Хоббит — не детское кино
Вопреки расхожему мнению трилогия Хоббит получилась у Джексона гораздо менее детской, чем Властелин Колец. И поэтому — глубже.
Если в картине о приключениях Фродо как правило зло чётко отделено от добра, враг обозначен и задача понятна — сбросить кольцо в Ородруин и дело с концом, то в Хоббите всё немного сложнее.
Начать с того, что теперь это история не про Бильбо, а про Торина, и главное зло не снаружи, а внутри героя. Чем масштабней, амбициознее личность лидера, тем сложнее ему не стать рабом своих амбиций.
Победить Дракона нельзя, можно только прекратить его кормить — перестать собирать бесчисленные богатства, на которые как мухи на мёд слетаются алчность, подозрительность и, как итог, безумие и одиночество. В картине точно обозначен путь каждого вождя: качества, благодаря которым он стал лидером, в конечном итоге превращают его в чудовище. Если он не находит в себе сил прислушаться к близким.
Менее детскими стали и сражения. И дело тут не в особой жестокости с которой Леголас убивает орков и троллей (пожалуй единственная претензия с режиссеру — это то, что третьей части тролли спокойно разгуливают при свете дневного дня), а само происхождение вражды.
Во Властелине колец все добрые существа сражаются против злых, в Хоббите — это прежде всего противостояние добра и добра, которые не смогли найти общий язык. Торин отказывает в помощи людям Озерного Королевства, которые с одной стороны приютили его, а с другой вынудили пообещать часть родовых богатств в обмен на "теплые одеяла и еду". Эльфы ненавидят гномов и с презрением относятся не только ко всем остальным существам, созданным Эру, но даже к сородичам, которые ниже их по происхождению.
Дмитрий Быков, рассказывая о фанатах Толкиена делит их на три части "все было так", "все было именно так и никак иначе", и "профессор неправ, все было совсем не так». В этом отношении Джексон, безусловно относится к последней, самой преданной группе его фанатов, домысливая и развивая историю. Алую Книгу писал хоббит и он мог о многом умолчать. В первую очередь о некоторых собственных подвигах и сражениях.
Если абстрагироваться от наивного детского слога Хоббита, то события, происходящие в Туда и Обратно, не уступают, а иногда даже превосходят по масштабности те, которые описаны во Властелине Колец. Чего стоит одна Битва Пяти Воинств, когда в едином сражении сошлись эльфийское, гномье, и людское войско, а, также, орки, варги, орлы и оборотень Беорн, который один стоил целого войска.
В фильме много авторских находок, горные козлы, оседланные гномами, виртуозно скачут по отвесным склонам, показан знаменитый гномий хирд, начинаешь видеть разницу между одиночным мастерским фехтованием эльфов и слаженной, артельной работой гномов в бою.
Снимать сагу чрезвычайно тяжело, ты изначально являешься заложником жанра, где уже точно определены каноны и зритель не поймет отхода от стереотипов. Тем больше заслуга автора картины, снявшего на мой взгляд две самых интересных сцены фильма — безумие Торина в сокровищнице, и противостояние Галадриель и Саурона. Именно благодаря им (а может по их вине) фильм получился совсем не детским.
После просмотра трилогии я пришел к выводу, что всю авантюру с возвращением Торина на трон, последующим выступлением против него эльфов и гномов в его поддержку — организовал и срежиссировал Гендальф, который понимал, что другим способом ему не собрать в одном месте столь разношерстное войско, способное дать отпор такому страшному врагу.
Ну и отдельное уважение заслуживает неповторимый саундтрек, благодаря которому в каждой серии трилогии есть по одному хиту.
Оценка фильма: 9/10