Как острая семейная драма прячется за стильной чёрной комедией

4 года назад молодой режиссёр Кирилл Соколов дебютировал с дерзкой комедией "Папа, сдохни!". Её я так ещё и не увидел, но зато заценил его второй фильм - "Оторви и выбрось". Делюсь наблюдениями.

Подсказка для чтения обзора: все имеющиеся гифки СО ЗВУКОМ.

Замечаю, как отечественные киноделы могут вкусно завернуть простейшие истории в залипательную картинку. Будь-то блокбастеры "Лёд", "Майор Гром" или "Серебряные коньки". "Оторви и выбрось" хоть не блокбастер, а чёрная комедия про семейные отношения сквозь аж 3 поколения, она попадает под эту категорию

Оля возвращается из тюрьмы и забирает свою дочь Машу у своей матери Веры Павловны. Последняя нанимает бывшего своей дочери, чтобы добраться до неё и отнять у неё свою внучку. А то доведёт ещё её до плохой жизни, как себя уже довела, ишь!

Простая завязка и линейное действие, которое подаётся в креативном монтаже, резвой операторке и цветовой насыщенности.

Только за счёт одного лишь монтажа можно за три минуты дать классно поставленную экспозицию, которая в начале и в конце будет обрамлена босыми ногами Маши.

Босые ноги? А ещё в фильме много операторских приёмов! Много диалогов, посреди которых вот-вот кто-то выстрелит и замесит кровавый замес! Стоп, СНЯЛ КАК ТАРАНТИНО!

Сцены "Внезапно, абсурд!"

Градус абсурда задаётся не только залихватской манерой съёмки, но и бескомпромиссностью ситуаций. Например, Вера Павловна готова убить свою дочь ради внучки. Но столь жестокое положение вещей скрещивается неожиданным юмором, благодаря которому его легко удаётся проглотить.

Объективно не самые радостные для героев события порой воспринимается ЭПИЧНО, как сцена падения с холма:

Я здесь залип. Конечно, при желании можно придраться, что сцена не снята одним кадром...

А реальная опасность от собственной родни так и вовсе утрируется до терминаторской угрозы, отчего следующая сцена выходит крышесносным сочетанием триллера и стёба:

Страшная женщина! Навали-ка пару кирпичей!

Ещё фильм падок на микро-твисты внутри сцен, которые отваливают свою порцию юмора с кринжатиной. Они происходят, когда во время чрезвычайных обстоятельств один из героев предлагает нестандартное решение. На деле же, он просто чудит. И эти сцены работают!

То Оля не даст змее укусить свою дочь:

То она раскроет предысторию золотых зубов надзирательницы тюрьмы...

Поясняю: в начале фильма нам покажут надзирательницу уже с золотыми зубами, готовую вскоре выпустить Олю. А выше флэшбек.

То Маша... Хе-хе. Мда...

Никогда бы не подумал, что могу всерьёз поделиться подобной сценой, мол, гляньте, смешно же? Но да, я это делаю...

А следующая сцена нам раскрывает, как именно Оля лишила глаза своего бывшего, из-за чего и попала в тюрьму. И мы ожидаем, как в неконтролируемом приступе злости она сорвётся на агрессирующего возлюбленного, но...

...он признаётся в своей неправоте, а она САМА НЕВОЗМУТИМОСТЬ!

В ряд вкусных нежданчиков уверенно встают те, что маячат на дальнем плане, словно 25-ый кадр. Герои всего лишь вознамерились остановить машину, но даже здесь мы уловим комичность сцены и улыбнёмся, если даже не разглядим с первого раза Машину руку...

МИЛО ЖЭ!

Моя любимая сцена фильма

Но моя самая любимая сцена - та, где Маша залечивает мамину рану, а после сидит над ней в ожидании, что всё обойдётся. Это классический момент кризиса в конце 2-ого акта и самая красивая драматичная сцена фильма.

Оцените решительность Маши и оцените пафос происходящего:

Но сцена этим не обрывается, а даёт послевкусие атмосферы безысходности.

Посмотрите, как девочку облетает камера, раскрывая перед нами масштабы тёмного глубокого леса, в котором она сталкивается лицом к лицу с чрезвычайной ситуацией.

Послушайте, как Машу обволакивает умиротворяющее пианино, так удачно сочетающее её внутреннее беспокойство с кусочком надежды, таящейся в ней вследствие предпринятых ею мер.

Эффектно, душевно, напряжённо... КИНЕМАТОГРАФИЧНО!

За яркостью постановки теряется, но всё же обращает на себя внимание...

Спорная арка надзирательницы

Тюремная надзирательница - персонаж, созданный будто лишь для комической эпизодической роли. Но, кажется, режиссёр намеренно расширил её роль, когда недосчитался даже полуторачасового хронометража фильма.

Фразы Оли в начале фильма было достаточно, чтобы триггернуть надзирательницу на полноценную арку персонажа:

С одной стороны, арка надзирательницы идёт в никуда. Вот что вышло в итоге:

Примерно так и состоялся их диалог в фильме. 
Примерно так и состоялся их диалог в фильме. 

С другой, её арка идёт параллельно с основной сюжетной линией ещё и тематически: и там, и там матери, казалось бы, хотят лучшего для своих чад.

Но если в одном случае применяются самые деструктивные меры, то в другом - сыну, работающему в колонии, дают право выбирать, как провести ему свою жизнь.

В действительности же дело в амбициях самих матерей.

Надзирательница чувствует себя неудовлетворённой, видя, что её сыну, оказывается, нравится жить "её паскудной жизнью" (по её же словам), а Вера Павловна так и вовсе отказывается считать Олю своей дочерью, и, поставив на ней крест, пытается самореализоваться за счёт внучки.

Надзирательнице же нужно было осознать, что дело вовсе не в сыне, а в ней, и принять выбор сына.

И показывать, и рассказывать - не слишком ли жирно?

Жаль, что фильм перегибает палку, и порой суёт драму в лицо, разжёвывая в словах, где этого не требуется.

Например, Оля даёт дочери свою обувь, чтобы она не ходила босая по улице. И этого достаточно, чтобы мы понимали, что ей не всё равно на Машу.

Но нет...

Как острая семейная драма прячется за стильной чёрной комедией
Как острая семейная драма прячется за стильной чёрной комедией

Но иногда от подобного проговаривания словами драмы не скроешься, когда она связует события.

Я уже начал ворчать, когда Оля с Машей просили полицейского отпустить их, чтобы Вера Павловна с бывшим до них не добрались. Ну дайте же вы ему самому понять, что их нужно увезти отсюда, и когда преследователи доберутся до места, то их и след простынет!

Но сюжет пошёл по иному пути...

Ну ладно, пускай так! Кстати, актёрская игра совсем неубедительная в фильме. Но к ней я привык.

Глупости и условности...

...в "Оторви и выбрось" каждый найдёт за меня, но один инцидент прям таки выделился.

Как думаете, когда добрый водитель, везущий раненую женщину и её малолетнюю дочь, натыкается посреди дороги на явно агрессивно настроенных против них Анну Михалкову с одноглазым кренделем с пистолетами в руках, что он сделает?

Варианты ответа:

а) объедет их и повезёт своих пассажиров дальше, как нормальный человек,

б) повернёт назад, в конце концов,

в) выйдет из машины, чтобы попытаться урегулировать все вопросы,

г) позвонит в полицию, на крайний случай,

д) высадит пассажиров на растерзание и смотается отсюда нафик!

Чтобы узнать ответ, жмите на показать:

Как острая семейная драма прячется за стильной чёрной комедией

Ах да, в этом фильме все мужики трусы, сволочи и маменькины сынки! ФЕМЕНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА! (Шучу)

Как бы то ни было...

..."Отпусти и забудь", ой, то есть, "Оторви и выбрось" - это классная чёрная комедия с острой социалкой и драйвовым исполнением! При её просмотре придётся держать себя в руках, чтобы не вспомнить фильмы Тарантино или другое стильное кино, когда увидим чернушный кровавый замес, приправленный креативными операторскими находками...

P.S. Если ВДРУГ вам понравилась статья, заходите подписаться на мой блог. Время от времени пишу там что-то интересное :)

41
36 комментариев

"Папа" понравился больше. Не хочется докапываться до Михалковой, играет она хорошо, но как типаж какая-то неинтересная. Меня то ли она, то ли семейный конфликт полностью в фильм не сумели завлечь.
Девочка прикольная.
К режиссеру всё еще большой кредит доверия. Снимает он бодро и небанально, хоть, пока лишь на семейную тему. Но кто еще осмеливается в семейной драме заливать всё кетчупом?

4
Ответить

Надо будет глянуть Папу. Да, бодрая и небанальная подача и привелкает. Брызгов кетчупа (как и мата) я вообще не ожидал от фильма сначала :)

1
Ответить

Статья хорошая, но фильм по сравнению с " папа сдохни" такая мерзость. Я до конца фильма кринжевал с игры местных "актеров". Только Анна Михалкова вызывала хоть какие то эмоции.

3
Ответить

Спасибо. Тогда надо будет Папа сдохни глянуть. Актеры и правда на любителя ))

2
Ответить

Сцена где женщины падают — это очень сложный каскадерский трюк. В фильме Сокровища амазонки было такое и два каскадера, что его исполнили, получили каскадерский Оскар https://youtu.be/jKyhNbLEKxY

3
Ответить

Што это? Ирония, постирони, шмостирония? 🤣 Как бы то ни было, тоже классный отрывок, тоже залип!

Ответить

Такое было еще в каком-то боевике с Марком Уолбергом... не помню название, но смотрелось эпично

Ответить