Банши МакДоны. Вой Инишерина

Банши МакДоны. Вой Инишерина

Предисловие.

Мартина МакДону я бы назвал режиссером полного цикла. Он сам пишет сценарий, сам его ставит. В работах таких авторов всегда больше личного, и каждая последующая работа является квинтэссенцией всех предыдущих. При просмотре "Банши Инишерина" я будто оказался на театральной постановке. С первого взгляда эта история про Ирландию, про людей, про культуру в которой они живут, про добро и зло в них. Но вой банши застрял во мне еще на неделю. Постараюсь в дальнейшем тексте, прежде всего для себя, уложить мысли об этом фильме после одного просмотра, и разобраться, о чем же этот фильм. Может я что-то запомнил неправильно, но, интересно именно впечатления и память о фильме после одного просмотра.

Место действия

Место действия - вымышленный остров "Инишерин". Когда Мартин начал писать этот сюжет, действие картины разворачивалось на острове Инишир, реально существующем, самом маленьком и восточном из островов Аран близ Ирландии. По каким причинам автор решил изменить название острова, нам не дано знать. События картины разворачиваются во время реальной гражданской войны в Ирландии (1922—1923) — вооружённая борьба между противниками и сторонниками сохранения страной статуса британского доминиона. Несмотря на гражданскую войну, являющейся большим потрясением для любого гражданского общества, жители острова Инишерин относятся к этому ... да никак не относятся. Гражданская война является лейтмотивом к картине в целом. Доносящиеся взрывы и стрельба с большой земли, казалось бы не оказывают ни какого влияния на наших героев, которые ведут достаточно самобытную изолированную от внешнего мира жизнь.

Персонажи

Колм Доэрти

Банши МакДоны. Вой Инишерина

Google говорит что фамилия Доэрти, сокращенная англизированная форма гэльского Ó Dochartaigh «потомок Dochartach», прозвище от docarthach «жестокий», очевидно, от do + cartach «нелюбящий». Но не стоит принимать это буквально. МакДона на протяжении всей картины будет играть нашими эмоциями и отношением к героям, переворачивать с ног на голову. Колма показывают нам как вдумчивого мужчину, не любящего тратить слова попусту. Колм музыкант, который хочет воплотить мечту, оставить после себя нетленную мелодию, что будет жить после него. Домашнее животное Колма - собака породы Бордер-колли, отмеченная как самая умная порода в мире.

Колм устал от бесцельного существования, и на излёте лет решил воплотить мечту, что вступает в конфликт с реальностью, для написания шедевра, ему необходимо много времени. Колм прибывает в унынии, он больше не может себе позволить тратить время со своим другом Падраиком. Персонаж Глиссона как будто издевка над "творцами", которые ищут причины своего творческого застоя в окружении, нежели в себе, которые готовы пальцы переломать, чтобы написать хоть что-то.

Падраик Суиллабхан

Банши МакДоны. Вой Инишерина

В фамилии этого героя нет каких-то интересных замечаний Súilleabháin интерпретируется как "темноглазый". Имя же производное от «патриций», что в буквальном смысле означает «благородный», «из благородного сословия», что в корне не вяжется с персонажем Колина Фарела. Падраик, как противоположность Колму: простой, добрый, пустословый. Домашнего скота у него много, и одно из них можно по праву назвать домашним животным - это ослица. Падраик совершенно по-другому относится к жизни, его всё устраивает, он счастлив. Совершенно по другому относится к слову и может 2 часа рассказывать о том, что нашел в навозе своей ослицы, которая будучи не очень разборчивой съедает что не попадя.

Узнав от своего старого друга Колма о том, что тот не хочет больше проводить с ним время, Падраик с упорством осла попытается добиться обратного. Ведь видимо это и есть его мечта, - жить привычной жизнью всегда.

Доминик Кирни

Банши МакДоны. Вой Инишерина

Доминик эдакий местный "дурачок", подвергающийся насилию со стороны своего отца, местного полицейского, стоит в топе говорунов на первом месте. Доминик - персонаж у которого между мозгом и ртом вообще нет никакого фильтра. В самом начале фильма он находит "странную палку", пытаясь понять что это за предмет и для чего он используется, Кирни не догадывается, что данная палка коснется его в конце фильма с неожиданной для всех стороны. В каком-то смысле он найдет ей применение. У Доминика тоже есть мечта - получить любовь Шивон.

Шивон Суиллабхан

Банши МакДоны. Вой Инишерина

Сестра Падраика. Женщина, которая является голосом разума своего брата, и вообще всего этого острова. Мечтает переехать в город, завести семью, работать. Шивон единственный персонаж, которого пугают звуки войны. И несмотря на это, она уедет, как только у неё представится такая возможность.

Она начинала как сестринский голос разума. Если вы пойдете по этому пути с ее интеллектом, ее сочувствием и ее гневом, к концу вы почувствуете, что она должна либо покончить жизнь самоубийством, либо покинуть это место.

Martin McDonagh

Банши ирландской мифологии

В ирландском фолклоре и у жителей горной Шотландии — особая разновидность фей, предвещающих смерть. Обычно бродят крадучись среди деревьев, либо летают. Издают пронзительные вопли, в которых будто бы «сливаются крики диких гусей, рыдания ребёнка и волчий вой», предвещая смерть кого-либо из членов рода. Внешний вид в различных описаниях разнится от уродливой старухи до бледной красавицы. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещают банши, обозначаются как семьи с «О'» и «Мак». Кстати, а вот и она

Миссис МакКормик<br />
Миссис МакКормик

Банши в фильме - это не какая-то легенда, не миф, а реальное воплощение, что живет среди людей, общается с ними, молится о смерти. Смерть в фильме была неминуема. Её предвещали не один раз. И не только эти банши.

Банши Инишерина

Сейчас я попытаюсь зацепиться за суть мифа о банши. И суть эта в предвестии неминуемого. Это предзнаменование, предупреждение.

Вернёмся к сюжету. Колм хочет разорвать отношения с Падраиком, и предупреждает его: "Если ты заговоришь со мной хоть раз, я буду отрубать свои пальцы и отдавать их тебе", - это становится предвестием неминуемого. Колм лишит себя всех пальцев на той руке, что зажимает струны, лишит себя возможности играть, писать музыку. Накажет сам себя, за эту дружбу, за то, что позволил себе так долго тратить время.

Когда я писал сценарий и Колм вошел в паб, я не знал, что он собирается сказать, а потом, когда он сказал о руке, я подумал: «О, черт, это весело!»

Martin McDonagh

Мне показалось интересным, если художник угрожает тому, что позволяет ему заниматься искусством, это делает его художником?

Martin McDonagh

Шивон предупреждает Подраика: "Если осел будет жить в доме, я уеду". Да, причина не единственная, но Шивон уедет, что делает это предупреждение неминуемым. "Следи за ослом, я увидела в его навозе какие-то палки", - тоже предупреждает о неминуемых последствиях.

Падраик и сам становится "банши" после эмоционального слома, и предвещает Колму: "Я сожгу твой дом в 2 часа".

Доминик предупреждает Падраика:"Мой отец убьет тебя". Единственное предупреждение, что оказалось пустышкой. Старухи вмешались:"Мы будем молиться, чтобы это был не он и не ты", - говорит она Подраику, имея ввиду его и Колма.

Персонажи получают предостережения друг от друга, которые являются неминуемыми для них. Персонажам остается лишь сделать выбор, как они поступят зная об этом. Падраик не слушает предостережения, сестра уезжает с острова, его любимая ослица давится пальцами Колма и умирает. Герой меняется под воздействием этих потрясений, и из доброго парня, становится злым. По крайней мере для себя и в итоге приходит к заключению что: "Некоторые обиды не забываются, и это к лучшему". Вся череда событий, иносказательность, и преувеличения говорит нам, что "Банши Инишерина" - фильм-притча. Но какое наставление эта притча несёт? Прислушиваться к предупреждениям? Я не знаю как ответить на этот вопрос. Колм, вышел из горящего дома. Остался жив, с собакой, но без пальцев, без друга.

Итог

По-моему МакДона сломал притчу, и сделал это намерено. Густо намешав фильм образами, предначертанностью событий, он вёл, как мне казалось, к единой финальной мысли, которой не было. Я могу много рассуждать об этом фильме, о столкновении церкви и мифологии в сюжете, о том что Инеширин и есть сама Ирландия, о том что это цельная картина, в которой много деталей работают на глубину и атмосферу, и в которой есть интересные герои, место где они живут и их история. Но, точнее всего за меня высказался сам автор.

Люди, с которыми я работал, знают, что даже на стадии сценария, даже когда мне дают за это деньги, никаких пометок к сценарию быть не может. Никогда не бывает условий. Там никогда нет записки. Принимай как есть, или иди нахуй.

Martin McDonagh
1010
10 комментариев

Лучший фильм этого года и, возможно, лучший фильм МакДоны. Не знаю, давно не пересматривал В Брюгге. Может это и к лучшему.

3
Ответить

Если без спойлеров, какая-нибудь адекватная причина, того что друг не хочет общаться с другом в конце объявится?

Ответить

Причина называется в самом начале, и она достаточно адекватная.

1
Ответить

Картинку какую-нибудь в летну выведи

Ответить

Спс. Добавил картинку

Ответить

то есть это ирландская Мама! ?

Ответить

Вот Маму не осилил.

Ответить