Дрыц-тыц телевизор и тьма призраков внутри. Смотрим "Полтергейст"

Обсуждаем и сравниваем оригинальный "Полтергейст" и ремейк 2015 года. Спилберг, подкроватный клоун, энты, ламповые 80-е, королевские спецэффекты, Сэм Рокуэлл

Содержание:

Введение

Первоначальная идея фильма принадлежала Стивену Спилбергу. Он раздумывал над идеей сиквела "Близких контактов третьей степени", где семья станет свидетелем внеземной активности. Но по причине того, что Спилберг в тот момент работал над "Инопланетянином" режиссерское кресло пришлось передать Тоубу Хуперу, а режиссер "Техасской резни бензопилой" не питал любви к фантастике и захотел снял ужасы. На том и порешили.

"Полтергейст" вышел в 1982 году. Насчет истинного автора фильма с момента релиза ходит немало толков и, хотя, официально Стивен был лишь продюсером, а Тоуб режиссером, люди поговаривают, что вклад Спилберга выходит далеко за пределы продюсирования. Хотя точной информации нет и не совсем понятно, что там было на самом деле. Причастные к съемкам до сих высказывают различные доводы за обе стороны. Но не нужно было быть на съемках, чтобы не увидеть в каждом теплом кадре бородатый профиль молодого еврейского режиссера. Так что, как минимум, значительное влияние Спилберга отрицать не приходится.

А в 2015 под продюсерским контролем Сэма Рейми вышел ремейк.

Краткий пересказ ремейка

Отец семейства<br />
Отец семейства

Итак, наши герои, семья Боуэнов в лице папы Эрика, мамы Эми, старшей дочери Кендры, сына Гриффина и младшенькой Мэдисон из-за финансовых проблем покупает дом в Вэст-Захолустингсе.

При виде симпатичного двухэтажного коттеджа с чердаком у всех членов семьи вытягиваются лица, что даёт понять - этот дом дыра, заслуживающая быть только притоном для героиновых наркоманов, но у семьи настали тяжелые деньки, так что придется, скрепя сердце, как-то жить и не бухтеть.

Еще до попадания в дом первым неладное чувствует мальчик Гриффин. В воздухе витают тревожные пертурбации, атмосфера нагнетается. Гриффин смотрит на гигантскую старую Иву около дома. Ива мрачно смотрит в ответ, злобно скрипит ветвями и планирует похищение ребенка.

Робби и Гриффин<br />
Робби и Гриффин

В ходе обследования дома, в будущей комнате маленькой Мэдисон Гриффин находит запертый стенной шкаф. Перед ним как раз стоит сестра и что-то там себе тихо бормочет под нос. Гриффин вообще-то и так нервный, а тут, в добавок, вокруг странное творится, поэтому мальчик нервничает всё больше. Через некоторое время шкаф еще и статикой начинает бить. Короче, место нечистое. Вызывайте ведьмака. Ну или антистатикой попшикайте.

Кэрол Энн и Мэдисон<br />
Кэрол Энн и Мэдисон

Вечером того же дня мать находит за стиральной машинкой лужу разлитого повидла и пачкает в нем руку.

А Гриффин всё так же продолжает кипишивать. Ситуацию не улучшает младшая сестра рассказывающая, что в шкафу живут её друзья - "потерявшиеся люди". У парня вообще всё складывается одно к одному, когда его определяют спать на чердаке под самой крышей, где над его головой через окошко заглядывает старая Ива.

Ночью Гриффин слышит подозрительный шум и находит в стене секретную конурку с кучей клоунов (которые активно строчат комменты на каком-то голубом сайте. Шутка. Фьють ха!). На этом месте любой среднестатистический мужчина 30-45 лет бы уже помер от концентрации творящейся жути, но мальчик не растерялся и позвал папу. На пару с сыном отец ловит шумевшую в каморке белку и микроинсульт.

Одна из ярких особенностей оригинала состоит в том, что взрослые не уходят в отрицание от вида паранормального, а принимают его как нечто таинственное и удивительное

Той же ночью, Мэдисон косплеит Сергея Юрьевича Белякова и разговаривает с телевизором. Только в этот раз ящик отвечает. Эту сцену, конечно, видит бедолага Гриффин. В заключение девочка таинственно сообщает, что некие "они" "здесь". Короче, интрига и мистика, ух.

На следующий день полтергейст начинает активно проказничать. Ломает смартфон у старшей Кендры, гнёт ложки, катает мячик и строит башню из комиксов. Примечательно, в отличии от оригинала, активность он проявляет только перед детьми. Родители остаются в стороне до следующей стадии эскалации конфликта.

Вечером отец с матерью уходят в гости, и дети остаются в собственном распоряжении. А полтергейст начинать шалить в полную силу. Первой достается старшей Кендре, её телефон начинает глючить и ловить посторонний сигнал. В поисках сигнала девушка набредает в гараже на пузырящуюся лужу повидла и проваливается в нее с ногами, сладкоежка.

Гриффина, тем временем доканывают клоуны (не в комментариях, а в реале. Фьють ха №2). Он еле отбивается, бежит в комнату Мэдисон, но у той проблемы с урчащим шкафом. Мальчик трусит и бежит за старшей сестрой. По пути его хватает Ива и силком тащит на штурм Изенгарда. Тут подоспевают родители, вызволяют Гриффина, но Мэдисон уже не спасти - она зашла в шкафный портал, но остается на связи через телевизор.

Пожалуй, одна из лучших напряженных сцен фильма

Родителям не остается ничего кроме, как обратится к паранормальщикам. Начинается активная фаза фильма, когда отношения между людьми отходят на задний план, а на передний выдвигается развлекалово.

В доме разворачивается база исследования. Полтергейст проявляется всё чаще. Достается одному из исследователей, что пытается установить аппаратуру в шкафу - полтергейст-сосед пробивает стенку и делает парню обидную крапивку.

Дальше по сюжету следует самой тупой скример в фильме, связанный с жуткой девочкой в шкафу, но он дает папе повод разбить стенку к соседу. А соседа-то и нет, за пределами шкафа открывается портал с выходом в потолке на первом этаже дома. Если кинуть ключи в шкаф, они приземлятся в гостиной. Очень, на самом деле, удобно. Изъян лишь в том, что на выходе они будут уделаны в эктосоплях.

Приходит черед появиться новому герою. С самого начала фильма старшую Кендру показывали фанаткой мистического шоу про изгнание духов с ведущим по имени Карриган Бёрк (привет Питер Винсент). И вот этого ведущего приглашают расследовать ситуацию с полтергейстом.

Больше всего в ремейке изменился медиум<br />
Больше всего в ремейке изменился медиум

Карриган поясняет семье, что Мэдисон особенная девочка, поэтому-то она и любит поговорить с телевизором.

Затем Бёрк организует спасение девочки из призрачного измерения. Для этого область за порталом сначала исследуют дроном, затем ведущий собирается сигануть в темноту, но Гриффин, чувствуя вину за оставленную ранее Мэдисон, идет вызволять её лично.

И действительно вызволяет. Семья не пытается заночевать в "очищенном" доме, как было в оригинале, а сразу делает ноги. Но всё не так просто. Очистка дома прошла некачественно, и полтергейст предпринимает вторую попытку завладеть Мэдисон. В итоге происходит большой бадабум и голубой луч в небо, Карриган жертвенно заходит в портал, чтобы набить полтергейсту призрачную рожу самолично, а семья спасается и уезжает.

Группу перенесли без особых изменений<br />
Группу перенесли без особых изменений

Сравнение сюжетов.

- персонажи

Первое заметное отличие ремейка от оригинала - это то, что новая семья не живёт счастливо в своем доме, дожидаясь появления полтергейста. Здесь она сама "идет к горе" и обыгрывает потертый ход: "переезд в дом с привидениями". Но с этим избитым ходом появляется объяснение - почему паранормальная активность началась именно сейчас. Если в оригинале всё произошло потому что у полтергейста прозвонил призрачный будильник у кровати, и он зашевелился после неизвестно скольких лет сна, в ремейке дан ответ - у девочки есть способности, и они спровоцировали призраков вылезти из междумирья.

Семья сохранила численное количество за исключением золотистого ретривера. Но характеры у членов семье в деталях различаются. Если в оригинале Стив был среднестатистическим папой - добрым и заботливым, то отец в исполнении Сэма Рокуэлла слегка мертв внутри. Но старается казаться жизнерадостным ради семьи. Налицо пример веселого висельника - человека с мрачным депрессивным юмором. И Рокуэлл прекрасно справляется с этой ролью. Внешне он всегда бодрится, но сквозь мрачную веселость просвечивает маска отчаяния с мыслью: "Я безработный с тремя детьми и женой. Я в дерьме". Дело в том, что Эрика недавно уволили и именно из-за этого семье пришлось переехать в захолустье.

Истеричная ярость отца во всём великолепии

Сын Робби в оригинале являлся эдаким вестником грядущего кошмара. Его основная цель была предчувствовать, что скоро что-то произойдет. Робби был показан достаточно нервным мальчиком, ему, в итоге, достается от дерева и от клоуна, а в момент исчезновения сестры он находится буквально на грани психоза. В отличии от Робби, чью роль никак нельзя назвать основной, Гриффин почти главный герой. Если в оригинале ключевые позиции занимают родители, в ремейке первые полчаса главная роль крепко сидит на Гриффине. Он первым чувствует неладное с домом, он участвует в большинстве сцен, он первый подвергается прямой атаке полтергейста. Гриффин трусоват, но выглядит смышленым парнем, которому, к сожалению, не хватает жизненных лет для авторитетности.

Младшие девочки остались без особых изменений. В оригинале на роль Кэрол Энн намеренно взяли белокурого ангелоподобного ребенка, и девочка была, скорее, просто милой и обаятельной, чем хорошей актрисой. У Мэдисон из ремейка меньше ангельского обаяния, но она более способная в актерском плане.

Роль старшей сестры в ремейке слегка расширили. Она чаще появляется, её нарративно связали с местным экзорцистом (она фанатка его телешоу). Кендра сохраняет боевой дух до финала, в отличии от нахальной и бойкой Даны в начале фильма, но в конце находящейся буквально на стадии помешательства. Еще можно было бы добавить, что рыженькая Кендра просто секси-шмекси, но на момент съемок ей было лет 15-16, поэтому договоримся, что она только шмекси.

Дана и Кендра<br />
Дана и Кендра

Так как крупную часть нарративного хронометража забрал на себя Гриффин, мама Эми из ремейка значительно проигрывает Дайен. Но тут уже было сложно перебить старый образ матери и весь спектр эмоций, что она показала. Достаточно вспомнить ее разговор с Кэрол Энн о невидимых людях в кухне или обращение к дочке во время "спиритического сеанса". Нельзя сказать, что Эми плохо справилась, нет. Она тоже милая мама, но слегка уступает Дайен.

Исследователи в полном составе перенеслись в ремейк с сохранением типажей и рас. Серьезные изменения постигли главного медиума. В оригинале им была маленькая женщина. Но на самом деле, кто сыграл медиума в первом фильме неважно. Создатели поставили на фактурную фигуру, которая будет работать сама по себе и создавать любопытный образ. На месте маленькой женщины мог быть индейский шаман, худой слепой старик или иллюзионист из Лас-Вегаса. Актриса справилась хорошо, но важно было её восприятие на экране, а не игра. В ремейке медиума сыграл Джаред "Легасов" Харрис и, хотя, актеру не хватает авторитета работать как клевое камео, а его внешности не достаёт оригинальности (камон, дурацкая шляпа не в счет), но, зато, его попытались прокачать за счет личностных качеств и предыстории. Карриган Бёрк изранен в прошлых битвах с призраками, имел отношения с женщиной из группы исследователей и имеет коронную фразу из своего телешоу. По отдельности это не впечатляет, но вместе работает достаточно недурно.

- атмосфера

Вот уж чего нельзя отнять у оригинала так духа старых фильмов. Приснопамятная ламповость, тепло и уют на каждом кадре - такое нельзя скопировать или повторить. Старое кино получают очки кармы еще на стадии картинки. А тут еще и Спилберг в продюсерах. Дополнительный бонус к безмятежной душевности кадра. Здесь это здорово контрастирует с жанром ужасов.
В ремейке, в целом, типичная темноватая картинка ужастиков нулевых-десятых. Её не за что ругать или хвалить. Может, когда-нибудь она тоже обзаведется ностальгическим флёром, но пока она такая какая есть.

- спецэффекты

Главной неоспоримой ценностью оригинала являются его практические спецэффекты. Они самобытные и удивительные. Вкупе с ламповой картинкой возникает потрясающий эффект почти сказочного кино. Кладовка засасывающая предметы из комнаты, привидения спускаются по лестнице, проход в другое измерение - всё это выглядит обалденно и только ради одних спецэффектов стоит посмотреть этот фильм.

Ремейк же спецэффектами похвастаться не может. Даже на стадии бюджета в 35 миллионов понятно, что прорыв не планировался. Есть несколько приятных сцен, но все CG-моменты с промежуточным миром выглядят отвратно в плане реализации. Их стоило вырезать на стадии монтажа или организовывать как съёмки на натуре с элементами CG. Основные проблемы здесь с арт-дирекшеном. Потрясающий лучащийся светом портал в шкафу из оригинала превратился просто в черную дыру.

Выводы

Перезапуск "Полтергейста" попал в ловушку ленивого ремейка. Студия решила не рисковать и не попыталась принесли в историю ничего нового. Это тот же фильм, но на 30 лет позже. Можно сказать, что дело в уважение перед оригиналом, но кому нужна точная копия культового фильма с поправками на современность? Фанаты уже знают и любят старую историю, а новая аудитория наелась похожими современными хоррорами досыта. Те новички, кто ждал от фильма страха вряд ли его получили. Пара неуместных скримеров и всё, а в остальном фильм такой же нестрашный как и оригинал.

Но, несмотря на вышеперечисленные недостатки, ремейк сумел сохранить нечто важное от прародителя и даже принести нечто хорошее от себя.

Так вышло, что оригинал и ремейк - это по-настоящему семейные фильмы. Не просто в значение "для семейного просмотра", но по сути искренне старающиеся передать магию семейной жизни, с её радостями, проблемами, любовью и невзгодами.

В ремейке половина магии создана актерами. Страшно представить, что было, если бы на главные роли попали другие люди. Особенно порадовали юные таланты. Гриффин прекрасен, не зря ему уделили столь крупный кусок истории в начале и финале.

 Надеюсь, фрагмент передаёт все эмоции. Невозможно естественный и милый разговор

Возможно, стоило сделать мальчика главным героем, с нынешней структурой фильма для этого пришлось всего лишь добавить пару-тройку сцен в середине. И это дало бы картине дополнительных очков новизны. И сделало бы настоящим детским фильмом, каким многие считают оригинал с его рейтингом PG. В ремейке уже PG-13, но это сделано не только для увеличения сборов. Студия изначально метила в семейное кино, что можно понять по кандидатуре режиссера Гила Кинана, что всю карьеру занимался детскими (иногда с элементами страшилок) картинами. Он снял мультфильм "Дом-монстр", "Город Эмбер". Похоже, отчасти, хорошей игрой детей мы обязаны именно ему.

Еще один тонкий прикольный момент, где Гриффин с жаром рассказывает о встречи с паранормальным, но отец, не слушая, дарит сыну дрон. Обратите внимание - Гриффин, совсем как обычный ребенок сбился при словах про камеру.

Фильм погубила его привязанность к старине и неспособность удивлять. А фанаты оригинала забили рейтинги на уровень с землей. Если представить мир без оригинала, где в 2015 вышел такой вот "Полтергейст", его бы приняли куда лучше. Но старый "Полтергейст" существует и прекрасно сохранился. А если выбирать, что смотреть, то, конечно, первым идет оригинал. А неплохой, но неизобретательный ремейк идет следом только опционально.

Заметки на полях

  • После просмотра "Полтергейста" 1982 года, полез на КП и увидел несколько серых фото. И впервые узнал, что актриса играющая старшую сестру умерла после первого фильма, а актриса исполнившая роль Кэрол Энн умерла после третьего.
  • Оказывается, "Инопланетян", "Полтергейст" и "Нечто" вышли с разницей в месяц - в мае-июне 1982 года. Три культовых классики за пару месяцев - довольно круто. Притом, что первые два фильма были от Спилберга, а третий провалился и лишился Оскара за лучшие визуальные эффекты из-за успеха "E.T."
  • Приятно было понять, на что отсылалось второе "Очень страшное кино" с пыхающим деревом, клоуном и с забавами с невидимкой. Как и в случае с "Криком" я впервые познакомился с пародией намного позже самого объекта пародирования.
  • Ну, и теперь стало ясно, откуда растут уши "Очень странных дел" с их Изнанкой, общением через огоньки и веревкой свисающей с потолка.
Дрыц-тыц телевизор и тьма призраков внутри. Смотрим "Полтергейст"
116116 показов
776776 открытий
11 комментариев

Увидел клоуна и сразу вспомнил: "Дядя Рей тоже знает веселую игру!"

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Кстати, неплохой сиквел, как по мне. Может и слабее оригинала, но сам по себе неплохой.

Ответить

А я вот еще не смотрел, не в курсе) Это медиум?

Ответить

круто, хороший материал!

Ответить

А мне ремейк даже больше понравился, чем оригинальный. Нормально вроде там все с графоном

Ответить