Шалаш Дракона. Обзор приквела "Игры Престолов"

Шалаш Дракона. Обзор приквела "Игры Престолов"

Хочется заранее принести извинения тем, кому понравился данный сериал, но этот обзор не будет хвалебным. Более того, описывая данное произведение, придется всячески себя сдерживать и не скатываться в отборное сквернословие, хотя «Дом Дракона» всячески того заслуживает. Однако это неочевидно для огромного количества людей, которые на Кинопоиске ставят данному сериалу сплошные «восьмерки» и «девятки». Объяснить это я могу разве что природной склонностью людей к эскапизму в особо трудные времена. Аудитория ищет отдушину и находит ее там, где привыкла.

Канал HBO по праву считается одним из самых высокорейтинговых по качеству контента среди сериальных платформ. Именно здесь появились такие шедевры, как «Рим», «Клан Сопрано», первый сезон «Настоящего детектива», «Молодой Папа», «Подпольная империя» – список можно продолжать еще долго. Но самый народный хит канала – это, конечно же, «Игра Престолов», с 2011 по 2019 год в клочья рвавшая любые рейтинги. Под конец, правда, она малость скатилась и стала причиной обильного тепловыделения со стороны преданных поклонников по всему миру. Заметили ли это в высоких кабинетах? О, да, определенно заметили!

В одночасье ставшие звездами первой величины шоураннеры Дэвид Бениоф и Дэниел Бретт Уайсс до премьеры финала были нарасхват на годы вперед, и даже киностудии самого высокого уровня ждали, когда они освободятся. К примеру, дуэт уже подписали на новые фильмы по «Звездным войнам». Но грянул финал «Игры Престолов», и все вдруг поняли, что Бениоф и Уайсс вовсе не такие уж звезды и весь их успех базировался на качестве исходного материала. Когда книги Мартина закончились и пришлось придумывать уже самим, лучшие в мире шоураннеры превратились в обычных бракоделов. С тех пор про Бениофа и Уайсса говорят крайне мало, а о «Звездных войнах» с их участием большие диснеевские боссы предпочли забыть. Сейчас сладкая парочка снимает нишевое кино для Netflix.

Но франшиза остается крайне популярной и забрасывать такую интеллектуальную собственность руководство канало просто не имело права. Пока франшиза на подъеме, ее надо доить, к тому же у Дж. Мартина как раз в 2018 году вышла книга «Пламя и кровь» про историю династии Таргариенов. Именно эта книга и легла в основу нового сериала.

Роман стилизован под историческую хронику, из-за чего удовольствие от прочтения довольно специфическое. А вот в качестве первоосновы для масштабного сериала это очень даже хорошая вещь. Ведь за сухими датами и перечислением фактов всегда скрывается настоящая буря исторических событий, чьи вихри развеивают судьбы целых государств и великих династий. Вот так в перспективе выглядел новый сериал про Вестерос.

Увы, но великий сериал о великой династии так и остался где-то в перспективе. На деле получилось унылое недоразумение, показавшее, что поверхность, которую «Игра Престолов» пробила на 8-м сезоне, вовсе не была дном. Оказалось, Бениоф и Уайсс были еще вполне ничего. У «Игры Престолов» есть хотя бы четыре первых шедевральных сезона плюс вменяемые пятый, шестой и даже седьмой. Все это наследие позволяет «Игре престолов» сохранять набранную высоту, несмотря на всю тяжесть провального финала. А вот «Дом дракона» под руководством новых шоураннеров Мигеля Сапочника и Райана Кондала скорее напоминает буровую установку, которая прямой наводкой, с первого же сезона вгрызается в самые глубокие недра, разбрызгивая вокруг грязь.

На самом деле в новом сериале не все ужасно, похвалить его есть за что. Например, за отличные декорации, красивые костюмы и реквизит, а некоторые сцены с участием драконов и вовсе исполнены безупречно с художественной точки зрения. При всех расовых квотах в «Доме Дракона» подобрался неплохой актерский состав. К примеру, часто звучали недовольные голоса в адрес Милли Олкок (исполнительницы роли молодой Рейниры), дескать, слишком страшненькая, но на деле ее необычная внешность эстетически подходит духу данной вселенной. Все чернокожие актеры тоже смотрятся весьма убедительно, и не они виноваты, что за их персонажами неинтересно следить. По правде говоря, в этом сериале вообще нет персонажей, за которыми интересно следить. Это и есть основная проблема в «Доме Дракона». Основная, но не единственная, о чем сейчас и поговорим.

Кое в чем "Дом Дракона" все-таки лучше "Игры Престолов", например в визуальной составляющей. Вот так и должен выглядеть королевский рыцарский турнир, а не так, как это было при Роберте Баратеоне
Кое в чем "Дом Дракона" все-таки лучше "Игры Престолов", например в визуальной составляющей. Вот так и должен выглядеть королевский рыцарский турнир, а не так, как это было при Роберте Баратеоне

Если вам сериал понравился, и вы все же дочитали до этого момента, то не спешите ругаться на автора за то, что он не разделяет вашего мнения. А лучше задайте себе вопрос – если бы не было никакой «Игры Престолов», а вышел бы только такой вот «Дом Дракона», вам бы он понравился? Сильно сомневаюсь. Сила франшизы всегда выражается в преданности ее ценителей, которые, получив определенные эмоции, будут искать их и дальше. Вот почему так легко объяснить феномен популярности «Дома Дракона», ставшим самым рейтинговым сериалом на HBO после «Игры Престолов». Люди просто хотят того же, и пока эмоции сильны, они будут прощать низкое качество любого приквела или сиквела, как угодно его оправдывая. Любовь к «Дому Дракона» можно объяснить лишь мощнейшей зрительской инерцией, которая до сих пор заставляет возбужденно вздыхать при одном лишь упоминании о Таргариенах, Ланнистерах, Баратеонах или Старках. Боссы HBO это понимают, и пользуются этим, в кратчайшие сроки запустив новый сериал, да еще и не один. Например, в работе уже находится сериал про Джона Сноу. Так или иначе, но всем нам стоит оценивать любой предлагаемый продукт критически, чтобы различать, когда к зрителю относятся с уважением, а когда кормят известно чем с лопаты. «Дом Дракона» – это как раз второй случай, но на волне зрительского интереса (или, как это принято говорить, «на хайпе») очень легко перепутать.

Еще одно визуальное отличие от "Игры Престолов" в лучшую сторону - более каноническая репрезентация Железного Трона относительно книжных первоисточников
Еще одно визуальное отличие от "Игры Престолов" в лучшую сторону - более каноническая репрезентация Железного Трона относительно книжных первоисточников

Упомянув все, что касается плюсов данного сериала, стоит напомнить еще вот о чем – все эти достоинства, по сути, проистекают из щедрого бюджета, который позволяет и нанять толковых актеров, и пошить красивые костюмы, и нарисовать брутальных драконов, а также нанять гримеров, каскадеров, постановщиков и весь остальной персонал, без которого сериал подобного масштаба просто невозможно сейчас себе представить. Так стоит ли всерьез рассматривать подобные достоинства, если они должны быть по умолчанию? Думаю, нет, не стоит. Техническим исполнением сейчас никого не удивить даже в сериалах, которые в этом вопросе уже давно ликвидировали отставание от большого кино.

А вот что должно выделять истинного наследника «Игры Престолов», так это сценарий. Это такая штука в виде текста на бумаге, где подробно расписаны взаимодействия персонажей и их диалоги между собой, именно он обосновывает все происходящие события и выстраивает их в некую логическую последовательность, чтобы продемонстрировать зрителю в максимально увлекательном для него ключе. Именно сценарий определяет, что и как должно увлечь зрителя данном конкретном произведении. И именно сценарий должен объяснять драматургическую ценность демонстрируемой на экране последовательности образов. А хотите знать, что в «Доме Дракона» отвечает за драматургию? Музыка. Не сценарий.

Так вот мы подошли к еще одному достоинству сериала. За музыкальное сопровождение в «Доме Дракона» отвечает тот же самый человек, что и в «материнском» сериале. Рамин Джавади исполняет здесь, что называется, на все деньги - атмосфера всегда гнетущая и беспросветная, буквально всей душой проживаешь грядущий раскол в Доме, эхо которого отзовется в будущем бесславным падением целой династии. Между нотами как будто можно даже услышать завывание ветра в безмолвной крипте, где покоится былая слава всех Великих Домов. Обреченность висит над всеми членами династии Таргариенов, и с каждым днем этот роковой меч истории неумолимо опускается все ниже. И когда он опустится через сто семьдесят лет, величие Дома Таргариенов обратится в прах со взмахом боевого молота Роберта Баратеона и гибелью принца Рейегара. Вся эта величественная и трагичная картина возникает, если закрыть глаза и просто слушать музыку из сериала. Но если глаза открыть, то мы увидим максимально прямолинейные попытки имитировать драму и многозначительность. Создается впечатление, что композитору показали одни раскадровки, а сняли сериал по другим, и в результате смотрится и слышится сериал абсолютно по-разному. Очень часто в кадре совершенно ничего не происходит, а в это время музыка всеми силами изображает трагизм и серьезность. Отсюда можно сделать шутливый вывод – смотреть «Дом Дракона» лучше всего с закрытыми глазами.

Хороший актер Мэтт Смит играет Деймона Таргариена, брата короля. По замыслу этот персонаж должен внушать уважение и трепет. Однако внушает исключительно актерская игра, а вот сам персонаж такой же картонный, как и все остальные 
Хороший актер Мэтт Смит играет Деймона Таргариена, брата короля. По замыслу этот персонаж должен внушать уважение и трепет. Однако внушает исключительно актерская игра, а вот сам персонаж такой же картонный, как и все остальные 

К слову, о событийности. В новом сериале она крайне низкая. По ощущениям, на одну серию приходится не больше одного значимого события. Это чертовски скучно. Повествование не выходит за пределы одной семьи, нам не покажут здесь быт прочих Великих Домов Вестероса, приходится наблюдать за одними и теми же персонажами все десять серий. И это не плохо, если делать героев живыми и не растягивать искусственно хронометраж долгими мизансценами и скучными диалогами. При этом события первого сезона затрагивают временной промежуток в 20 лет и все равно некоторые сюжетные линии сценаристы умудряются выбрасывать. Когда очередная серия совершает временной прыжок вперед, немалый пласт событий просто остается за кадром и зрителя ставят перед фактом, дескать, раньше было так, а стало вот так. И это притом, что сюжетная динамика в «Доме Дракона» и без того находится на уровне точки замерзания этилового спирта.

А теперь вспомните, сколько сюжетных линий было в первом сезоне «Игры Престолов», насколько насыщеннее они были притом, что вместили в себя они максимум год. Здесь же, если сравниваться, за двадцать лет не происходит ничего. Это говорит о том, что нельзя забывать про наполнение сюжета по горизонтали. Построив сюжетный скелет, авторы забыли нарастить на него мясо. Ну, раз уж мы начали сравнивать новинку с классикой, надо обсудить и вопрос сериальной «наследственности». От многих вещей, характерных для «Игры Престолов» решили отказаться и делали это явно сознательно. К примеру, полностью исчезла нагота и откровенные постельные сцены. Но в «Доме Дракона» решили сохранить другой аспект, а заодно расширить его. Речь о натурализме. Если сиськи и жопы в Весторосе больше не в моде, то вот роды прямо-таки очень популярны. Подобных сцен здесь несколько и все они предельно жесткие, по всей видимости, чтобы донести до зрителя мысль о нелегкой судьбе женщин в условиях фентезийного средневековья. По правде говоря, сложно представить себе хоть одного человека, которому в средние века жилось бы комфортно, но здесь нам постоянно напоминают, что принадлежность к династии – это тоже поле боя, где смерть идет бок о бок с жизнью, особенно если ты женщина. Демонстрация этих «битв» действительно впечатляет, причем делает это на уровне чуть ли не медицинских учебных фильмов, просто так получилось, что они сняты в фентезийном антураже. Это сильные сцены, но в «Доме Дракона» их как-то многовато (навскидку получается вспомнить четыре штуки). У этого, конечно, есть разумное обоснование, поскольку в любой дворянской династии рождение ребенка – это прежде всего важное политическое событие, но одной подробной сцены должно быть вполне достаточно, чтобы показать, насколько это тяжелое и опасное мероприятие, особенно в тех условиях.

Вот, собственно, и литературная основа для описываемого сериала. Книга, которую мы не просили. Все ведь ждут "Ветра зимы", но Мартину, похоже, нет до этого никакого дела
Вот, собственно, и литературная основа для описываемого сериала. Книга, которую мы не просили. Все ведь ждут "Ветра зимы", но Мартину, похоже, нет до этого никакого дела

Но вернемся к сравнению. Нужно отметить, что в плане обнаженки «Игра Престолов» полностью следовала духу литературного первоисточника. Мартин крайне подробно описывал любые половые акты между персонажами, так что откровенные сцены были полностью обоснованы в контексте экранизации. А вот никаких натуралистических родовых подробностей в книге «Пламя и Кровь» не наблюдается, да и не может, поскольку это стилизация под летопись. Значит, со стороны сценаристов это самодеятельность. Для чего? Тут все очевидно, это то самое сюжетное «мясо», которое отвечает за выполнение сразу двух задач: наполнение мира сериала деталями и соответствие принципам феминизма, которому обязаны следовать сейчас все произведения, завязанные на западную культуру. Вообще самодеятельность здесь была неизбежна, ведь все события в книге поданы лишь общими мазками, значит, сценаристы должны были наполнить сериал мелкими деталями так, чтобы это было интересно смотреть. К сожалению, у них не получилось.

Почему в обзоре столько внимания уделено родам? Да потому что за их пределами вспомнить о сериале больше и нечего. Других деталей в "Доме Дракона" катастрофически мало. Все остальные события постоянно проваливаются в логические дыры либо растворяются на фоне общей серости происходящего. Во всем первом сезоне нет не то, что ни одной шутки – нет ни одной попытки пошутить. Суммарной харизмы всех героев сериала не хватило бы и на половиночку одного маленького Тириона Ланнистера. Хороших батальных сцен тоже нет (их, впрочем, и в "Игре Престолов" не было - тут преемственность полная). Перечисление сценарных косяков – это вообще тема для отдельной статьи со спойлерами, здесь их приводить не имеет смысла, так как ими забита буквально каждая серия под завязку.

Ну, и самое главное, пожалуй, что стоит сказать по итогу – все показанное в первом сезоне можно было спокойно уместить в пять серий или меньше, но шоураннеры решили растягивать максимально. Их тоже можно понять, ведь конкуренция большая и не каждый день появляется возможность поработать над проектом такого уровня. Растягивая таким образом сериал, они обеспечат себя работой и безбедным существованием на несколько лет дольше. А что до качества этой самой работы… Вы оценки видели? Народу и так нравится.

1111
17 комментариев

"Во всем первом сезоне нет не то, что ни одной шутки – нет ни одной попытки пошутить."

пиздец

5
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

На деле получилось унылое недоразумение, показавшее, что поверхность, которую «Игра Престолов» пробила на 8-м сезоне, вовсе не была дном. Оказалось, Бениоф и Уайсс были еще вполне ничего.На этом моменте стало понятно что автор обзора даже не пытается в объективность, а сериал не столько причина его раздражения, сколько рандомная груша для битья. Дальше не читал.
PS
Минутка диванного психоанализа
Объяснить это я могу разве что природной склонностью людей к эскапизму в особо трудные времена.Вот это называется проекция. Автор видимо хотел эскапизма в стиле первых сезонов ИП, но не получилось. Решил побить грушу в своем тексте, а причина в "тяжелых временах". Необъективныей обзор базирующийся на эмоциях, вызванных чем-то другимм, а не предметом обзора - плохой обзор, просто гиперсубъективный и бессмысленный. По нему остается только субъект и изучать..

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

этот обзор не будет хвалебнымНе обозрел, а обосрал, получается.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить