Цена свободы — великий фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера

Картина, ознаменовавшая конец протестов 60-х годов и начало авторского американского кинематографа. Небольшое мнение.

Цена свободы — великий фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера

60-е годы в Америке были бурные: протесты, сексуальная революция, свобода мысли, отказ от традиционных истоков, феминизм и, конечно, недовольство военной политикой. Все это отражалось в искусстве того времени. В частности – в кино. Одним самых точных «зеркал» стал фильм «Беспечный ездок» 1969-го года.

Два байкера-хиппи держат путь в Новый Орлеан. По пути герои встречают таких же, как они, отшельников, а чем ближе они становится к югу, тем чаще сталкиваются с агрессивно настроенными людьми. Уайатт и Билли не похожи на типичных байкеров, которых мы обычно представляем: не носят черных кожанок, без татуировок и вообще мирные парни. Им свойственно употребление наркотиков и полный отрыв от реальности – в общем золотые 60-е.

На них смотрят косо, в отели не пускают, при возможности их могут и избить. Так что они ночуют прям на природе и держатся преимущественно дороги. Такова цена их свободы: герои не скованы типичными тяжбами жизни, вроде работы или уплаты налогов, но находиться в социуме тоже не могут. Остается только путь – бесконечный поиск чего-то, что должно наконец-то привести к чему-нибудь.

Цена свободы — великий фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера

И этот путь, как вы понимаете, не к чему не приводит в конечном итоге. Их самовольное изгнание ничего не меняет, а лишь заставляет жить, как отшельники. Мир не будет следовать за тобой, потому что ты – «свободный». Люди не видят в байкерах этой «свободы», они видят только неотесанность, странность и запретность. Это их пугает: «Ведь так нельзя».

Свободная эпоха кончается; фильм вышел в 1969-м году, когда все это «хиппи-движение» начало загибаться. Сама контркультура стала протестом против типичной американской мечты. Ну вы знаете: «Выбери жизнь, работу, семью» и так далее. Собственно, это отражается и в главных героях, отказавшись от парадигм американской жизни. Но эпоха надежд и иллюзий начала подходить к концу. Именно в 69-м году, в год выхода «Беспечного ездока», было совершенно очень страшное убийство Шерон Тейт, которое потрясло общественность. Один из символов конца «цветной» эпохи.

И финал картины Дениса Хоппера подчеркивает всю четность протеста главных героев. Общество пугают такие перемены, а место таким вот «революционерам» в нём не найти. Так свобода превращается в заточение из-за собственных убеждений. В каком-то смысле — это трагедия, причем трагедия не локальная, а масштабная, потому что это относится ко всему поколению шестидесятников. От такого бессилия становится банально грустно, ведь поверить в какие-либо перемены становится все труднее и труднее. Но хоть героям «Беспечного ездока» не удалось совершить революцию, у самого фильма получилось провести переворот в области кинематографа.

Цена свободы — великий фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера

Фильм при бюджете в несколько сотен тысяч долларов собрал больше 40 миллионов. Баснословная прибыль и по сегодняшним меркам, даже без учета инфляции. И понятно из-за чего: такая бунтарская и честная лента не могла не привлечь молодежь тех лет. Но «Беспечный ездок» новаторский и по другим причинам: подход к его созданию и с помощью каких приемов Хоппер рассказывает историю.

В первую очередь жанр – роуд муви. «Ездок» стал одним из первых его представителей . И фактически, это антивестерн – два ковбоя едут не как обычно на запад, а на юг. Ну и никаких перестрелок и героев, которые никогда не промахиваются, тоже нет. «Беспечный ездок» один из важнейших представителей «Нового Голливуда» — кинематографического движения, которое совершило революцию в тогдашней индустрии, создав американское авторское кино.

И Хоппер не боится показать на экране употребление наркотиков и жестокое насилие, что было смело в те времена. Только два года назад отменили кодекс Хейса, так что зритель еще не был готов увидеть на экране подобную откровенность. Да и традиционные национальные ценности «Беспечный ездок» тоже критикует. Ведь несмотря на то, что авторы понимают всю бесполезность «бунтарской одиссеи» Уайатта и Билли, они все-таки больше симпатизируют героям, чем критикуют их.

Цена свободы — великий фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера

Подача у фильма тоже специфичная. Вместо стандартного монтажа – резкие переходы. Вместо линейного сюжета — сумасбродные отрывки из путешествия героев. Часто Хоппер просто показывает, как Уайатт и Билли катаются на байках. Это никак не рассказывает и не углубляет историю, но точно передает дух картины. И даже диалоги между персонажами в большинстве случаев не наполнены никаким смыслом, но все же прекрасно написаны.

Деннис Хоппер исполнил и одну из главных ролей. Также как и сценарист ленты Питер Фонда, сыгравший Уайтта. И знаете, «Ездок» ощущается именно как картина, сделанная двумя друзьями не чтобы заработать денег, а чтобы просто "снять свой фильм" и донести определенную мысль до зрителя.

И важная часть ленты — это саундтрек. Он также служит помощником в передаче настроения леты. «Беспечный ездок» начинается со строчек: «You know, I smoke a lot of grass». Ну вы понимаете. Да и весь саундтрек состоит из «свободных» рок-н-рольных песен, которые сейчас можно встретить уже только в подобных старых фильмах. Все-таки, забавно работает время: для людей того времени песни Rolling Stones и The Doors были такой же актуальной музыкой, как для нас сейчас, не знаю, Билли Айлиш или Эд Ширан.

Цена свободы — великий фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера

На церемонии Оскар 1970-го года, «Беспечный ездок» был представлен в двух номинациях: «Лучший адаптированный сценарий по ранее неопубликованному материалу» (такой категории больше нет) и «Лучшая мужская роль второго плана», и кстати, это был Джек Николсон, который только начинал свою феноменальную карьеру. В обоих случаях фильм проиграл. Про успехи в прокате я уже говорил, но главное, что картина о байкерах сделала — это стала одним из символов новой эпохи американского, а с ним, и мирового кинематографа.

К сожалению, ничего такого же значимого Деннис Хоппер больше не снял. В 70-х годах он боролся с наркотической и алкогольной зависимостью. За свою карьеру актер успел сняться в картинах Фрэнсиса Форда Копполы, Дэвида Линча и других именитых авторов. В качестве режиссера, Хоппер снял еще 6 картин, которые не получили такой же культовый статус, как дебют. Он умер в 2010-м году в 74 года. Пусть карьера Денниса Хоппера скакала, как американские горы, он все-таки был очень влиятельным кинематографистом, навсегда оставивший след в кино и как актер, и как режиссер.

Commercial time

Цена свободы — великий фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера

Предлагаю теперь зайти в мой авторский телеграм-канал о кино, музыке и когда-нибудь (надеюсь) об играх. Я пишу достаточно подробно, но без лишней воды. Плюс выкладываю запомнившиеся моменты из фильмов и цитаты. Насколько это интересно — решать вам. Мое дело оставить ссылку, но буду безумно рад хотя бы одному подписавшемуся.

88 показов
3.3K3.3K открытий
9 комментариев

Они оба уехали от нас (Питер Фонда умер совсем недавно, менее года назад), оставив после себя культовый классный фильм на все времена.

Ответить

Некоторым критикам нравится начинать отсчет еще раньше, с черно-белой "Кто боится Вирджинии Вулф?" 1966 года.

На мой взгляд, наверное, нельзя назвать какой-то один фильм, который вот прямо так взял и стал стартовой площадкой НГ, тут повиляла и отмена кодекса Хейса и миллион других причин, а зарождение НГ стоит отмечать не по одному конкретному фильму, а по группе назовем их первоцветов, среди которых, конечно же, будут "Бонни и Клайд" с "Выпускником", но сюда же я бы обязательно добавил и упомянутую выше "Вирджинию Вульф" и "Полуночную жару" Джуисона.

Ответить

Я вот, кстати, тоже хотел назвать Вирджинию Вульф. Но в таких ситуациях уже так трудно сказать, с чего все начиналось. 100% был фильм, который был первым, но о котором никто не знает

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, это правда. Хотя по-настоящему запустил Новый голливуд "Выпускник" того же года

Ответить

Надо фильм пересмотреть, но помню он очень рассмешил меня своей концовкой. Типа жизненно и нелепо, насколько я помню, все оборвалось. Погнал за дальнобоями...
https://i.pinimg.com/originals/12/d8/db/12d8dbabe309fa16da5645a62e3f04ff.jpg

Ответить

меня концовка наоборот чуть ли не шокировала. вот так неожиданно жизнь главных героев обрывают тупые закоренелые консерваторы, прекращая "бунт" главных героев. грустно 

Ответить