"День когда Земля остановилась". Оригинал против ремейка

Сравниваем чёрно-белую классику с ремейком 2008 года. Киану Ривз, инопланетяне, Дженнифер Коннели, летающие тарелки, христианские отсылки, Скотт Дерриксон.

Содержание

Создание

Фильм "День когда Земля остановилась" был снят в 1951 году Робертом Уайзом, автором таких картин как "Вестсайдская история" и "Призрак дома на холме". Сейчас это имя вряд ли вспомнит широкая публика, но по культовости работ он не уступает условному современному Спилбергу или Нолану. Три его фильма в последнее время обзавелись ремейками. Три картины было внесено в Национальный реестр фильмов в Библиотеке Конгресса США.

Главные роли в фильме исполнили Майкл Ренни в роли пришельца Клаату и Патриша Нил ("Завтрак у Тиффани").

В 2008 году на экраны вышел одноименный ремейк за авторством Скотта Дерриксона ("Синистер", "Черный телефон"). В главных ролях: Киану Ривз, Дженнифер Коннели ("Реквием по мечте"), Джейден Смит ("Карате-пацан") и много других известных актеров.

Скотт Дерриксон изначально заявлял о себе как о большом фанате оригинала и мечтал снять ремейк еще с молодости.

"День когда Земля остановилась". Оригинал против ремейка

Пересказ сюжета

История начинается с Хелен Бенсон, сыгранной Дженнифер Коннели, официально самой красивой женщиной планеты согласно самым авторитетным источникам. Хелен астробиолог, у неё есть пасынок Джейкоб от умершего мужа-военного. Однажды к Хелен заявляются люди в черном и добровольно-принудительно увозят с собой.

Дело заключается вот в чем - к Земле на огромной скорости приближается неизвестный объект, поэтому правительство срочно организует сбор лучших умов мира для обмозгования проблемки. Нюанс в том, что объект врежется в Землю уже через час, поэтому группа ученых, посовещавшись, не придумывает ничего лучшего, чем зажмуриться и ждать.

Но катастрофа не происходит. Зато в центральном парке Нью-Йорка, одного из самых популярных мест для туризма инопланетной жизни, спускается летательный аппарат в форме светящего шара. Ученые-носы моченые уже тут как тут. И армия также мигом прибывает на место.

И из окруженного толпами людей шара выходит ОН. Потрясающий. Невероятный. Тед Константинович Мнемоник. Он же - Киану Кивз или здесь - Клаату. Приветствие от Земли к инопланетной жизни не заставляет себя долго ждать. Метким выстрелом Киану кладут на обе лопатки. Что приводит к появлению второго гостя - гигантского робота по имени Горт, который запустил режим убийства человеков. Но Клаату останавливает робота кодовой фразой: "Klaatu barada nikto".

"Так вы утверждаете, что вас зовут не мистер Андерсон?"<br />
"Так вы утверждаете, что вас зовут не мистер Андерсон?"

Дальше гостя везут в госпиталь, штопают, лечат и вот его совсем здоровенького собираются переправлять на секретную базу, чтобы мстить за все годы анального зондирования. Но Хелен не может допустить такого непочтительного отношения к Киану. И даёт тому шанс на побег. Причины её симпатии к неизвестному пришельцу способен объяснить только barada nikto. Ну, или это сработала химия симпатяги Ривза.

Кстати говоря, Клаату просит об аудиенции с лидерами Земли, но ему говорят, что это невозможно. Сначала зондирование, потом аудиенция (но это не точно).

Пришелец сбегает, но через непродолжительное время ему плохеет, и он вынужден связаться с Хелен. Выясняется, что у неё, каким-то образом, оказалась инопланетная чудо-мазь, которая мгновенно излечивает раны. Клаату исцеляет пулевое ранение одним мазком и просит отвезти его в кое-какое место.

Сперва обед, потом спасение человечества

Они едут втроем, Киану, Хелен и маленький Джейден Смит. Во время поездки выясняется, что малыш Джейден жуткий ксенофоб. Он заявляет что-то типа: "Мой папка в день Независимости кальмаров за тентакли таскал, а с этим пришельцем он бы в два счета разобрался. Ненавижу инопланетян! Смерть неземлянам!" Киану слушает и мотает на ус.

Они прибывают в глухое место в лесу, где Киану касается особого шара и запускает процесс спасения фауны Земли, а-ля операция "Ноев ковчег". По всей планете десятки шаров захватывают земную живность и устремляются в космос.

Хелен узнает о деятельности Киану и требует объяснений. Тот выкладывает стандартную, по нашим временам, телегу про умирающую планету, людей паразитов и что пора человечеству на покой, чтобы тюлени и прочие милые пушистики могли продолжали жить спокойно, не утопая по уши в нефтяных пятнах. Хелен не согласна и считает, что люди еще могут исправиться.

Чтобы переубедить пришельца уничтожать мир, Хелен предлагает отправиться к профессору Барнхардту - местному ученому-гению. Тот объясняет непутевому инопланетному разума, что цивилизации стоящие на краю гибели, иногда меняются ради выживания.

"День когда Земля остановилась". Оригинал против ремейка

Дальше к домику профессора прилетают правительственные вертолеты и зачем-то похищают Хелен. Прямо так берут и утаскивают одну Хелен, будто только ради неё и летели. Оказалось, что мелкий паршивец Джейден позвонил куда нужно и рассказал о пришельце. Конечно позже, когда из леса показался Киану, вертолеты попытались его взорвать, но вместе с Джейденом. Но вообще весь эпизод был снят так, словно главной целью было похищение Коннели.

Киану остается наедине с мальчишкой и даже умудряется разок спасти его от гибели, чем вызывает, наконец, легкую приязнь того к себе.

Тем временем правительство в бункере ставит опыты над роботом Гортом. В итоге, робот рассыпается на миллионы наномашин, вырывается на волю и начинает ЖРАТ. Жрет он всё - людей, металл, бетон. В общем, очищает планету до голой почвы. Армия, ракеты, танки бессильны. Поэтому правительство просит у Хелен о помощи в переговорах с Киану.

Наномашины лишили водителей работы

Следующий абзац спойлерит концовку ремейка

Киану же находится в пути с Джейденом. Сердце младшего Смита потихоньку оттаивает и сменяет гнев на милость, тем самым доказывая пришельцу, что люди способны меняться. Из маленького засранца Джейден становится почти сносным парнем. Киану начинает верить в людей и решает остановить рой нанороботов. Но он не может отключить их дистанционно, для этого, почему-то, обязательно нужно коснуться главного шара в Центральном Парке. Киану жертвует собой пройдя сквозь рой, а по всей Земле отключается электричество. Конец. Киану снова спас человечество.

Посыл фильмов

Основная идея оригинала была продиктована актуальнейшими на тот момент событиями мировой истории. Пятидесятые, совсем недавно прогремела крупнейшая война, за ней последовала холодная война, изучение ядерного ядра, изобретение атомного оружия. Именно опасениями перед ядерной угрозой и вдохновились создатели "Дня когда Земля остановилась".

К человечеству прибывает посланник коалиции разумных рас, чтобы встретиться с мировыми лидерами. При встрече он необдуманно пытается подарить людям удивительное изобретение будущего - массажер для головы "Мурашка", но Америка 50-х к этому готова. В него стреляют и раненого отвозят в закрытый госпиталь, где он просит об аудиенции перед мировыми лидерами. Ему отказывают, но в конце фильма он выступает перед группой земных ученых и раскрывает карты.

Массажёр "Мурашка" с удобным креплением для черепа<br />
Массажёр "Мурашка" с удобным креплением для черепа

Дальше идёт спойлер концовки оригинала

Оказывается, что жители других планет создали расу разумных роботов и наделили их исключительными полномочиями. Роботы исполняют роль галактической полиции и в случае враждебности со стороны любой из планет, безжалостно расправляются с агрессором. А Земля как-то раз достигла уровня создания ядерного оружия и стала представлять потенциальную угрозу для других разумных видов галактики. Поэтому землянам выдвигается ультиматум: присоединиться к мирной жизни без оружия и войн под контролем расы роботов-хранителей, либо в будущем ждать Горта с ремнём после очередного вооруженного конфликта.

В этой фантазии на тему инопланетного разума, что приходит и выдвигает, кажется, невозможные условия, авторы фильма выдают тайную мечту любого человека - что в сложной ситуации всегда можно понадеяться на помощь более сильного и умного авторитета. Высшего разума. Железной, но справедливой руки. Абстрактного взрослого, который придёт и покажет как надо, разберёт бардак, спасёт невиновных и накажет злодеев. Когда люди уже не в силах сами разгрести кучу, что сами наворотили, остается надежда только на неведомого Мастера, который знает, что делать.

- Посыл ремейка
События ремейка происходят уже в новейшее время и страх перед ядерной угрозой уже не стоит так остро (wink-wink). Поэтому основной повесткой фильма становится экологическая проблема. Такая актуальная, но такая приевшаяся за годы повторения одного и того же. Мало какая современная кинофантастика обходится без тезиса про людей-паразитов уничтожающий планету.

Если пользоваться аналогией из предыдущей картины про железную, но спасительную руку Мастера, здесь авторы хлещут себя по спине прутом и каются, что человечество виновно, но всё же достойно последнего шанса. "Только на краю гибели человек решится исправиться", - говорят создатели фильма.

"День когда Земля остановилась". Оригинал против ремейка

Персонажи

(Пришелец Клаату)
Основной герой обеих картин, инопланетянин Клаату существенно отличается в двух своих версиях. В оригинале по виду он обычный земной человек, ничем существенно не отличающийся от любого другого обывателя с улицы. Внешне он сдержан, но при подходящем поводе может и улыбнуться. Он внимательно следит за миром, изучает каждую деталь. Из-за высокого роста он вынужден смотреть на людей сверху вниз, но нисколько не выказывает своего превосходства, несмотря на то, что он действительно опережает большинство людей по многим параметрам. По словам актера, это была его главная роль в жизни.

Нельзя не отметить аллегории с Христом. Клаату берёт фамилию Карпентер (с английского "плотник"), он превосходит людей в плане морали, обыватели его тоже не понимают, а власти пытаются убить.

"День когда Земля остановилась". Оригинал против ремейка

Что же Клаату Киану Ривза? Он холоден, безучастен и практичен. Минимум эмоций, действует как робот (недаром у меня в воспоминаниях он был андроидом). Его не смущает причинять людям боль, а иногда и убивать. Конечно он не жаждет людских смертей, а просто считает, что это сопутствующий ущерб. Один раз он даже исцеляет человека, только что им же покалеченного, но делает это, скорее, для того, чтобы зритель не считал его полнейшим психопатом.
У него тоже есть несколько параллелей с Христом, но, вообще, ему ближе образ ветхозаветного бога-судьи, который наказывает человечество за грехи. Рой наноботов, подобен тучам саранчи, опустошающих Египет во время казней. Уничтожение всего на поверхности планеты - потоп. Спасение животных в летучих сферах - это ковчег.

Участие в картине Киану Ривза вызывает двоякие чувства. С одной стороны, для скупого на эмоции Киану это проект мечты - минимум работы лицевыми мышцами, нужно просто продолжать быть харизматичным собой. С другой стороны, Киану в фильме выглядит каким-то отстраненным и уставшим. Несмотря на все мемы про вечную молодость актера здесь он выглядит на удивление несвежим, хотя ему всего 44 года (сравните Киану на постере и в фильме. На постере ему не дашь больше 35). И насчет природного обаяния тоже всё сложно. Киану приходится играть почти что робота, поэтому ему даже естественную харизму проявлять попросту негде. Поэтому он лишь проговаривает текст с ровным лицом и всё.

"День когда Земля остановилась". Оригинал против ремейка

Семья
О Бобби и его матери из оригинала сложно сказать что-то существенное. Хелен и Бобби - это идеализированные образы женщины и ребенка с американских плакатов 50-х. Хелен - степенная, чуткая и добрая. Бобби - мальчик с звонким голосом, послушный и сообразительный. Подобные ребята обязательно мечтают стать летчиками или космонавтами. Правда, в реальной жизни такие дети почти не встречаются.

Стоит отметить забавную деталь, что при встрече с Гортом с Хелен слетела вся степенность и она разыграла классическую "королеву крика". Похоже, в те годы без этого обойтись было нельзя. Ту же самое подтверждает постер с огромным роботом несущим женщину. Классический шаблон для фантастики и ужасов тех лет.

Королева крика

Хелен из ремейка тоже почти ничем не выделяется. С актерской точки зрения Коннели сыграла безупречно, так как сама роль не таит ничего особенного. Женщина-астробиолог, мать пасынка, помощница Клаату. Пожалуй, с этой ролью справилась бы любая популярная актриса тех лет. С другой стороны, на Дженнифер приятно смотреть.

Что нельзя сказать о Джейдене Смите.С ним посложнее. Мальчик по сюжету вовсе не сахар и к любви совсем не располагает. Он негативно относится к пришельцам, не слушает мачеху, спорит и дерзит. Проще говоря - малолетнее говно. В течение фильма он исправляется и становится лучше, но это не отменяет, что большую часть хронометража он добрых чувств не вызывал. Добавьте сюда личность самого Джейдена Смита и получите спорного со всех сторон персонажа.

Джейден один из нас, ребята. Он тоже геймер. Простим его?<br />
Джейден один из нас, ребята. Он тоже геймер. Простим его?

Дело частично исправляет то, что он является аллюзией на человечество, которое способно измениться от полного экологического неадеквата до нормального "зеленого" состояния. А по сюжету Джейден и вовсе стал причиной спасения Земли, но типаж и актер остаются неприятными, как ни крути.

Робот Горт
А Горт в ремейке неожиданно стал автономным. Он самолично запустил программу очистки Земли и принялся уничтожать людей. В оригинале Горт проявил активность, только после определенных ключевых событий, но немедленно отказался от своего плана получив специальное послание от Хелен. В ремейке же робот творит полную самодеятельность.

Забавно, что его внешний вид сохранил узнаваемый стиль с поправкой на современность. Хотя оригинальный шлем Горта и сейчас выглядят вполне круто.

"День когда Земля остановилась". Оригинал против ремейка

Остановите Землю, я сойду

Ремейк оставляет после себя уйму вопросов без внятных объяснений.
Почему Горт и Киану действуют раздельно?
Почему наномашины неожиданно активизировались? Почему они заодно сожрали и пришельца?
Почему Киану сделал одну жалкую попытку связаться с мировыми лидерами, а потом пошел заниматься своими делами? Что это за отношение к работе такое? В оригинале Клаату потратил хронометраж всего фильма, чтобы организовать сбор ученых.

Название фильма

Пара слов по поводу названия. В оригинале Клаату для демонстрации сил отключает электричество на всей планете (исключая критически важные объекты, например, самолеты и больницы). Это был дипломатичный ход, одновременно показывающий силу инопланетян, но не несущий в себе военной агрессии.

В ремейке без агрессии обойтись не смогли. Киану по ходу фильма болезненно вырубает спецсилами несколько человек, а кого-то и убивает. Горт после активации косит людей пачками. О мирной демонстрации сил речь уже идти не может. Поэтому тот самый "День когда Земля остановилась" наступает прямиком перед титрами, когда орды нанороботов погибают, а на Земле наступает тишь, блажь и полная деэлектрификация.

А это Москва<br />
А это Москва

Общие впечатления и вывод

Что оригинал, что ремейк вызывают противоречивые чувства. Оригинал, приправленный щепоткой национальных идей, наивный, устаревший визуально и в области спецэффектов. Иногда наводящий скуку. Но с приятными актерскими работами и поднимающий интересную всё еще актуальную проблему. А также дающий представление о фантастике середине прошлого столетия. Своеобразное окошко в прошлое. Как минимум, фильм интересен сейчас с такой позиции.

Ремейк - дорогой блокбастер с всё ещё узнаваемыми и популярными актерами, красивыми спецэффектами, поднимающий важную, но менее острую, чем оригинал, тему. Но на удивление мало что оставляющий в голове после просмотра. Сложно сказать в чем дело. В фильме интригующая завязка и эпичный финал. Правда, в середине действие провисает, мотивы Клаату непонятны, Хелен, Джейкоб и пришелец всё ездят по разным местам без внятной конечной цели. В оригинале было понятно для чего все телодвижения Карпентера. Здесь Клаату неспешно занимается своими делами, пока Горт, неожиданно, не начинает самостоятельно чистить Землю. Может проблема фильма в этой провисающей середине. Странно, что имея у руля талантливого постановщика Скотта Дерриксона, фильм получился таким стерильным.

Интересные факты напоследок

  • Фраза Klaatu barada nikto хоть, на самом деле, и ничего не значит, является культовой и вы могли слышать её в таких произведениях (и много где ещё): "Армия Тьмы" Сэма Рейми. Её произносил Эш перед Некрономиконом. В "Соник в кино 2". Доктор Эггман говорил её перед активацией ловушки. В "Возвращение джедая". У Джаббы Хатта были наёмники Клаату из расы никто и Барада из расы клатуинианцев.

  • Есть мнение, что фильм вдохновил в 1985 году Рональда Рейгана на обсуждение с Михаилом Горбачёвым объединения США и СССР в случае инопланетного вторжения. Два года спустя Рейган сказал ООН: "Иногда я думаю, как быстро наши разногласия во всем мире исчезли бы, если бы мы столкнулись с инопланетной угрозой".

Небольшой бонус-мешап
"День когда Земля остановилась". Оригинал против ремейка

Если вам понравился материал, вы можете поддержать автора лайком, комментарием, подпиской или обещанием избегать 6-й и 8-й маршруты. Также в моём блоге есть ещё сравнения ремейков и оригиналов.

119119
18 комментариев

А ещё в первом Троне есть отсылка

17

Да их дохуя где было. Одна из самых меметичных кинофраз.

4

Комментарий недоступен

Оригинал не смотрел, ремейк с Киану в свое время жутко нудным показался.
И как-то именно после этого фильма увтердилась мысль, что мужик он, конечно, отличный и вообще красавчик, но как серьезный актер вообще не вывозит.

6

А что в этой роли серьёзного? По мысли создателей он и должен ходить весь фильм с каменным выражением лица. Тут уж скорее сценарий подкачал

2

Смотрел оригинал так давно, что напрочь забыл содержание, но помню только, что в сравнении с ремейком он выигрывал.

2

Сомневаюсь, что из посетителей DTF его вообще кто-либо смотрел НЕ целенаправленно, а просто из интереса :)

По нашему ТВ фильмы 50-х даже советские-то нечасто можно увидеть, а уж заморские и подавно. Да и в Сети попробуй ещё найди.

1