Как вернуть смысл происходящему? Разбираем «Клауса» — лучший новогодний мультфильм за долгие годы

Выясним, как Джаспер наладил коммуникацию между жителями Смиренсбурга и сделал из города вечной вражды родину сказки о Санта Клаусе.

Как вернуть смысл происходящему? Разбираем «Клауса» — лучший новогодний мультфильм за долгие годы

Пусть «Клаус» проиграл «Крепкому орешку 2» в голосовании за лучший новогодний фильм, в моём сердечке выделена отдельная уютная комнатка с камином и ёлкой для этого шедевра. Это тот редкий случай, когда мультфильм не только очень красивый и с хорошо прописанным сценарием, но и наталкивает на рефлексию и рассуждения о происходящем в твоей собственной жизни. Это произведение может пробудить в зрителе запрос на изменение своей личной истории.

Я думаю многие из вас слышали о понятии «экзистенциальный кризис». Это внутриличностный конфликт, который сопровождается переживанием ощущения бессмысленности собственного существования и чьего-либо существования и деятельности вообще. Конечно же, психологи работают с такими запросами.

Однако, если я напишу словосочетание «экзистенциальная психотерапия», многие представят себе такую картину: сидят клиент и психолог (возможно, в чьих-то фантазиях клиент лежит на кушетке) и ищут усиленно смысл жизни. Это не так) Скорее психолог помогает клиенту увидеть и найти смысл в каждом отдельном моменте своей жизни. И это можно сделать с помощью функционального свидетельствования. Его мы сегодня и разберём.

Начинается история со знакомства с Джаспером — Сыном владельца почтового бизнеса. Пишу с заглавной буквы, т. к. это его ведущая я-позиция. Он проходит «курс молодого почтальона» и по идее должен бы взрастить новую я-позицию Почтальона, профессиональную. Но это не очень получается, ведь все вокруг свидетельствуют его как Сына большого босса и не могут ему поперёк ничего возразить.

Свидетельствование я-позиции <span>«Сын большого босса»</span>
Свидетельствование я-позиции «Сын большого босса»

Тот, кто носит форму почтальона или имеет красный диплом почтальона как таковым почтальоном может и не являться. Но в дело вступает отец нашего героя, который отправляет Джаспера в богом забытое и отрезанное от цивилизации место под названием Смиренсбург.

Как же взрастить в Джаспере новую я-позицию? Функционально засвидетельствовать ему профессиональный инструмент — посредничество в коммуникации между людьми. И таких актов посредничества Джаспер должен совершить 6000 раз.

Почему Джаспер не отказывает отцу? Не только потому, что отец запугал его лишением жалования и шёлковых простыней. Избалованный Сын большого босса — это центральная я-позиция Джаспера, в которой он прожил лет 20. У него нет альтернатив, его по-другому никто и никогда не свидетельствовал. Поэтому его единственное решение – подчиниться воле отца, выполнить задание и вернуться в родную тёпленькую привычную я-позицию.

Если бы в городе назначения его продолжили свидетельствовать как Сына большого босса, то ничего не получилось бы. Но на счастье, он попал в Смиренсбург, где всем глубоко чихать на то, чей он сын.

Несвидетельствование я-позиции «Сын большого босса»
Несвидетельствование я-позиции «Сын большого босса»

Кстати о Смиренсбурге. Город находится ровно в таком же положении, как и Джаспер. За многовековой враждой между кланами Крам и Эллингбо не стоит ничего, кроме свидетельствования друг друга как врагов. Даже когда главы кланов объясняют своим отпрыскам, почему черноволосые мальчики не могут играть с рыжеволосыми девочками, они не могут объяснить, в чём причина вражды.

«Наши традиции! Вековая достославная ненависть из поколения в поколение!» и «Семейное достояние».

У вас есть версии, что в Каменном веке не поделили Крамы и Эллингбо?:D
У вас есть версии, что в Каменном веке не поделили Крамы и Эллингбо?:D

И, понимаете, с детьми это действительно прокатывает. Их я-позиции имеют актёрскую рефлексивную перспективу, которая завязана на свойствах и простых причинно-следственных связях: «Рыжий мальчик = плохой мальчик, потому что мама так сказала».

Более того, они их взращивают до актёр-агентской РП и дают инструменты для коммуникации, где есть множество альтернатив: рогатки, снежки, пилы, морковки и проч. Вражда, которая уже кучу столетий не несёт никакой функции, а только отравляет всем в городе жизнь.

Передача инструментов коммуникации и многовековых традиций
Передача инструментов коммуникации и многовековых традиций

Как же выйти из сложившейся ситуации? Повыращивать у всех вокруг новые я-позиции. А кто говорил, что будет просто? :) Начать можно с тоски по близости и запроса на эту самую близость. Такой запрос случайно получает Клаус, у которого дыра в душе в том же самом месте.

Однако у Клауса есть инструмент для того, чтобы залатать рану несчастного мальчика — игрушка. А у мальчика есть инструмент, чтобы помочь Клаусу — детский восторг и улыбка.

Запрос
Запрос

И Джаспер, пусть и на топливе корысти и личной выгоды, делает благое дело и движется в правильном направлении — сводит 2 контекста: несчастные дети, нуждающиеся в новом инструменте коммуникации, и Клаус с хранилищем игрушек и уснувшей я-позицией Отца.

И что мы получаем в итоге? Функциональное свидетельствование новых я-позиций у детей. Игрушка — новый инструмент коммуникации, который является сваями для становления я-позиций «Восторженных дружелюбных детей».

Функциональное свидетельствование новой я-позиции через передачу нового инструмента
Функциональное свидетельствование новой я-позиции через передачу нового инструмента

С помощью инструмента можно и пробудить уснувшую я-позицию и актуализировать запрос. Так сделал Джаспер, когда отправил к Альве детей с запросом «научиться писать», для удовлетворения которого у неё есть педагогический инструмент.

Или когда привёл в порядок мастерскую Клауса, воссоздав старый контекст, и вручил ему рубанок. Ведь по сути не важно — старая я-позиция или новая. Главное, что она функциональна для текущего контекста.

Функциональное свидетельствование старой я-позиции через запрос или передачу старого инструмента
Функциональное свидетельствование старой я-позиции через запрос или передачу старого инструмента

Конечно же, это не работает по щелчку пальца. Альва какое-то время сомневалась: тратить ли ей деньги, накопленные за 5 лет, на вещи для обучения детишек? А Клаус сопротивлялся возрождению своей я-позиции Отца. Это причиняет боль.

Отказаться от я-позиции Отшельника можно было только прожив эту боль и потревожив старые раны. В итоге он похоронил эту я-позицию и смог делать игрушки для детей. Пусть не в качестве отца, но в качестве дедушки:)

«Похороны» я-позиции Отшельника
«Похороны» я-позиции Отшельника

А что же Джаспер? В какой момент он из умелого манипулятора а-ля Макима превращается в положительного героя? Мне кажется, в тот момент, когда начинает делать санки для Маргу, девочки из народа саамов. На примере коммуникации с ней можно проследить как росла его рефлексивная перспектива.

Сначала его я-позиция находилась в актёр-агентской РП: он отвергал девочку из-за того, что она вступала с ним в коммуникацию на непонятном языке и не умела писать, т. е. не владела нужными инструментами коммуникации. Однако потом, по мере того как разрастался общий контекст взаимопонимания в городе, выяснилось, что для построения коммуникации достаточно обмениваться валюациями, и в целом становится понятно, что хотел сказать человек.

А потом он переходит на агентскую РП и заботу о девочке, когда начинает делать для неё санки сам, без Клауса. Дело здесь уже не в 6000 отправлений. После отказа Клауса у него не было инструментов для закрытия своей цели. Но вот позаботиться об одной девочке он может. Джаспер ведёт её к Альве, чтобы понять, чего она конкретно хочет. А потом приступает к решению задачи.

Свидетельствование новой я-позиции Клаусом
Свидетельствование новой я-позиции Клаусом

Именно по этой причине он отказывается возвращаться домой с отцом. В Смиренсбурге он сконструировал свой собственный текст. В начале истории они с Альвой хотели сбежать в свои старые миры, т.к. свойства этого мира их не удовлетворяли. Но потом с помощью своей деятельности они сконструировали новый мир и вернули смысл происходящему.

Ведь нельзя найти «то самое» место или «того самого» человека. «Тем самым» для тебя становится место, которое ты сам построил, а «тем самым» человеком — тот, о ком ты заботишься и кого любишь ♥

Как вернуть смысл происходящему? Разбираем «Клауса» — лучший новогодний мультфильм за долгие годы

А как вам мультфильм? Стал ли он уже для вас традиционным новогодним? Какие эмоции вызывает при просмотре? Делитесь своими историями в комментариях, я с радостью прочитаю)

P.S.: друзья, я хочу поздравить вас с наступающим Новым годом! Спасибо сообществу за тёплые отзывы о моей работе и за конструктивную критику) Желаю вам в новом году сконструировать в своей реальной жизни мир, который будет вас радовать 🎉

Как вернуть смысл происходящему? Разбираем «Клауса» — лучший новогодний мультфильм за долгие годы

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

141141
29 комментариев

Как вернуть смысл происходящему?Дизлайки сначала верните ._.

28
Ответить

Если для вас смысл жизни — ставить кому-то минусы... то, боюсь, у меня плохие новости.

1
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

Абсолютно прекрасный волшебный мультик, очень приятным сюрпризом стал в том году.
Но да, оскар мы отдадим шестидесятой Истории игрушек, потому что кому не насрать на эти мультики, а штамп с Пиксаром у нас уже лет 20 как есть.

19
Ответить

Клаус явно больше ИИ4 заслуживал Оскара.) Хотя я бы вообще дал Как приручить дракона 3.)

6
Ответить

Я особо за Оскаром не слежу, даже не знала, что "Клаус" был номинирован. И была удивлена, узнав, какому мультику он проиграл:D

1
Ответить