Уезжай, на дороге тебя ждёт маньяк. Обсуждаем триллер "Попутчик"

Стоит ли подбирать незнакомцев на дороге, как сбить вертолёт из пистолета и многое другое мы сегодня узнаем в сравнении сюжетов "Попутчика" 1986 и его одноименного ремейка 2007 года. Рутгер Хауэр, дорожная романтика, Шон Бин, тачки, маньяки, взрывы, Майкл Бэй, The Doors.

Оглавление

Создание

Фильм "Попутчик" был снят в 1986 года режиссером Робертом Хармоном ("Готти", восемь фильмов со старым Томом Селликом из серии "Стоун" вы их не видели, не беспокойтесь) по сценарию Эрика Реда. Положа руку на сердце, на сегодняшний день, двумя обычными ноунеймами. Главной ролью и изюминкой стал Рутгер Хауэр, который и принёс фильму известность и культовый статус в определенных кругах.

Эрик Ред как первоначальный автор идеи придумал сюжет фильма вдохновившись песней The Doors "Riders on the Storm", которая содержала следующий куплет:

There's a killer on the road
(На дороге убийца)

His brain is squirmin' like a toad

Take a long holiday

Let your children play

If you give this man a ride
(Если вы подвезете этого человека)

Sweet family will die
(милая семья умрёт)

Killer on the road, yeah

А будь Эрик Ред из России он бы вдохновлялся "Мумий Троллем" и песней "Утекай".

Изначально фильм планировался куда более жестоким и кровавым, чем получился в итоге. Благодаря этому нет причин полагать, что сценарист писал сложную психологическую историю. Это был суровый прямолинейный слешер на дороге. Но по ходу подготовок к съемкам гуро постепенно вымарали из сюжета, оставим только намеки за кадром и самое безобидное. Тем самым, сыграв на руку дальнейшей судьбе картины. "Хэллоуин" сложно посчитать тонкой историей с психологическими аллюзиями, но менее кровавый "Попутчик" позволяет погадать над глубиной содержания.

Уезжай, на дороге тебя ждёт маньяк. Обсуждаем триллер "Попутчик"

Ремейком занимались не менее неизвестные люди. Режиссер - Дэйв Мейерс, который кроме данного фильма занимался исключительно съемками музыкальных клипов. Звездную роль маньяка в этот раз занял Шон Бин.

За производство взялась Platinum Dunes - продюсерская компания Майкла Бэя, что на заре своего зарождения активно клепала ремейки известных ужастиков, таких как "Пятница 13-е", "Кошмар на улице Вязов". Сейчас она исправилась и под её контролем мир увидел "Судную ночь", "Тихое место" и "Черные паруса". Но вначале они серьезно экономили на актерах, приглашая звезд только на главные роли, а для режиссуры назначая клипмейкеров.

Пересказ оригинального фильма.

Основные спойлеры скрыты.

История стартует с пустынной техасской дороги, по которой едет Джим Холси - молодой парнишка лет 20. Он занимается перегонкой кадиллака из Чикаго в Калифорнию.

Ночь темна, дорога безмолвна и пуста, так что Джима тянет в сон. Чтобы не скучать и прогнать дремоту, Джим, увидев на дороге голосующего человека, решает его подвезти.

Попутчик представляется как Джон Райдер, выглядит подозрительно, ведёт себя странно, в итоге достаёт нож и спросит Джима произнести фразу: "Я хочу умереть". Парень в ужасе, но собирается с духом и выталкивает маньяка из машины на ходу, а сам спешно уезжает.

Выражение лица оригинального Джима Холси будет примерно таким весь фильм<br />
Выражение лица оригинального Джима Холси будет примерно таким весь фильм

И вот Джим уже при свете дня довольный как слон едет дальше. Но не тут-то было. В какой-то момент его обгоняет машина с счастливым семейством: отцом, матерью, детьми, а также Джоном Райдером, весело машущим с заднего сиденья. Джим паникует, гудит в клаксон, орёт родителям, что они везут психа. Но те реагируют на него как на того же психа и преспокойно едут дальше. А парень слетает в кювет и отстает. Здесь большие вопросы к родителям, которые подобрали грязного потного подозрительного Рутгера Хауэра посреди пустынной дороги и посадили рядом с детьми.

Джим на взводе мчится дальше и видит машину семейства на обочине. Как и ожидалось, они все мертвы.Та самая милая семья из песни The Doors.

Он едет дальше, находит автомастерскую, но она оказывается заброшена. Телефон, естественно, не работает и позвонить в полицию Джим не может. Внезапно, как демон из тени, появляется Райдер, отдаёт парню ключи от его кадиллака и тихо уходит. Джим мчится за ним, но того подбирает проезжающий мимо пикап, и Райдер уносится прочь. Самое забавное, на крики Холси водитель пикапа никак не реагирует. Ему норм, у него уже есть пассажир.

Через некоторое время Хауэр атакует Джима на новоприобретённом пикапе и мимоходом взрывает бензозаправку, таким образом из истории выбывает кадиллак.

У Дженнифер Джейсон Ли (справа) всё еще приличная карьера в кино.
У Дженнифер Джейсон Ли (справа) всё еще приличная карьера в кино.

Но на освободившееся место приходит новый герой, точнее, героиня - официантка Нэш. Джим в своём побеге набредает на придорожную кафешку и вызывает оттуда копов. Нэш с участием относится к горемыке и даже угощает его завтраком - бургером с отрезанным пальцем. Джим, найдя в тарелке палец, выбегает как оглашенный из кафешки, где у входа его немедленно вяжет полиция. Он им орет что-то про убийцу в кафе, полиция невербально даёт ему понять, что им как-то похер. Они находят у него в куртке окровавленный нож (гений подставы Райдер подкинул его парню в мастерской) и забирают Джима в участок. Да, парня, что вызвал копов, забрали эти же самые вызванные копы. История с пальцем вообще туманна. Во-первых, про него все сразу же забыли. Он, вроде, не приснился и не почудился парню. Он не принадлежал Нэш - она целая и невредимая вышла попрощаться с Джимом. Его не забрали копы. Остаётся думать, он так и остался лежать в кафешке. Одинокий и не никому не нужный.

Подлая атака с тыла

Доблестная полиция привозит Джима в участок, допрашивает но, к счастью, довольно быстро понимает, что парнишка невиновен. Поэтому копы просто сажают его за решетку, а сами массово умирают от рук Райдера. Холси после крепкого сна выбирается из внезапно открытой камеры и принимается бродить по залитому кровью участку. Между делом он обзаводится револьвером, а когда приезжает новая партия копов, сбегает.

Сбегает, чтобы через пять минут на очередной заправке взять двух копов в заложники. Но снова появляется Райдер и аки терминатор убивает стражей порядка.

Джим движется дальше, пока не останавливается передохнуть в закусочной. Снова как чёртик из табакерки появляется маньяк. Парнишка наставляет на него ствол, но тот не боится, потому что знает - револьвер-то незаряжен. Райдер, титан планирования, предусмотрел абсолютно всё. Поговорив с парнем, он уходит. А Джим садится на автобус.

В котором, вот так удача, едет с работы официантка Нэш. Благодаря природному обаяния, огромному револьверу или чёрт знает чему, Джим в мгновение ока завоёвывает доверие девушки, и она становится на его сторону. Это приходится как раз кстати, когда копы останавливают автобус и пытаются пристрелить Джима без суда и следствия. Нэш, используя револьвер Холси, отгоняет полицейских и затем двое малолетних правонарушителей угоняют патрульную машину.

За ними тут же устремляется погоня, стреляющая на поражение. В Техасе миндальничать не любят. Две машины угонщики нейтрализуют самостоятельно, но затем появляется босс-вертолёт. И следом Райдер на пикапе. В играх против вертолётов обычно используется базука, но это не игра, поэтому Хауэр сбивает вертушку из пистолета. Ага. Райдер на ходу стреляет в вертолёт из пистолета и тот падает и взрывается.

Босс-вертолёт против босса-Хауэра с босс-револьвером. Счет: 0:1

Джим и Нэш не особо переживая, что своими действиями уполовинили полицию целого Техаса, бредут дальше.

Финальный акт спрятан, на всякий случай, под спойлер

Ночь они встречают уже в отеле. Но пока Джим моется в душе, Райдер похищает Нэш и привязывает к грузовику. Когда Джим их находит, оказывается, что к месту действия прибыла оставшаяся половина полиции штата. Дальше идут какие-то машинные технические детали, которые я не совсем уразумляю. Шериф говорит Джиму, что они не могут убить Райдера сидящего в кабине, потому что тогда он отпустит сцепление, грузовик поедет и разорвёт Нэш. Поэтому Джим должен сесть к Райдеру и на месте решить как действовать. В кабине Рутгер предлагает Джиму убить себя (в смысле Хауэра) и даёт пистолет. Дальше всё выставляется так, словно Джим не хочет убивать человека, по той причине, что он не убийца. Но как же тогда сцепление? Если копы не могут убить маньяка, боясь, что он отпустит сцепление, как это Джим может убить его, оставив Нэш в целом состоянии? Непонятно. Но заканчивается всё плохо для Нэш. А маньяка ловят.
Заканчивается фильм тем, что Райдер сбегает от полиции, но слетевший с катушек Джим таки убивает его.

Уезжай, на дороге тебя ждёт маньяк. Обсуждаем триллер "Попутчик"

Сравнение сюжетов.

- Персонажи

Центральным ядром обоих фильмов является роль маньяка. Именно имя актера сыгравшего дорожного убийцу упоминают в первую очередь. "Смотрел фильм, где Рутгер Хауэр сыграл попутчика-убийцу?" "О, это же тот фильм, где Шон Бин дорожного маньяка сыграл!". Тут что-то сильно расписывать сложно. Оба они мастера своего дела и сыграли в полную силу насколько позволил типаж. Маньяк Шона Бина способен ради цели быть обаятельным, обладает хитрость и мимикрирует под добропорядочного гражданина, нося фейковое обручальное кольцо. Маньяк Хауэра полнейший психопат, странный от начала до конца. О чём он думает, чем руководствуется - всё это скрыто от зрителей, что открывает массу возможностей для предположений. Хотя у актера достаточно мало экранного времени, благодаря природной харизме он въедается в сознание зрителя.

Уезжай, на дороге тебя ждёт маньяк. Обсуждаем триллер "Попутчик"

Роль протагонистов в ремейке разделили сразу два персонажа. Джим и Грейс. Следовательно, официантка Нэш, появляющаяся в оригинале в середине фильма, уже не нужна. Местный Джим Холси с первых минут фильма находится в компании, он общается, шутит, флиртует, из-за этого легче проникнуться им и его девушкой. Больше нет Джима с безумными глазами в одиночестве бегающего по пустыне. Теперь он бегает вместе с Грейс, что кардинально меняет сюжетную динамику. Также исчезла и дуэль между двумя мужчинами (в которой многие находили гомо-аллюзии). Зато появились намеки на сексуальную охоту на Грейс со стороны Райдера.

Значительного расширению подверглась и роль полицейского Эстриджа. Во-первых, его почему-то понизили со звания капитана до лейтенанта.Во-вторых, ему прокачали сообразительность и он теперь не считает, что двадцатилетний студент способен устроить кровавую баню на шоссе и положить целый полицейский участок. Эстридж сходу догадался об участии третьей личности и старается помочь Джиму с Грейс, но Райдер не дремлет и постоянно крутится где-то поблизости. В третьих, ему добавили экранного времени.

Шляпа на месте. Канон соблюдён. Ремейк удался.<br />
Шляпа на месте. Канон соблюдён. Ремейк удался.

Сравнение сюжетов

В ремейке сперва даётся некоторое время для знакомства с главными героями, что создаёт более крепкую эмоциональную связь между ними и зрителем.

Встреча с Райдером происходит иначе. В оригинале Джим подобрал его по доброте душевной, здесь же пара проехала мимо. Что может служить одним из предположений для мотива Райдера - его не подобрали - в ответ он мстит.

Момент с семейством взявшего в машину странного незнакомца приобрел более веские основания. В ремейке семья оказывается верующими христианами - с надписью про Иисуса на машине, с детскими религиозными книжками на сиденье и отцом читающим молитвы. Именно такие люди, не взирая на внешность, действительно могут помочь даже не самому репрезентабельному, на вид, попутчику. К тому же, Райдер в этой версии способен прикидываться приветливым и милым.

Уезжай, на дороге тебя ждёт маньяк. Обсуждаем триллер "Попутчик"

Дальнейшие события с семьей тоже вносят стройности в некоторые события оригинала. В первом фильме Джима в кафе сходу хватают вызванные им же копы (при обыске находят нож, но сперва стреляют, а не спрашивают). В ремейке всё несколько хитрее. Пара находит машину семьи и оказывается, что отец еще жив. Они везут его на той же, залитой кровью машине, к ближайшему кафе с телефоном. И когда их арестовывают прибывшие по звонку копы, это можно понять - пара перемазана в крови, они приехали в машине полной мертвых тел, ведь отец тоже не дотянул и умер.

Ремейк начинается с бодрой песни и роскошных видов. Сказалась основная деятельность режиссера

В оригинале Джим случайно просыпается в своей и камере, замечает, что дверь открыта и идет исследовать участок, в котором на тот момент уже все копы мертвы. Он находит револьвер (без патронов, оставленный специально Райдером). А когда приезжают другие полицейские, Джим сбегает. В ремейке частично решены спорные моменты внезапного удачного пробуждения, подброшенного револьвера без патронов и противоречивого побега от полиции (напоминаю, что оригинальный Джим сделав ноги, а уже через пять минут взял на заправке двух копов в заложники). В ремейке герои не спят, поэтому нет мистики с пробуждением, револьвер изначально с патронами, а сбежали они от Райдера находящего в участке (последнее есть лишь в вырезанных материалах, так что может и не засчитываться).

Нельзя не отметить, что градус безумия со сбитым из пистолета вертолётом был снижен. Вертолет остался в сценарии. И Райдер в него снова стреляет. Но он убивает только одного пилота, а сама вертушка в этот раз не падает.

Оригинальный Джим очень легко вытолкнул Райдера из машины. В ремейке это выглядит правдоподобнее, когда для этого понадобились упорные усилия двух человек.

После такой унизительной взбучки не грех и отомстить

И отличия по мелочи. Меньше таинственных демонических появлений попутчика и последствий его хитроумных планов. Нет автомастерской, нет подброшенного ножа, нет взорванной бензозаправки, нет пальца Шрёдингера, нет внезапной эмпатичной официантки, нет злых копов, что без суда и следствия хотят застрелить Джима на глазах у целого автобуса. Райдер теперь более приземленный персонаж, не обладающий даром появляться и исчезать когда ему вздумается. Скорее всего, что в оригинале эти появления были продиктованы жанром и ранними предшественниками типа "Хэллоуина", но для сравнительно реалистичного фильма они вдребезги ломали реалистичность происходящего.

Из-за этих появлений и исчезновений появилось масса фанатских теорий. Например, что Райдер - это дьявол искушающий Джима. Или что Райдера не существует и всех убивает Джим. По ходу просмотра действительно возникает куча мыслей насчет природы маньяка, настолько нечеловеческими и сверхъестественными кажутся его способности. Но в самом сюжете нет намёков на мистическую основу убийцы. Создатели и не помышляли о таком повороте. Но на самом деле, это бы закрыло массу дыр в сюжете и сделало повествование более разумным в рамках жанра.

Уезжай, на дороге тебя ждёт маньяк. Обсуждаем триллер "Попутчик"

Выводы

Оригинальный "Попутчик" - это кино целиком обязанное славой харизме Рутгера Хауэра. Без него у фильма остаётся не так уж много достоинств. Остальные актеры играют по мере сил, но они целиком функциональные и легко заменяемы. Си Томас Хауэлл по возможностям изображает парня на грани срыва, но иногда не вытягивает. Дженнифер Джейсон Ли просто очередная симпатичная девушка протагониста.

В сиквеле тоже сложно хвалить актерские работы. Захари Найтон и София Буш несомненно стараются и даже, благодаря динамике влюбленной пары, к ним сильнее прикипаешь, но как от актеров от них многое не требуется, потому многого они и не выдают. Шон Бин у публики восторга не вызвал. Он всё еще звезда и всеми любим, но культа личности в рамках фильма, в отличии от Хауэра, не получил.

Постановка адекватная. Режиссеров ярлыком клипмейера обычно осуждающе клеймят, но здесь свет и кадр поставлены приятно, а музыка подобрана бодрая. Пожалуй, Дэйв Мейерс с работой справился.

Подытоживаем. Ремейк, обладая максимально похожим на оригинал сюжетом, сумел исправить многие сценарные несостыковки и, тем самым, заработать очков в свою пользу. Но если несостыковки в оригинале не мозолили глаз, то фильм выглядит как очередной ленивый ремейк. С сохранившейся сюжетной канвой и минимумом изменений.

Перезапуск сработает лишь на тех, кто не боготворит Рутгера Хауэра или готов пустить в своё сердце Шона Бина, чтобы посмотреть еще один неплохой дорожный триллер.

Уезжай, на дороге тебя ждёт маньяк. Обсуждаем триллер "Попутчик"
109109
25 комментариев

Шикарно :))) И статья тоже

11

Есть еще куча теорий, что попутчик Хауэра плод воображения паренька и всю дичь творит только он самолично

7

У оригинала есть прямой сиквел, где мистика заключается в том, что повзрослевший Джим снова умудрился нарваться на попутчика-маньяка

1

По поводу двойной личности у меня такое ощущение было до середины фильма, и удивился, что конец был другим.

фильм как канон триллера. Его должен посмотреть каждый житель Земли, достигнув определенного возраста

6

Оригинал понравился преимущественно за счет Хауэра, а в остальном, как ни странно, ремейк зашел куда больше. Ещё понравилась измененная (в сравнении с оригиналом) концовка и постановка финального выстрела.

В принципе, подобная же история была у меня с "У холмов есть глаза", где версия от Александра Ажи зашла даже больше, нежели оригинал самого Крэйвена.

4