Что такое экспозиция в кино? / Как начать фильм?

Каждый человек знает, что главное – это уверенно начать. В кино эти законы тоже работают.

(видео было сделано в экспериментальном для меня формате, прошу оценить подпиской и комментарием)

(текстовая версия ролика ниже)

Экспозиция - часть произведения, которая рассказывает о действующих лицах и действиях. Проще говоря, это самое начало любого произведения, в котором мы должны понять, кто такой герой и в чем его проблема.

Вечный способ

Например, мы видим неуклюжую девушку, непопадающую под современные стандарты моды. Так происходит в фильме «Дьявол носит Прада», где в самом начале зритель может понять основной конфликт: девушка не подходит под заданные стандарты современности.

х/ф "Дьявол носит Прада", 2006 Реж. Дэвид Фрэнкел
х/ф "Дьявол носит Прада", 2006 Реж. Дэвид Фрэнкел

Как нам это показывают?

Ответ: с помощью простых монтажных приемов, известных каждому кинематографисту. Еще Сергей Эйзенштейн утверждал, что при монтаже кадры должны быть связаны друг с другом. Это джакстопозиция или простым языком эффект Кулешова, когда при соединении двух кадров получается третий смысл.

Так и здесь: создатели монтируют вступление так, чтобы показать разницу между миром моды и миром персонажа. Например, героиня пользуется обычной гигиенической помадой, тогда как другие красят губы яркой и дорогой; они едят диетическую пищу, она употребляет только фастфуд.

Мультфильмы - это тоже кино

Не стоит забывать и про эталонные, в сценарном плане, мультфильмы студии Pixar. К примеру, в начале м/ф "Тачки" разговор героя с самим собой раскрывает его характер: мы понимаем, что он - эгоцентричный карьерист, желающий только победы.

м/ф "Тачки", 2006 Реж. Джо Рэнфт, Джон Лассетер
м/ф "Тачки", 2006 Реж. Джо Рэнфт, Джон Лассетер

В этом мультфильме создатели идеально сохраняют нерушимое правило кинематографа: лучше показать, чем рассказать.

Идеальный во всем

Эталоном идеальной экспозиции, на мой взгляд, является фильм Майка Николса «Выпускник». Первая сцена фильма была написана так (далее вольный перевод финального драфта сценария):

«Кадр с вертолета, полет сквозь облака, они раздвигаются и вдалеке мы видим большой амфитеатр. Звука нет, только ветер. Приближаясь к амфитеатру, мы можем слышать обрывки слов и фраз, словно из громкоговорителя. Бен стоит перед микрофоном. Тысячи студентов сидят в этом зале. Бен говорит: "И сейчас мы должны спросить у самих себя самый важный вопрос – В чем была цель всей этой тяжелой работы, тех жертв, что принесли любящие нас люди?" – В время речи берутся крупные планы студентов, невозмутимо смотрящих на героя. Бен продолжает: "Цель, мои однокурсники, цель заключается…" -

Он останавливается, пытаясь вспомнить подходящее слово, ищет его в бумагах. Они разлетаются из-за порывов ветра. «Цель, друзья мои, цель…». Бен в панике, он смотрит в зал, однако тот оказывается пустым. Звук ветра перерастает в гудение двигателя самолета»

Бак Генри, Сценарист

Достаточно сильная и метафоричная сцена. Загвоздка здесь заключается в том, что ее нет в самом фильме. Ведь задача режиссера состоит в наполнении каждой секунды произведения какой-либо художественной ценностью. Поэтому в начале фильма герой просто сидит в самолете, причем смотрит он в другую сторону, в отличие ото всех пассажиров. Так Майк Николс подчеркивает отрешенность героя.

Затем мы видим, как Бен не едет, а словно плывет на эскалаторе на фоне пустой белой стены. Мы сразу же понимаем, что герой одинок, и настолько отрезан от этого мира, что даже его чемодан перемещается отдельно, он не понимает и не знает чем заняться. Все это подкрепляется саундтреком "Sound of Silence", усиливая эффект от каждой сцены.

х/ф "Выпускник", 1967 Реж. Майк Николс
х/ф "Выпускник", 1967 Реж. Майк Николс

Фильм «Выпускник» - это яркий пример идеальной экспозиции, когда за менее чем несколько минут, без слов, нам рассказывают о положении героя, его характере и о предстоящем конфликте.

Мы существуем в том обществе, где первое впечатление играет важнейшую роль. Экспозиция является первой ступенькой к вовлечению зрителя и одним из основополагающих структурных элементов сценария. И возможно чуть ли не самым главным.

1717
4 комментария

Класс! У кого ты скопировал этот текст у Анура или ностальгирующего критика?

1
Ответить

Ни у кого, если честно)

Ответить

Лучшая для меня экспозиция в фильме "Назад в будущее". Моя личная претензия к видео : монологи и диалоги лучше ставить в рус. озвучке. Вы же не её красоты ставите во главу угла ?

Ответить

Конечно, я просто беру из файлов, которые пересматриваю, смотрю в оригинале, поэтому решил не париться с закачкой лишних гб

Ответить