Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема

Расскажу на примере "Искателей" и "Прошлой ночью в Сохо".

Есть такой классический киноприем, со съемкой панорамы природы через дверной проем.

Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема

Пришло это из вестернов, таким образом визуализируя очень понятное разделение.

С одной стороны (внутри дома) — цивилизованный мир, снаружи — жестокий и беззаконный мир Дикого Запада.

Впервые такое придумал Джон Форд в своих “Искателях”, там это мощный метафорический прием (прием со съёмкой проема, хи-хи, ха-ха, полиция каламбуров уже выехала, извините).

В начале герои выходят из дома в дикий мир, встречать главного героя, Итана Эдвардса.

А в конце фильма люди уходят внутрь дома, но Итан остается в свое мире, в мире Дикого Запада — так как не сможет он жить в цивилизации.

Дверь за героями (и перед Итаном) закрывается, навсегда их разделяя.

И вот недавний “Прошлой ночью в Сохо” Эдгара Райта.

Начальный кадр — открывается дверь в темноте, все по канону.

Но оказывается, это в наш мир заходит главная героиня (а не наоборот, мы выходим с ней) — окей, свежо, пост-модерно.

Значит в конце героиня наоборот, должна уходить от нас в свой мир и закрывать за собой дверь! Подсознательно жду такого.

А не тут-то было — оказывается режиссер просто рифмует свой кадр в начале со своим кадром в конце, показывая рост персонажа (сперва героиня дома мечтает о модном показе —> в финале героиня уже на собственном показе).

И никакой метафоры с тем, какому миру кто принадлежит и кто где остается.

Я погрустил.

Ну там еще есть замкнутость в виде тыка пальчиком в зеркало в самом конце. Но где тык пальчиком, а где — двери Джона Форда!

Прием, кстати, культовый. Если интересно — простенький гугл “doorway shot” откроет много всякого. Например, угадайте, кто один из главных любителей такого кадрирования.

Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема
Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема
Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема

Кстати, про "Искателей", раз уж зашла речь.

Этот фильм вообще один из первых нео-вестернов, переосмысляющих насилие и жестокость, еще за 10 лет до Серджио Леоне.

И мысль о том, что главный герой, классический good guy, на самом деле может быть садистом, одержимым насилием и местью — довольно революционная для тех лет.

Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема

Именно поэтому Итан не может уйти со всеми -- его сердце принадлежит этому дикому миру, с беззаконием и вечной войной, без жалости к врагу.

Ну и крайне актуальные были расовые высказывания -- про то, что не стоит судить человека только по цвету кожи, и что не все индейцы -- просто звери без человеческих чувств. До "Искателей" так на вестерны никто не смотрел.

Правда это не помешало Форду сделать классический голливудский white-washing.

И в итоге роль Шрама, брутального вождя команчей играет голубоглазый немец Генри Брэндон :)

Но играет отлично.

Генри справа
Генри справа
Генри посередине
Генри посередине

Спасибо за прочтение!

Пост взят из моего телеграм-канала Одно Кино: http://t.me/odno_kino

5252 показа
1.5K1.5K открытий
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Недавно смотрел Фабельманов, там вспоминали Джона Форда. "Горизонт сверху-круто, снизу-тоже круто, посередине...охренительно скучно".

Ответить

Текст с разбором крутой. Но скорее всего этот прием начали использовать уже просто как операторский, без всех этих трактовок про мир внутри и снаружи. Потому что тот же кадр с убегающей Шошаной уже так не разберешь.

Ответить

В 1920х применяется в фильмах о жизни среди дикой природы, становится позднее популярным благодаря вестернам - скорее так.

Ответить