«Низкопробное фэнтези-приключение»: что пишут критики об «Артемисе Фауле»
Подростковое фэнтези от Disney, которое, видимо, не зря отправили сразу на стриминговый сервис.
12 июня на сервисе Disney+ вышел «Артемис Фаул» — подростковый фэнтези-фильм, основанный на известной серии романов Йона Колфера о маленьком криминальном гении, который имеет доступ к тайному миру сказочных существ. Изначально картина должна была появиться в кино, но из-за пандемии её релиз состоялся на стриминге.
Критики, правда, считают, что дело вовсе не в карантине. И Disney просто отправил «в изгнание» фильм, получившийся очень неудачным.
На момент написания материала у «Артемиса Фаула» рейтинг 12% на Rotten Tomatoes и 32 на Metacritic.
Фильм по «Артемису Фаулу» собирались ставить ещё в начале XXI века: картина долго пробыла в производственном аду, что, считают журналисты, ей не пошло на пользу. Авторы зачем-то попытались засунуть в полуторачасовой фильм события сразу из двух книг серии.
В итоге сюжет «Артемиса Фаула» вышел скомканным. Здесь слишком мало экспозиции и слишком много событий — большую часть времени непонятно, что происходит, и кто вообще все эти люди (и прочие существа).
«Артемису Фаулу» потребовалось 20 лет на то, чтобы выйти, а когда его наконец сняли, фильм как будто спешит поскорее закончиться.
Может ли фильм ощущаться одновременно слишком грузным и слишком коротким? «Артемис Фаул» — живой на то ответ.
Фильм слишком резвый, слишком перегруженный, он совершенно не понимает, что делать (а мы — что происходит).
Из-за короткого хронометража и большой концентрации действия страдают и персонажи — они попросту не успевают раскрыться. Из-за этого сюжетные арки героев очень условны: у фильма просто нет времени на хоть сколько-нибудь продуманную драматургию.
К тому же, герою Джоша Гада — который играет гнома-переростка — приходится служить внекадровым рассказчиком (по сюжету он сидит на допросе в полиции). И часто он объясняет зрителю то, что понятно и без него.
Сюжет настолько же дрянной, насколько и спецэффекты, что странно для эпика с бюджетом в 125 миллионов долларов.
[Джош Гад] рассказывает кучу информации для аудитории, часто описывая вещи, которые мы отлично можем увидеть своими собственными глазами [...] делает он это с частыми поп-культурными отсылками на песни Foreigner и Дэвида Боуи, очень натянутыми и не смешными.
90 минут едва раскрытые герои занимаются полуобъяснёнными делами с непонятными объектами.
Впрочем, даже без должного раскрытия понятно, что герой «Артемиса Фаула» далёк от своего книжного оригинала. Это, говорят критики, совсем не хитрый криминальный гений, а просто непоседливый ребёнок. Хотя фильм обращается с ним так, будто он именно первое.
Арти надевает костюм и очки из «Людей в чёрном», но его подразумеваемой злодейской гениальности совсем не видно. Это не морально сложный негодяй-подросток из книг Колфера, а одинокий мальчик, которому легко сочувствовать, и который катается на сёрфе перед школой.
Артемис скорее пылкая заноза в заднице, чем хитрый криминальный гений.
Некоторые критики считают, что проблема «Артемиса Фаула» в том числе и в режиссёре: фильм снял Кеннет Брана, известный по «Тору», «Золушке» и экранизациям Шекспира. Мол, он слишком консервативный, а этой картине нужен кто-нибудь поизобретательнее.
Другие критики, впрочем, не согласны и считают, что Бране всё же удалось сделать несколько запоминающихся сцен.
У фильма есть удачные моменты. Брана, в конце концов, хорошо работает с освещением и изобразительностью кадров.
Одна экшн-сцена в супер слоу-мо снята довольно стильно, но остальные утопают в галлюцинаторных визуальных эффектах.
Можно только гадать, что было бы, возьмись за фильм режиссёр повеселее, чем Кеннет Брана. [...] Скажем, Тайка Вайтити?
В целом, критики считают, что «Артемис Фаул» — это очередное неудачное подростковое фэнтези, которое явно хочет стать первой частью большой франшизы (но не станет). Его сравнивают с «Перси Джексоном» и «Золотым компасом», а кто-то пишет, что фильм слишком хочет быть «Гарри Поттером». Но у него это едва ли получается.
Колфер как-то описал свою серию книг про Артемиса как «Крепкий орешек» с феями. Если бы так.
Это низкопробное фэнтези-приключение — упражнение в том, как не надо адаптировать подростковые книги.