15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Что посмотреть, если хочется саспенса, а фильмы Дэвида Финчера уже надоели.

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Что такое триллер? Каждый любитель острых ощущений задавался таким вопросом, силясь понять принципиальное отличие триллера от детектива или хоррора. Правда в том, что суть триллера лежит где-то посередине — заимствуя приёмы из смежных жанров, триллер никогда не зависит от точного следования канонам хоррора или детектива. Единственная цель этого загадочного жанра — держать зрителя в напряжении. И под рукой у него целый арсенал средств, начиная от саспенса и сюжетных поворотов, заканчивая перестрелками и мощными взрывами.

Настоящий триллер не имеет срока давности: несмотря на то, что большинство фильмов этого списка были сняты в прошлом веке, это совсем не значит, что они недостойны внимания современного любителя кино. Если вы всегда хотели попробовать погрузиться в кинематограф былых времен, но не знали как — вот он, ваш шанс!

«М убийца» (M), 1931

Где посмотреть: МегаФон ТВ

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Неизвестный маньяк-педофил рыскает по улицам Берлина, вселяя ужас в сердца жителей германской столицы. Полиция бессильна остановить опасного убийцу — талантливый живодер попросту не оставляет никаких зацепок.

Однако стражи порядка не сидят сложа руки: постоянные облавы, проверки на дорогах и аресты всех подозрительных людей вынудили лидеров преступного сообщества Берлина пойти на беспрецедентный шаг — они должны поймать маньяка сами.

Фриц Ланг снял один из самых смелых фильмов раннего звукового кинематографа, не побоявшись заглянуть в самые потаённые глубины психики детоубийцы. Это смелое решение заложило основу для развития интереса обычного зрителя к спорной, но неизменно популярной теме серийных убийц в кино.

Немецкий режиссер не просто создал остросюжетный фильм, но открыл множество новых кинематографических приёмов, в том числе закадровый голос и музыкальный лейтмотив. Гениальный характерный актер Питер Лорре, сыгравший главную роль, оставил заметный след в истории и Голливудского кино, снявшись в культовых фильмах «Касабланка» и «Мальтийский сокол».

«Третий Человек» (The Third Man), 1949

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Добро пожаловать в изуродованную войной Вену, город, где каждый способен нажить неплохой капитал, если не боится запачкать свои руки кровью. Давний друг нашего героя — автора бульварных романов и начинающего детектива Холли Мартинса — промышлял в столице рэкетом и торговлей контрафактными лекарствами, во что добросердечный романист категорически отказывается верить.

Пытаясь обелить имя своего недавно почившего приятеля Гарри Лайма, Холли окажется под перекрёстным огнем полицейских и преступников. И только один человек может ему помочь — сам загадочный мистер Лайм.

Этот эталонный нуар привлекает своей изумительной технической составляющей: мастерски снятые ночные планы, работа с освещением и натурные съемки на улицах полуразрушенной Вены. Но и актерские работы не отстают. Особенно впечатляет великий и ужасный Орсон Уэллс, чей Гарри Лайм уже давно занимает верхние строчки в рейтинге лучших антигероев мирового кино.

«Дыра» (Le trou), 1960

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Пятеро французов пытаются сбежать из тюрьмы, пробив дыру прямо посреди тюремной камеры. Пусть синопсис картины Жака Беккера и звучит как неснятая комедия с Пьером Ришаром, этот фильм исключительно серьёзный.

За два с лишним часа, проведённых вместе с заключенными в их небольшой камере, зритель породнится с персонажами настолько, что каждый успешный взмах напильником будет вызывать у него настоящий восторг.

Камерность фильма совсем не вредит его насыщенности — большинство лент про побеги из тюрьмы заставляют грызть ногти от напряжения, но эта французская драма выкручивает уровень саспенса на максимум.

Сама сцена побега происходит в абсолютной тишине, ведь даже малейший звук может выдать планы героев. Их движения хореографически точны, но шансы на успех все равно кажутся призрачными. Многие современные режиссеры триллеров могут лишь позавидовать мастерству Беккера, способному сделать из банальной идеи один из самых напряженных фильмов в истории кино.

«Шоковый коридор» (Shock Corridor), 1963

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

В погоне за сенсацией известный журналист симулирует болезнь и отправляется в стены психиатрической лечебницы. Его цель проста — разгадать убийство одного из пациентов. Но как найти преступника, если все свидетели невменяемы? Да и набор подозреваемых не вызывает оптимизма: солдат вьетнамской войны, которому внушили, что он коммунист, темнокожий студент, верящий в превосходство белой расы, и известный учёный, чей интеллект деградировал до детского.

«Шоковый коридор» — это не просто детектив, но смелый триллер, не боящийся зайти на табуированную территорию ментального здоровья и жестокого обращения с душевнобольными.

При желании все места этого списка можно заполнить работами Сэмюэла Фуллера, одного из самых талантливых жанровых режиссёров прошлого века. Большинство современных триллеров так или иначе обязаны своей популярностью именно ему, настолько самобытными и опережающими своё время были его фильмы.

Однако именно «Шоковый коридор» станет идеальным первым знакомством с творчеством Фуллера — несмотря на свой солидный возраст, фильм до сих пор способен напугать и увлечь современного зрителя.

«Рождённый убивать» (Koroshi no rakuin), 1967

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Киллер №3 в Японии чувствует себя прекрасно — заказы поступают вовремя и хорошо оплачиваются. Неудивительно, что Ханада не пытается подняться выше, довольствуясь спокойствием своего рейтинга. Но достаточно одной встречи с таинственной незнакомкой, чтобы вся карьера талантливого убийцы оказалась под вопросом.

Один из пионеров японской новой волны Сэйдзюн Судзуки снял «Рождённого убивать» как эталонный криминальный фильм нового толка: стильный саундтрек, роскошная чёрно-белая съемка и смелый монтаж моментально закрепили за картиной звание идеального артхаусного триллера.

Да и помимо захватывающего сюжета фильму есть, что предложить. Судзуки, как и большинство его соотечественников, не стесняется пренебрегать реализмом в пользу чисто японской странности.

«Рождённый убивать» наполнен уникальными сценами, начиная с комически долгой перестрелки и заканчивая сексом в галлюциногенной квартире, украшенной трупами мертвых бабочек. Ценнейший фильм для понимания Японской послевоенной культуры.

«Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» (Bring Me the Head of Alfredo Garcia), 1974

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Мексиканский ловелас Гарсиа попадает в неприятную ситуацию — одна из подопечных влиятельного мексиканского гангстера забеременела от него, а он, испугавшись ответственности, бросил её. Конечно, глава картеля не смог вынести такого позора, назначив внушительную награду за голову неудачливого любовника.

Сомнительная честь выслеживать Гарсию выпадает ещё одному заядлому неудачнику — пианисту Бенни, рассчитывающему кардинально изменить свою жизнь после получения денег за грязную работу.

Режиссер Сэм Пекинпа снял, по сути, остросюжетное роуд-муви, в котором длинная поездка через мексиканское захолустье превращается в натуральный спуск в ад. Жестокости в фильме, как и полагается ленте «Нового Голливуда», очень много: тут тебе и попытки изнасилования, и избиение женщин, и кровавые перестрелки.

Но среди всей этой грязи виднеется лучик света: Бенни отправляется в опасную поездку, захватив с собой мексиканскую любовницу, и именно их отношения (взрослые, суровые и трогательные) позволят нашему депрессивному герою двигаться дальше.

«Сиятельные трупы» (Cadaveri eccellenti), 1975

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Неизвестный киллер открывает охоту на высокопоставленных судей, нанося удары по всей Италии. Расследовать загадочную серию убийств поручают невозмутимому инспектору Рогасу, которого играет Лино Вентура.

Ему предстоит выяснить, кто пытается обрушить судебную систему страны: мафия, коммунисты или одинокий безумец?

Франческо Рози не дает простых ответов в своём фильме, обличая как правительственных функционеров, так и вялую оппозицию. И среди всего этого политического хаоса тихо разгорается драма одного честного человека — судьба детектива Рогаса становится метафорой политического строя Италии, всё больше погружающегося в паранойю с каждым новым политическим скандалом.

Никто не снимает политические триллеры так, как итальянцы. Постоянные теракты, похищения крупных чиновников и промышленников, бесчинства мафии, многотысячные протесты и всепоглощающая коррупция отравляли жизнь страны десятилетиями, но оказали невероятно благотворное влияние на развитие национального кинематографа.

Параноидальные настроения гуляли во многих фильмах итальянских кинематографистов того времени, но именно Рози смог использовать их, чтобы произвести на свет настоящий шедевр — «Сиятельные трупы».

«Бритва» (Dressed to Kill), 1980

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

У преуспевающего психолога Эллиота есть всё: шикарная квартира в центре Нью-Йорка, успешная медицинская практика, уважение коллег и благодарность клиентов. Но идеальный мир рушится после того, как его бывшая пациентка Бобби, красотка с ненасытным желанием убивать, начинает преследовать других клиентов врача, используя острую бритву как орудие убийства.

Эллиот должен остановить опасную психопатку, в чём ему помогает одна из девушек, подозреваемых в жестоких убийствах.

«Бритва» — фильм, который начал моду на эротические триллеры. Легенда британского экрана Майкл Кейн отлично справляется с ролью обычного человека в непростой ситуации, но именно финал фильма заставляет зрителей отвесить поклон великому актеру.

Брайан Де Пальма снял этот фильм за три года до «Лица со шрамом», и сделана «Бритва» так же стильно, как и история Тони Монтаны.

«Страх» (Angst), 1983

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Едва выйдя из тюрьмы, психопат решает отпраздновать своё освобождение нестандартным способом. Вломившись в шикарный особняк на окраине Вены, маньяк жестоко расправляется с семьёй ничего не подозревающих буржуа.

Единственный фильм австрийца Геральда Каргля трудно посоветовать людям со слабым желудком, настолько кровавым и пугающим он получился. Мастерски балансируя на грани хоррора и триллера, режиссер препарирует призрачную безопасность верхушки европейского общества, спуская на них безумного убийцу, которого не заботит ни финансовое положение, ни политические связи своих жертв.

Вопреки скандальной теме «Страха», Каргль не побоялся снять свой фильм красиво: сложнейшая парящая камера, изящная работа со светом и аккуратно поставленные длинные планы заставляют некоторых зрителей обвинять режиссера в эстетизации насилия.

И подобные заявления не так уж далеки от правды — Каргль прекрасно соблюдает баланс между отвратительным и прекрасным, экспериментируя с архетипом маньяка, как никто другой в мировом кинематографе.

«Англичанин» (The Limey), 1999

Где посмотреть: Wink

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Суровый английский дедушка приезжает в Лос-Анджелес с одной целью — отомстить за смерть своей дочери. У него есть подходящий подозреваемый, и герой не остановится ни перед чем, чтобы заставить убийцу ответить за содеянное.

Именно с таким немного пафосным синопсисом Стивен Содерберг погружает зрителя в преступный мир калифорнийского мегаполиса, в котором только насилие правит бал. Англичанин, которого играет легенда европейского кинематографа Теренс Стэмп, — живое воплощение крутости. Британский уголовник ставит всех бандитов города на уши, орудуя лишь допотопным револьвером и верой в собственную правоту.

Содерберг деконструирует триллер, оставляя лишь скелет некогда сложного жанра. Сталкивая две культуры (английскую и американскую), режиссер иронично жонглирует характерными особенностями обоих миров.

Прожжённый английский гангстер вступает в схватку с голливудским миллионером, отсылая зрителя к конфликту британского и американского кинематографа середины прошлого века. Но даже отбросив все запрятанные автором смыслы, «Англичанин» остается напряженным триллером, цитировать который можно бесконечно.

«Страх „Икс“» (Fear X), 2002

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Жену охранника Гарри убивают прямо на парковке торгового центра, где он работает. Полиция так и не смогла найти убийц, сославшись на недостаток улик, но Гарри точно знает — на видеокассете, которую забрали детективы, момент убийства должен быть запечатлён. Осталось только её достать.

А пока герой Джона Туртурро следит за каждым посетителем торгового центра, пытаясь найти виновника смерти его жены. Обсессия охранника начинает сказываться на его работе, но Гарри не отступится, даже если весь мир будет считать его сумасшедшим.

Первый англоязычный фильм Николаса Виндинга Рефна смутил многих критиков чисто скандинавским подходом к триллеру: действие картины разворачивается медленно и тщательно, с каждой новой сценой погружая зрителя все глубже в паранойю.

Однако по прошествии двух десятилетий подобный подход к жанру ощущается, как глоток свежего воздуха. Рефн не боится жертвовать экшеном ради создания напряженной атмосферы, а что еще нужно настоящему фанату жанра?

«Тринадцать» (Tzameti), 2005

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Молодой грузинский эмигрант случайно открывает письмо, предназначенное не ему. Так обычный парень попадает в опасный мир французского подполья, где отчаявшиеся люди ставят свои жизни на кон в «русской рулетке».

Культовый фильм грузина Гелы Баблуани преодолел грань между артхаусом и триллером, дополнив сильную историю стильной чёрно-белой съёмкой. Первая сцена игры в «русскую рулетку» заставит даже самого стойкого зрителя потеть от напряжения: тринадцать мужчин с пистолетами в руках, ждущие приказа начать огонь — это ли не саспенс во плоти?

Фильм настолько понравился Голливудским продюсерам, что в производство спешно запустили американский ремейк ленты, позвав в режиссёрское кресло самого Баблуани.

Однако фильм вышел абсолютно неудачным, и не спас его даже серьезный актерский состав с Джейсоном Стэйтемом во главе. Оригинальный «Тринадцать» покорил критиков и зрителей своей реалистичной, почти Lo-Fi атмосферой, из-за чего вся экранная жестокость воспринималась ближе к сердцу.

«Противостояние в Спэрроу-Крик» (Standoff at Sparrow Creek), 2018

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Бывший полицейский запирает себя и своих новых коллег по гражданскому ополчению в заброшенной лесопилке. Он проводит серию жёстких допросов, пытаясь выяснить, кто из его соратников устроил стрельбу на полицейских похоронах.

Мрачный триллер от режиссера-дебютанта Генри Данхэма не стесняется показать зрителю обратную сторону американской мечты, где бывшие копы, арийские братья и ветераны войн сообща промышляют криминалом.

Большую часть фильма Данхэм полагается исключительно на своих актёров и сильный сценарий, чтобы создать напряжение.

Саспенс кроется в самих допросах, кулуарных разговорах, подозрительной пропаже оружия, а не во взрывах или погонях. Однако финал картины не разочарует и любителей более классического триллера с неожиданными поворотами в сюжете и пугающе реалистичными перестрелками.

«Закатать в асфальт» (Dragged Across Concrete), 2018

Где посмотреть: «Кинопоиск»

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

Двух продажных полицейских с позором выгоняют со службы после того, как видео жестокого задержания с ними в главных ролях утекает в сеть. Но грязный коп не был бы грязным копом, если бы не смог найти, чем зарабатывать после работы на благо закона — вот и наши герои решают не опускать руки, с головой окунаясь в преступный мир.

Актерский дуэт Мэла Гибсона и Винса Вона работает отлично: два известных, но растерявших былую популярность артиста, выжимают из своих персонажей все соки, полностью растворяясь в личинах аморальных мужчин среднего возраста.

Режиссер С. Крэйг Залер (подаривший миру замечательный хоррор-вестерн «Костяной томагавк») прекрасно понимает, что триллер не обязан полагаться на быстрые монтажные склейки и неожиданные повороты.

«Закатать в асфальт» — фильм очень размеренный, скорее даже медлительный. Но атмосфера в нём настолько густая, что даже четырехминутная сцена поедания сэндвича в автомобиле для слежки кажется эссенцией саспенса.

Жестокий реализм играет на пользу «Закатать в асфальт», выгодно выделяя картину на фоне сотен проходных экшен-триллеров.

«Чёрный, чёрный человек», 2019

Где посмотреть: «Кинопоиск»

15 хороших триллеров, которые вы вряд ли видели: первые маньяки в кино, психиатрические лечебницы и мрачный Мэл Гибсон

В казахстанском ауле произошло очередное жестокое убийство несовершеннолетнего мальчика, и обезумевшие от взяток местные полицейские уже нашли, на кого сбросить этот неприятный висяк.

Главный следователь Бекзат уже радуется очередному закрытому делу, когда в забытую богом деревушку приезжает популярная журналистка из большого города. Сможет ли крутой детектив раскрыть своё первое честное дело?

Казахстанский режиссер Адильхан Ержанов уже давно экспериментирует с рамками жанрового кинематографа, снимая то сказочные фантасмагории («Чума в ауле Каратас»), то оммажи героям французского кино 1970-х («Жёлтая кошка»), но именно «Чёрный, чёрный человек» можно назвать его безоговорочным шедевром.

Депрессивная атмосфера жизни в казахской степи умело оттеняется прекрасным чёрным юмором, а сцены пыток — хорошо поставленным реалистичным экшеном.

Данияр Алшинов, играющий непутёвого следователя, по праву заслуживает звание самого яркого казахстанского артиста, чья дикая харизма соседствует с безупречным чувством комического тайминга. А еще в фильме безумно красивый русский мат – никто не матерится так сочно, как казахские милиционеры.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

136136 показов
17K17K открытий
66 репостов
56 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Потому что дтф развивается при поддержке кинопоиска

Ответить

Сейчас бы советовать триллеры, в том числе классические, и забыть про Хичкока

Ответить

вряд ли вы видели

Хичкок...

вряд ли вы видели

ХИЧКОК

Ответить

Сейчас бы говорить, что фильмы Хичкока кто-то не видел (

Ответить

ЧЁРНЫЙ, ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК прям топ, Ержанов на мой взгляд один из самых интересных режиссёров современности

Ответить

М - классика. В те годы у немцев вышло несколько шикарнейших фильмов: Носферату, Метрополис,
Кабинет доктора Калигари. Каждый по-своему гениален, у каждого своя атмосфера, и смотреть их очень интересно. Жаль, что кино стандартизировалось, стало шаблонным. В те годы фильмы создавались на свой риск, люди шли неизведанными путями, искали новые решения. А не просчитывали бокс-оффис.

Ответить