Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

Да, бесконечно тянуть популярный сюжет придумали уже давно.

Идея этой статьи пришла мне в голову почти случайно. Я копался в большом списке разных старых фильмов и с удивлением для себя обнаружил, что у многих из них были продолжения. Некоторые я когда-то даже смотрел, но благополучно забыл. О других даже не слышал и решил восполнить пробел.

Это моментально наложилось на многочисленные возмущения любителей кино, которые обвиняют современные студии в том, что сейчас к любому популярному фильму снимают продолжение. Захотелось рассказать, что так было всегда, и не только со слэшерами — понятно, что «Пятницу, 13-е» и «Хэллоуин» продолжали бесконечно.

«Психо» — четыре фильма плюс телевизионный спин-офф

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

Знаменитый триллер Альфреда Хичкока, основанный на книге Роберта Блоха, знают буквально все. Смена жанра прямо по ходу действия, харизматичный злодей, который запоминается лучше жертв, неожиданный поворот — всё это сделало фильм настоящим столпом кинематографа.

Спустя 22 года — в 1983-м, уже после смерти Хичкока и как раз на заре эпохи слэшеров, продюсеры решили оживить знаменитую историю. Причём они даже не стали брать сиквел романа Блоха, а наняли сценаристов, чтобы придумать свою историю. Здесь уже Норман Бейтс (Энтони Перкинс вернулся к роли) выходит из лечебницы и вновь берётся за старое.

Сиквел получился далеко не таким революционным и местами напоминал самопародию. Но это не остановило авторов.

Спустя три года появилсь третья часть, поставленная самим Перкинсом, где у Нормана уже новая мёртвая «мама», а в мотель попадает монахиня, из-за которой погиб человек. Это было уже совсем глупо, но в картину вложили совсем небольшой бюджет, а собрала она неплохо. Почему бы не снять четвёртую часть?

В 1990-м году сразу на телевидении появилось «Психо 4: Начало» — сиквел и одновременно приквел первой части, игнорирующий события двух продолжений (да, ретконы — тоже не новая история). Тут уже пожилой Норман сходится со своим психиатром и пытается бороться с одержимостью. А параллельно показывают, какие события детства повлияли на его жизнь.

Мало? За три года до этого на телевидении же выпустили «Мотель Бейтсов» — спин-офф, точно так же игнорирующий все фильмы, кроме первого. Он посвящён Алексу Уэсту, который сидел в лечебнице с Бейтсом и после его смерти решил снова открыть мотель Нормана.

Этот фильм планировали сделать пилотным эпизодом сериала, но он никому не понравился (не потому ли, что в сюжет ввели привидений), и проект прикрыли.

Бонус: в 1998 году Гас Ван Сент выпустил покадровый ремейк первого фильма, назвав его просто «Психо», а в 2013-м стартовал сериал «Мотель Бейтса», но уже как приквел оригинала, где действие перенесли в наши дни.

«Сканеры» — три фильма

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

Дэвид Кроненберг — мастер боди-хоррора. А «Сканеры», посвящённые людям с телепатическими способностями, — одна из известных его работ в данном жанре.

Но хороша только первая часть. Недаром о существовании аж двух продолжений мало кто помнит. Сам Кроненберг, конечно, не имеет к ним никакого отношения.

Сиквел с подзаголовком «Новый порядок» вышел в 1990-м — через десять лет после оригинала. Денег в него вложили примерно столько же (то есть мало), а режиссёром выступил дебютант Кристиан Дюге. Во второй части рассказывают про коррумпированного полицейского, который хочет использовать сканеров, чтобы захватить власть.

Увы, и на этом Дюге не остановился. Годом позже выпустили третью часть «Переворот» о девушке, которая открыла в себе способности сканера и стала убивать всех подряд. Противостоит ей собственный брат — тоже со способностями телепата.

И если второй фильм на IMDb едва перевалил за 5 баллов, то третий еле преодолел 4 балла. Вроде бы на этом основную франшизу прекратили мучить.

Но затем вышло два фильма «Сканер-полицейский» — этакие спин-оффы про копа, который использует свои силы, чтобы ловить преступников. За счёт локальной идеи они оказались получше третьей части. Но всё же и их смотреть больновато.

«Муха» — сиквел про сына

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

Увы, ещё одна знаменитая работа Кроненберга стала жертвой алчности киноделов и получила бессмысленный и беспощадный сиквел.

Первая «Муха» — общепризнанная классика боди-хоррора, одна из лучших ролей Джеффа Голдблюма и вообще отличное кино. Но этой картине уж точно не нужно было продолжение.

Но 20th Century Fox так не думала. Поэтому продюсеры наняли в качестве режиссёра мастера спецэффектов Криса Уоласа, гримировавшего Голдблюма в первой части. Поскольку главный герой, он же злодей, в первой части погиб, то сюжет посвятили его… сыну.

Оказалось, что Вероника (Джина Дэвис отказалась от продолжения, так что её сыграла Сэффрон Хендерсон) забеременела от Брандла, когда в того уже попало ДНК мухи. У неё рождается сын, а точнее какой-то кокон, и мать от испуга умирает. А ребёнок, которого назвали Мартин, растёт буквально не по дням, а по часам. Вскоре у него тоже начинают проявляться мутации, и он ищет способ избавиться проблемы.

Строго говоря, «Муха 2» не так плоха, как продолжения «Сканеров». Но это не отменяет того, что сиквел абсолютно не нужен и высосан из пальца.

«2001 год: Космическая одиссея» — неплохое продолжение от Артура Кларка

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

История создания этого фильма довольно любопытна. Как известно, Стэнли Кубрик придумывал первую «Космическую одиссею», отталкиваясь от небольшого рассказа Артура Кларка «Часовой». Сам же писатель помог режиссёру со сценарием.

После этого Кларк выпустил роман «2001: Космическая одиссея», по сути, новеллизацию сценария, а следом — и продолжение (всего он напишет четыре части). И вот уже по второй книге в 1984 году Питер Хайамс снял сиквел фильма. Причём он сам же работал над сценарием и продюсировал картину.

Действие разворачивается через девять лет после фильма Кубрика. СССР и США отправляют совместную миссию на корабле «Алексей Леонов», чтобы изучить произошедшее с «Дискавери». Прибыв на место, специалисты вновь запускают компьютер HAL 9000.

Фильм вышел вполне неплохим, его хвалил сам Артур Кларк, а академики номинировали «Космическую одиссею 2010» на «Оскар» в пяти категориях. Но ни одной награды он так и не взял. Однако, в отличие от картины Кубрика, сиквел особо не повлиял на кинематограф, и его просто забыли.

«Китайский квартал» — сиквел от самого Николсона

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

«Китайский квартал» Романа Поланского — один из фильмов, которые принесли всемирную славу Джеку Николсону. За образ детектива Джейка Гиттеса Актёра номинировали на «Оскар», он получил «Золотой глобус» и BAFTA, а заодно и всеобщее признание.

Но сейчас многие уже не помнят, что в начале карьеры Николсон чуть не разочаровался в актёрском мастерстве и пробовал себя в качестве режиссёра, но потом надолго забросил эту работу. В 1990 году он решил лично поставить сиквел «Китайского квартала» с собой же в главной роли. Сценарий, кстати, написал Роберт Таун, работавший и над первым фильмом.

В сиквеле под названием «Два Джейка» героя нанимает его друг (тоже Джейк, как понятно из названия), чтобы сыщик проследил за его неверной женой. Вот только потом оказывается, что та изменяла мужу с его бизнес-партнёром. И Гиттесу придётся разобраться — тот убил своего напарника из ревности, или же это было запланировано.

Николсон и сыгравший с ним на пару Харви Кейтель справились отлично. А вот сюжетные повороты картины и сама постановка вызвали много вопросов. В итоге Николсон забросил снимать кино, а про сиквел многие поклонники «Китайского квартала» предпочитают не вспоминать.

«Американский психопат» — бессмысленное и беспощадное продолжение

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

Что? Да. Если перечисленные в списке выше фильмы могли быть просто посредственными или не запоминающимися, то этот — просто ужасен. Он не имеет никакого отношения к оригинальному произведению Брета Истона Эллиса, который разругал картину, да и к первой части тоже.

Сюжет посвящён девочке Рэйчел, чью няню когда-то убил Патрик Бейтман, а сама она убила маньяка. Спустя годы героиня учится в колледже и мечтает попасть в ФБР. Узнав, что на её место претендуют ещё несколько кандидатов, Рэйчел решает всех их убить.

В общем, в отличие от сатирического, мрачного и очень остроумного первого фильма, здесь зрителям представили комедийный слэшер, единственный плюс которого — первая главная роль Милы Кунис (потом она очень жалела об этой роли).

Итог: ровно 0 положительных отзывов от критиков на Rotten Tomatoes, 3,7 на IMDb и полное (заслуженное) забвение.

«Ребёнок Розмари» — бредовый сиквел с танцами

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

И снова Роман Полански попал под раздачу. Но на сей раз всё совсем плохо. Что интересно: у оригинального романа, по которому сняли «Ребёнка Розмари», есть продолжение, увы, не самое лучшее.

Но телефильм «Что случилось с ребёнком Розмари», который поставил монтажёр первой части Сэм О’Стин, ещё хуже. Он рассказывает, что Розмари избавилась от сына-дьявола, когда тому исполнилось шесть лет. А мальчик вырос и снова попал в плохую компанию.

Пожалуй, последнее, что вы ждёте от этого фильма — этакой приключенческой истории с танцами, мотелями и криповым сексом. А это всё здесь есть. Не говоря уже о том, что картина просто ужасно снята.

«Челюсти» — четыре фильма с альтернативными историями

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

«Челюсти» Стивена Спилберга часто называют первым настоящим блокбастером, который зародил моду на подобное масштабное кино.

Хотя если почитать историю его создания, то это скорее дорогой авторский фильм, которому посчастливилось стать легендой.

Но раз уж «Челюсти» породили моду на блокбастеры, то было бы странно, если бы картину обошла мода на сиквелы. На фоне успеха Universal сразу же предложила Спилбергу снять продолжение, но тот отказался, называя это «дешёвым трюком» (хотя поговаривают, что его слишком вымотала работа над первой частью).

Тогда продюсеры наняли талантливого, но не слишком известного Жанно Шварца. Он поставил картину о том, как шериф Мартин Броуди снова сталкивается с огромной жуткой акулой, а ему снова никто не верит.

Популярность оригинала отлично сработала — сиквел собрал 200 миллионов долларов при вложенных 20 миллионах. Критики, конечно, ворчали, но кто ж их слушал.

И поэтому в 1983 году вышли «Челюсти 3», где в центре сюжета уже дети Броуди, а очередная акула терроризирует посетителей аквапарка во Флориде.

Чтобы привлечь побольше зрителей, его продвигали как 3D, что было очень модно в восьмидесятых. Но и это не спасло картину от разгромных отзывов — франшиза окончательно превратилась в самопародию. И поэтому… сняли четвёртую часть.

В ней игнорируют события третьей части, но снова рассказывают о жене и детях Мартина Броуди. Сам он умер от инфаркта, а вдова считает, что акула теперь мстит её семье.

Самое сложное во всём этом — выбрать, какой фильм хуже, третий или четвёртый. Потому что градус бреда в них просто зашкаливает.

«Изгоняющий дьявола» — третий фильм лучше второго

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

Так случилось, что после съёмок первой части «Экзорциста» — без сомнений, великого хоррора — режиссёр Уильям Фридкин и сценарист, он же продюсер, Уильям Питер Блэтти разругались и хотели судиться со студией и друг с другом. Но при этом картина-то стала популярной. Поэтому уже без их участия сделали сиквел «Еретик».

В нём священник Филлип Ламонт расследует обстоятельства смерти отца Ланкестера Меррина из первого фильма. Он встречается с девочкой, над которой тот проводил обряд экзорцизма, погружается в её воспоминания… а дальше какое-то безумие с телепатией, саранчой и суперспособностями.

Фильм неплохо собрал в прокате, но его ругали буквально все, поскольку атмосфера оригинала совершенно исчезла.

Но в 1990 году Уильям Питер Блэтти решил лично снять третью часть. Его продолжение игнорирует второй фильм. Да и вообще Блэтти хотел содать отдельную историю внутри той же франшизы, но студия требовала связь с первоисточником.

Здесь уже в центре сюжета полицейский Уильям Киндерман из первого фильма, который расследует странные смерти и снова сталкивается с проявлениями сверхъестественных сил.

Этот фильм намного лучше провальной второй части. Но всё же совершенно не дотягивает до первой.

Но на этом история не закончилась. Уже в начале нулевых решили выпустить приквел к франшизе. Сначала в качестве режиссёра наняли Джона Франкенхаймера, потом его сменил Пол Шредер. Он снял картину, но продюсеры её забраковали и отдали весь материал Ренни Харлину, который практически полностью всё переделал.

В итоге в 2004 году на экраны вышел «Изгоняющий дьявола: Начало», который никому не понравился. А годом позже появился и более удачный Dominion: Prequel to the Exorcist — версия Шредера, которую выпустили на фоне провала предшественника.

Ну а в 2016 году стартовал сериал «Изгоняющий дьявола», как обычно, продолжающий удачную первую часть.

«Кэрри» — сиквел из ниоткуда

Забытые сиквелы и франшизы: как снимали продолжения «Челюстей» и «Американского психопата», и почему их лучше не видеть

А здесь любопытна сама история появления сиквела. Дело в том, что картину планировали снимать как самостоятельный сюжет, да ещё и основанный на реальных событиях.

Но когда продюсеры увидели сценарий, то поняли, что он во многом похож на знаменитую «Кэрри», поэтому фильм кое-как привязали к первой части.

Сюжет посвящён школьнице Рэйчел Лэнг. Её подруга покончила с собой, узнав, что парень из футбольной команды переспал с ней только из-за пари с друзьями. На фоне шока от смерти девушки у Рэйчел просыпаются сверхъестественные силы, и она начинает мстить.

Сам Кинг этот фильм ругал, отсылки к первой части в нём очень формальные, а сюжет частично повторяет оригинал. Так что лучше не тратить на него время. Точно так же, как и на две другие попытки экранизировать «Кэрри»: в 2002 и 2013 годах.

Заслуживают упоминания:

«Птицы 2: Край земли» — сиквел фильма Хичкока, по сути, повторяющий сюжет оригинала.

«Остаться в живых» — продолжение «Лихорадки субботнего вечера» от режиссёра Сильвестра Сталлоне. Джон Траволта снова танцует.

«Бриолин 2» — продолжение знаменитого мюзикла, но уже без Траволты. От провала не спасла даже Мишель Пфайффер.

«Грязные танцы 2: Гаванские ночи» — сиквел ещё одного фильма про танцы. Патрик Суэйзи заглядывает буквально на минуту.

«Уикенд у Берни 2» — главные герои всё не могут расстаться с трупом босса.

«С. Дарко» — продолжение «Донни Дарко» про сестру главного героя.

«Эффект бабочки 2» — вариация на тему первого фильма, но с другими героями.

«Бесконечная история 2» — Бастиан возвращается в волшебный мир, поскольку свой не стал лучше. Постепенно мальчик забывает о своей реальной жизни.

«8 миллиметров 2» — фильм вообще не связан с первой частью, но Sony решила так попиариться. Николаса Кейджа нет.

«Скорость 2: Контроль над круизом» — героиня Сандры Буллок попадает в неприятности на корабле. Уже без Киану Ривза.

Бонус: все мультфильмы Disney

Нет, правда. Возможно, кто-то помнит «Король Лев 2: Гордость Симбы» или «Возвращение Джафара» про Аладдина.

Но ведь существуют «Золушка 2: Мечты сбываются», «Бемби 2», «Питер Пэн: Возвращение в Нетландию», «Мулан-2». Буквально каждый популярный мультфильм студии рано или поздно получал продолжение.

Это, конечно, малая толика от бесконечного количества продолжений старых фильмов, которые выпускали во все времена. Не говоря уже о том, что по каждой популярной франшизе раньше снимали мультсериалы.

Просто про плохие сиквелы быстро забывают. Как забывают, что «Нечто», «Лицо со шрамом», «Великолепная семёрка» и даже «В джазе только девушки» — ремейки более старых картин. Остаётся только лучшее.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

226
91 комментарий

Проще, как мне кажется, перечислить, к чему не было сиквела/приквела/римейка
К оскароносной «Афере» с Редфордом и Ньюманом был сиквел. К «Бутчу Кэссиди и Санденс Киду» с ними же был приквел, к «Бильярдисту» с тем же Ньюменом был сиквел - «Цвет денег», по горячим следам сняли «Французского связного 2». Гарри Каллахан вообще стал франшизой из 5 фильмов. «Ночь страха» обзавёлся сиквелом, потом римейком, а потом ещё и сиквелом к римейку. К «Американскому оборотню в Лондоне» сняли продолжение спустя 16, перенеся действие в Париж. К «Вою» из того же 1981 года сняли 7 сиквелов. Ещё классики? «Грязная дюжина» - 3 продолжения, причем одно - прямое. Сидни Пуатье продолжил бороться с криминалом и расизмом в двух продолжениях «Душной южной ночью». «Возвращение в Оз» - продолжение «Волшебника из страны Оз», «Скарлетт» – продолжение «Унесенных ветром».
Мультики? Не Диснеем единым. Дон Блат: 4 части «Американского хвоста», 14 частей «Земли до начала времён», продолжение «Все псы попадают в рай» (+ мультсериал), сиквел к «Секрету Н.И.М.Х.», и даже у «Анастасии» был спин-офф. Туда же две части «Долины папоротников».
Блин, даже у моего любимого «Человека с Земли» есть сиквел...

32
Ответить
58
Ответить

Тьфу

22
Ответить

Как же я обожал эту хрень в детстве. Пересматривал по 3 раза в день

2
Ответить