3 аспекта, помогающих создать напряжение в фильме

Рассказываю с колокольни простого зрителя о 3 пунктах, способствующих саспенсу в кино.

Дальше идёт мнение обычного «подпиваса», который просто любит смотреть кино.

Предупреждаю, возможны спойлеры!

Отсутствие контроля над ситуацией

Одним из таких аспектов является бесконтрольность ситуации.

Ничего не пугает человека так, как отсутствие контроля, но здесь главное не переборщить. Зачастую создатели заигрываются с этим приёмом, в основном в жанре ужасов.

Вы, наверное, не раз замечали во время просмотра очередного хоррора, что персонажи ведут себя чересчур глупо и сами же создают себе "безвыходные" ситуации.

И «Хэллоуин убивает» — это блестящий пример чудовищно ужасной реализации этого пункта, да и сам фильм чудовищно ужасен.

Почему именно «Хэллоуин»? Да потому что весь фильм состоит из огромнейшего количества откровенно глупых и нелепых сцен, которые пытаются вызвать напряжение и страх у зрителя, но, кроме истерического смеха, они больше ничего не вызывают.

Вот небольшой фрагмент:

Ситуация довольно стрёмная: маньяк на крыше машины, а вы, можно сказать, находитесь взаперти. Что же делать? Правильно, стрелять из-за любого малейшего шума по окнам. Какие последствия из этого следуют, я думаю, вы сами догадались.

P.S. Больше плохих примеров в статье не будет, вставил «Хэллоуин» только из-за потраченного времени впустую, которое никто из создателей этого "шедевра" мне не возместит.

В противовес хочу привести фрагмент из первой части огромнейшей франшизы «Обитель зла». Ситуации не совсем похожи, но пусть будет.

Бесконтрольных ситуаций не бывает, ситуация:

этот пример, кстати, подходит и под мой третий пункт.

Всё не могу собраться с духом и посмотреть перезапуск Обителя зла, просто в своё время фильмы с Йовавич мне очень даже заходили. Надеюсь, «Обитель зла: Раккун-Сити» не разочарует или хотя бы будет лучше сериала от нетфликс.

Но напряжённую бесконтрольную ситуацию можно воссоздать и при помощи простого диалога. Сразу же приходит на ум фильм Квентина Тарантино «Бесславные Ублюдки» и тамошние допросы немцами.

Вот фрагмент из самой первой сцены фильма. В нём Ганс Ланда допрашивает фермера о разыскиваемых евреях.

Почти весь диалог хозяин молочной фермы держал под контролем, но всё меняется в один миг, и фермер начинает сдавать свои позиции.

Вообще, у Квентина почти в каждом фильме есть момент, держащий зрителя в напряжении, он в этом деле мастер. В статье мы ещё встретимся с одной из его работ.

Фантазирование последствий

Да, фантазирование последствий. По-моему, воображение исхода событий иногда может сильнее создавать эффект напряжения, чем сам исход. Часто, кстати, в кино можно встретить клише, что серьезных последствий для главного героя на самом деле не последует. Мол, вы там себе напридумывали, а всё оказалось куда проще. Обычно такой сюжетный ход можно назвать максимум "таким себе".

Примерчик, примерчик и ещё раз примерчик! А им будет относительно свежий триллер «Ночные вызовы» с Мартином Фрименом в главной роли.

По сюжету полицейский, имеющий проблемы в семье, на работе и в своей голове, встаёт на пути наркоторговцев, защищая девушку, укравшую их товар. Начало всей этой котовасии берёт в этой сцене.

Мартин Фримен разворачивает машину и увозит девушку подальше от бандюганов, и зритель, понимая, какие проблемы могут за этим решением следовать, начинает волноваться.

В этом сериале множество таких моментов, правда, я взял самый скудный на эмоции, дальше будут ситуации и посерьёзнее, но не стал их упоминать, потому что они очень спойлерные, и люди, которые хотели посмотреть этот сериал, но у них не дотянулись руки, во-первых, расстроятся, во-вторых, устроят мне моральную порку в комментариях. Так что воздержусь.

Сериал, конечно, не во всём идеален, но интригу он наводить умеет. Можете как-нибудь на досуге глянуть, хотя бы ради великолепной игры Мартина Фримена.

Также хорошим примером данного пункта является чудесная во всех смыслах картина Дени Вильнёва «Пленницы».

У Хью Джекмана пропадает шестилетняя дочь вместе с подружкой. В процессе поиска своего чада Росомаха решает выкрасть человека, который, по его мнению, виновен в исчезновении дочки.

Своеобразным голосом зрителя в этой сцене является друг Хью Джекмана: он также как и мы понимает, что из этой затеи ничего хорошего не выйдет и что не стоило так поступать.

Фильм очень классный. Тем, кто ещё не видел, советую ознакомиться. А если зайдёт, то посмотрите и другие работы Вильнёва. Хотя, наверное, все смотрели его фильмы.

Секунды до...

Что может быть более напряжённее, чем промежуток времени перед неминуемой смертью?

Тут главное знать меру и хорошо чувствовать тайминг. Передержишь — зритель не полностью проникнется напряжённостью и тревожностью момента, недодержишь — произойдёт то же самое.

Идеальным примером "секунд до" является фильм «Криминальное чтиво». Казалось бы, это не хоррор и не триллер, но почему-то запомнился именно этот фильм.

Вот эта сцена:

Даже несмотря на всю абсурдность ситуации этой сцене удаётся сыграть на нервах у зрителя. 5-ти секундная напряжённая встреча взглядов и грустная секундная развязка. Жаль, а ведь Винсент Вега был таким приятным персонажем, и танцевал он классно.

Ну и на последок приведу в пример военный фильм «Повелитель бури». В этой оскароносной картине Кэтрин Бигелоу мастерски манипулирует чувствами зрителей: она может заставить вас как улыбаться, так и плакать. И немалую роль во всём этом сыграл саспенс.

Вот фрагмент:

Благодаря слоумо создатели растягивают чувство напряжения у зрителя, ну а ещё это красиво.

«Повелителя бури» тоже советую посмотреть.

ВОТ И ВСЁ.

В комментариях пишите, какие аспекты, по-вашему мнению, помогают создать саспенс в кино. Будет интересно почитать!

Покедова!
Покедова!
6767 показов
6.5K6.5K открытий
44 репоста
26 комментариев
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Ответить

Читерский способ нагнать напряжение — это когда уже знаешь, чем закончится фильм. Работает при втором просмотре, или если тебе всё спойлернули, или если ты читал книгу и смотришь экранизацию.

Например, сериал «Аркейн». Я его смотрел гораздо позже остальных и уже знал, что как будет. Поэтому напряженно следил как же всё свернет туда, где всё и кончилось. То же самое с первыми сезонами «Игры престолов» — все спойлеры поймал и очень нервно ждал «Красную свадьбу», наблюдая как к ней подводят.

Ответить

Я думаю многие сталкивались с подобным при прохождении tlou 2.

Ответить

Подобное у меня было с фильмом «Семь» Финчера (случайно поймал спойлеры), также напряжённо следил за тем, как история придёт к такой трагичной концовке)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить