Калина красная

Иначе сказать нельзя, это фильм о русской душе и главной ее трагедии. Красивый и простой с редким для отечественного кино гуманизмом, вошедший в десятку любимых фильмов Фассбиндера и при этом ставший культовым в русской деревне.

Калина красная

Не путайте калину с клюквой

Перед тем, как рассказать о содержании фильма, в наши дни – спустя почти 50 лет после его выхода – кажется необходимым разъяснить его стилистику. На протяжении всего фильма главный герой Егор Проскудин почти не снимает свою красную рубаху и не упускает шанса обнять березку. Слово душа произносится 10 раз и является центральным в разговорах персонажей. А сами они постоянно томно смотрят и вздыхают о своей нелегкой судьбе. Этот фильм с откровенно китчевой стилистикой, которая так любима нашему народу.

Калина красная

Но фильм также наполнен самоиронией. Это читается с первой же сцены: зэки под советским лозунгом о втором шансе и на фоне плаката о дружбе народов поют "Письмо к матери". Спустя 30 лет после распада СССР и раскрытием архивов о ГУЛАГе это выглядит особенно абсурдно. И Шукшин это понимает, преподнося это выступление с долей юмора.

Калина красная

Первую сцену можно было подать пропагандистки с присущей серьезностью, можно было бы и высмеять. Но далее автор делает простой, а поэтому и смелый ход, задавая тон всему фильму. Шукшин в первую очередь сочувствует людям и с камерой обходит лицо каждого зэка, пытаясь разглядеть в них людей среди лицемерной системы. И ярко-красная рубаха главного героя уже выглядит не просто как клише, а индивидуалистским противопоставлением истертому советскому флагу.

Калина красная

Не стоит путать похожие с виду, но разные на вкус ягоды. Советские клюквенные штампы кислые, а калина Шукшина горькая. На этой двойственности и построен весь фильм. Cтиль, который мы видим на экране, сильно контрастирует с внутренним содержанием. А в промежутке между пафосом и иронией на момент рождается искренность. И хотя мы понимаем, что обнимать березы смешно и заштамповано, все равно смотрим на это с теплыми чувствами. Так, писатель Шукшин создал очень киногеничный фильм, в котором кадры и лица противостоят словам и лозунгам.

Человека нужно полюбить

Теперь давайте немного разберем сюжет, который, как и должно быть в кино, не самое главное, а лишь основание фильма. Вор-рецидивист Егор Проскудин выходит из тюрьмы и решает отойти от дел, сообщив об этом своим сообщниками. Егор играет роль такого бэд-боя а ля рус, поэтому легко и нагло отправляется жить к знакомой по переписке Любе в деревню.

Калина красная

Весь фильм Егор терзается муками вины. Он понимает, что прожил жизнь не так как хотел, уйдя от самого себя. Он в красном, она в белом, поздняя любовь. В её глазах он видит ту жизнь, которую потерял, если такая вообще у него была. Егор решает остаться в деревне, пытаясь выправить свою судьбу, Люба же с трудом, но любит его. В конце за все приходится платить. И в этом несложном сюжете зашифрована, возможно, главная трагедия нашего менталитета: мы понимаем, что живем неправильно, мы стараемся это изменить, но не можем, а прошлое в очередной раз нас настигает.

Калина красная

Стоит отметить роль глаз в фильме Шукшина, в них он сосредоточен. В течение всего фильма вы услышите много рассуждений о душе и правде, лозунгов и крылатых фраз, ушедших в народ, что присуще советскому кино, особенно комедиям. Но в "Калине", среди многочисленных крупных планов, эти афоризмы выглядят лишне, если не лживо, ведь в глазах читается совершенно другое. В этом фильме уже видна потеря коммуникации среди людей. Диалог распался на монологи. И только молчаливый обмен взглядами между Любой и Егором их соединяет. Но ведь невидимая связь без слов самая сильная как между людьми так и между кадрами.

Калина красная

Стиль Шукшина также раскрывает важная деталь – обращение к зрителю. Егор часто оборачивается в камеру, это один из самых грубых и эффективных приемов в кино. Но Шукшин его использует так точно, будто тупым топором делает тонкую резьбу. Простыми и базовыми приемами он реализует всю силу кино, сказать то, что слова не могут. Во взгляде Егора мы видим, то, что не получилось выразить персонажам – утешение. И режиссер с главными героями и мы понимаем, что Егор обречен. Но все достойны прощения, а за человека нужно бороться до конца.

Наш телеграм-канал: https://t.me/zerkaltce

88 показов
1.3K1.3K открытий
22 комментария

Чем моложе блогер, тем хуже жилось при СССР.

И ярко-красная рубаха главного героя уже выглядит не просто как клише, а индивидуалистским противопоставлением истертому советскому флагу.

Вы это сами придумали? Красная рубаха тогда просто была по моде - праздничная одежда. Она создает образ бездельника и понтореза. В деревнях по будням носили простую одежду, а герой Шукшина круглые сутки рассекал в красном. Если память не изменяет к концу фильма он меняет стиль, становится ближе к людям.

Спустя 30 лет после распада СССР и раскрытием архивов о ГУЛАГе это выглядит особенно абсурдно. И Шукшин это понимает, преподнося это выступление с долей юмора.

Фразу перечитайте.

Шукшин в первую очередь сочувствует людям и с камерой обходит лицо каждого зэка, пытаясь разглядеть в них людей среди лицемерной системы.

Возможно, но додумывать за автора тоже грубый прием. Что он там пытается, среди какой системы.

Так, писатель Шукшин создал очень киногеничный фильм, в котором кадры и лица противостоят словам и лозунгам.

Вот не помню такого. Там про лозунги пара эпизодов, кино про другое. По-моему вы старательно натягиваете сову на глобус.

Ответить

По поводу красной рубахи согласен, но это лишь передача восприятия, а не утверждение того, что закладывал Шукшин.
Про сочувствие я считаю, что это отлично видно в фильме и сам Шукшин говорил об этом в интервью.
Про слова и лозунги, эта фраза стоит в контексте. Да, про лозунги немного, но что людям тяжело общаться внутри фильма тоже отлично видно.

Ответить

Искреннее спасибо за конструктивную критику!
Кстати, я не считаю, что в СССР плохо жилось.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да лучше б люди так жили(с надрывами,берёзками и покаянием),чем как щас:друг другу волками,с мыслью как бы кого наебать и ,,уйти под корягу"...но это мечта,конечно,несбыточная-все летим в пропасть(особенно Россия моя любимая)

Ответить

Возможно, может быть и сам фильм об этом. Ведь в отличие от Достоевского Шукшин действительно наказывает своего персонажа.

Ответить

не, уместноЗначение знаешь?

Ответить