть ветку
Животный пёс_анон

20 тыс долларов за кадр. Капец. Разумеется в кино тогда работали осознанней, чем сейчас местами.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Burmistrov

Это тогда 20 тысяч. А на нынешние деньги это уже 50 тысяч. Капец intensifies.

Ответить
Развернуть ветку
Roman

Никогда раньше не задумывался, но выходит в том же США должно быть куча фанатов Star Wars, которые его смотрели ещё детстве, хотя им уже по 50-60 лет - уже дедушки. Формально на нём уже три поколения выросли. 

Ответить
Развернуть ветку
FaroucheMn

А ещё там ещё более старые фанаты стар трека. И они враждуют между собой.
Я к тому, что и та и та вселенная там очень древняя, имеет армию фанатов. А у нас только ЗВ прижились, к слову.

Ответить
3 комментария
Развернуть ветку
Александр

40 лет, ну нихера ж себе, я даже как-то не задумывался)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

какой то месяц воспоминаний. все все вспоминают

Ответить
Развернуть ветку
Judge Jameson

Не стал бы делать "Звездные войны" снял бы" Апокалипсис сегодня".

Ответить
Развернуть ветку
Марк Трифонов

Представляете,как в 80 году у людей башню сносило от того,что Вейдер отец Люка.
(Пока это не стало модным,что в фильмах кто-нибудь кому-нибудь родственник)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Мельников

Тогда это взбесило фанатов,но после возвращения джедая картина допрлнилась и ее полюбили.Так вот такого не будет с новой трилогией.Ее не полюбят со временем,потому что она рваная и шитая белыми нитками

Ответить
Развернуть ветку
Я не кот

Ну классика, пока у руля был мечтатель - всё было хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Я не кот

Потом пришла копрорация

Ответить
1 комментарий
Развернуть ветку
Двойной алмаз

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Random Dude

То есть история, что реакция хэммила в фильме на родство свое реальная - это вранье? Хны) 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Сиротинин

Первый фильм из всей франшизы, которую я посмотрел. Ещё в конце 80-х, в видеосалоне. Кажется, это первый или второй фильм, который я вообще в видеосалоне посмотрел.

Мало что понимал в сюжете (в т.ч. потому что до того не знал о "Новой надежде"), но было круто смотреть!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 98 комментариев
null