Одна сцена из фильма #10 - Маша

Смотрим небольшую сцену из фильма, которая отражает всю суть картины. Дополняем краткой рецензией на сам фильм.

Одна сцена из фильма #10  -  Маша

13-летняя Маша растет в 90-е, носит розовые очки и яркие лосины. Она мечтает выступать на сцене и однажды выйти замуж за Сережу. Парни из боксёрской секции её дяди, которых боится весь город, для Маши — лучшие друзья. Они любят и защищают её, а Маша поёт им джаз. Она ничего не понимает в их взрослых разборках и убийствах, пока однажды это не становится и её проблемой.

Аннотация

И, выходит, все мое поколение осталось там, на том же месте, и никуда не вырвалось. Никак мы не выйдем из этого круга.

Анастасия Пальчикова, режиссер фильма «Маша»

Сложно не заметить, что в последнее время кино начинает переосмыслять перестройку и 90-е. Самые смелые вспоминают чеченскую войну и теракты, но не то, чтобы прям в открытую, скорее по касательной. Авторы поменьше вспоминают и пересматривают «бандитскую» часть недавнего прошлого, пытаясь высмотреть в озверевших уркаганских мордах что-то от Крестного отца или Клана Сопрано.

Большое видится на расстоянье. И миф о 90-х, заботливо выстроенный еще в 00-е, современные художники постепенно начинают пересобирать, пытаясь усмотреть суть того страшного и прекрасного времени, найти что-то свое в давно залубеневшей официальной картине Босховского ада. Снова и снова стараются всмотреться в бездну, пролегающую от развала самого лучшего государства до прихода Великого собирателя земель русских. В основном режиссеры стремятся сопоставить свои детские воспоминания о кассетах с гнусавой озвучкой Володарского и повальную нищету вперемешку с криминалом.

И вот лучший пример этого Маша — фильм, одновременно создающий некий розовый, ностальгирующих вайб по 90-м и при этом окатывающий и зрителя, и главную героиню ушатом холодной правды о том, что на самом деле происходило. Режиссерский дебют Анастасии Пальчиковой, которая до этого момента была известна по большей части как сценарист проходных фильмов и сериалов, смотрится на удивление самостоятельно среди похожих работ на тему жизни в зарождающийся демократической России.

При этом авторский взгляд последнее, что ожидаешь от фильма с KION, скорее это должен был российский аналог Нетфликс-фильма на популярную тему. А приз на Кинотавре, где свои снимают на своих только укреплял веру в дерьмовость происходящего. Добавляем 6.2 на КП и оценок как у любого российского проходняка. Все это аккуратно перемешиваем в видении режиссера дебютанта. И получаем пугающе личную полу драму, полу притчу об ужасах давно минувших дней.

Одна сцена из фильма #10  -  Маша

Вся техническая часть выполнена великолепно. Особенно выделяется актерский ансамбль. Да, роли бандитов российские актеры, выдрессированные сериалами с НТВ, могут играть не просыпаясь, но на то это и новое кино, чтобы добавлять банальным образам братков неоднозначности. Как пример, один из быков, который как мы узнаем позже изнасиловал дочь полицейского, очень добрый и заботливый старший брат для Маши. Он даже расплакался в кинотеатре на проходной драме, что вызвало недоумение даже у 13-ти летней героини. Получается так, что чем незначительней для сюжета персонаж, тем сильнее его выделяет сценарий и актерская игра.

Но главное достоинство фильма все же отношения между Машей и её дядей, криминальным авторитетом Крестным. Эта сюжетная линия задевает, что-то давно забытое из детства самого зрителя. Глава криминальной группировки живет по принципу «кто живой, тот и и прав». Племянница — это единственный по настоящему родной для него человек. Но любовь эта слишком разрушительна для девочки, и чем блтже она находится к Крестному, тем большую часть её жизни забирает криминальные разборки. Её возлюбленный становится расходным материалом для стрелок, её саму похищают, а у отца пытаются отжать бизнес.

Крестный в исполнении Максима Суханова, во многом благодаря актерской игре, не выглядит как карикатурный российский пахан. Он, наоборот, большую часть фильма производит впечатление положительного персонажа. А все преступления — это не его вина, это время такое.

Одна сцена из фильма #10  -  Маша

При это не стоит думать, что фильм оправдывает или обеляет своих персонажей. В этом смысле он больше похож на холодную попытку взрослой главной героини понять, что же привело к трагедии. Осознание, что в прекрасном и наивном детстве было много наивного и практически отсутствовало прекрасное. Боксерская секция — прикрытие для группировки, подарки от подчиненных дяди — это барыш с разбоя и ограблений, а за криминальной семьей, скрывается обычная партия пешек, которых можно выгодно обменять на преференции в криминальном мире.

И я помню, что однажды, когда убили сразу многих ребят, мы пришли на похороны. Я была уже чуть постарше Маши, жила своей жизнью, но ни о чем еще не задумывалась. И когда я стояла у них на могилах, я вдруг поняла, что вот эти люди на самом деле грабили, убивали и вели себя очень-очень плохо. И мне стало очень сложно и страшно, у меня не сходились эти две картинки, потому что я не могла отменить все, что было до этого. Не могла отменить своего к ним отношения, того, что они мне дарили игрушки, нянькались со мной. Там был один парень, который в свободное время вязал и дарил всем вязаные вещи. И я не могла отменить вязаные носки, которые он мне подарил. Вот эти вязаные носки и рэкет — это у меня только с годами как-то между собой срослось. А тогда, на кладбище, никак не срасталось.

Анастасия Пальчикова, режиссер фильма «Маша»

И это нарастающее осознание главной героини к концу все усиливается. При этом лишенный морализаторства фильм, больше отдает какой-то притчей, или классической трагедией, чем современными драмами. Потому что несмотря на то, что братки находят в нем свой закономерный финал в виде пары вентиляционных отверстий в черепе или кресла в крупной московской компании, единственная причина этому не нарушение ими законов” как воровских, так и ментовских”, а скорее что-то ветхозаветное. Глаз за глаз, зуб за зуб.

Финал, скомканность которого сильно снижает итоговый бал, именно к этой морали талиона и отсылает. Действия взрослой Маши, которой всего несколько минут в финале, можно истолковывать, как угодно. Подойдет и остро политическая трактовка в виде избавления от настоящего мужика из 90-х, и феминистическая идея, и классическая для драмы история, где взращённое героем его и погубило.

Одна сцена из фильма #10  -  Маша

Маша — это очередной пример того, что российское кино в последние годы набирается художественной силы для работы с любым материалом. Во многом благодаря всяким онлайн кинотеатрам и стримингам. Один из многих последних фильмов, который ищет новый язык, чтобы говорить о старых проблемах. (Учитывая становление цензуры последних тут во многих смыслах) Маша рассказывает очень личную историю, при этом сохраняя что-то от классических русских трагедий. Сложно уловимый привкус вечной русской черной тоски от невозможности разорвать порочный круг. Делает все это фильм, скинув с себя все чернушные клише и штампы, вооружившись нестандартной режиссурой, и пугающе точным в деталях сценарием.

P.S. К сожалению одна сцена из фильма - это единственная рубрика в которой MHF рекомендует фильмы. Тут фильм не очень к ней по типажу подходит, да и сцену подобрать интересную без спойлеров сложно. Но писать полноценную хвалебную рецензию на фильм как-то не в правилах блога.

44 показа
375375 открытий
4 комментария

Надо будет посмотреть!

Ответить

На афише Чиповская, как главная роль заявлялась Чиповская, в итоге у нее экранного времени минут 5 и Машу играет более молодая актриса. В чем вообще фишка?

Ответить

Скорее всего маркетинг, потому что кроме Чипоской и Суханова все остальные актеры не то чтобы сильно именитые. Справедливости ради хрен знает как вообще такие фильмы рекламировать. Серебряников, Звягинцев, Балагов сами себя продают. А тут практически фестивальное кино, но от режиссера дебютанта, без популярных актеров.

Ответить

рецензия не краткая.

Ответить