Конформист (1970)

Или куда приводит желание быть как все.

Конформист (1970)

Демократия может противостоять авторитарной угрозе только в том случае, если она из пассивной демократии — «демократии наблюдателей» — превратится в активную — «демократию участия», — в которой дела общества будут столь же близки и важны для отдельных граждан, как их личные дела.

Эрих Фромм

Мне посчастливилось посмотреть «Конформиста» в первый раз сразу на большом экране. Показ был в рамках недели итальянского кино, с которым я не был особо знаком. За те два часа, проведённых в кинотеатре, я получил колоссальную дозу удовольствия. Интересная история, феноменальная работа с камерой и качественная звукорежиссура оставили во мне глубокое впечатление. Но размышления о поступках героя не покидали мою голову, я не мог понять до конца, что же им двигало. Поэтому решил пересмотреть фильм ещё раз и попробовать уловить знаки, которые я мог пропустить.

Перед тем как углубиться в сам фильм, хочется сказать пару слов о режиссёре. Автором «Конформиста» (Il Conformista) является признанный итальянский гений Бернардо Бертолуччи. Скорее всего, вы могли видеть такие его работы как «Последнее танго в Париже» (Ultimo tango a Parigi) 1972 года, «Двадцатый век» (Novecento) 1976 года или «Мечтатели» (The Dreamers) 2003 года. Все эти работы, как и многие его другие, являются классикой кинематографа, но именно «Конформист» стал для меня очень важным фильмом у мастера. Учитывая то, что он снял его в 29 лет, тяжело представить как молодой режиссёр смог обнажить столь важную внутреннюю проблему, присущую каждому из нас. Проблема, о которой пойдёт речь, честно указана в названии фильма. Именно конформизм является той болезнью, овладевшей главным героем. И хотя Бертолуччи во время съёмок фильма увлекался как фрейдизмом, так и марксизмом, мы не будет останавливаться на этих трактовках. А вот философское размышление, которое также есть в картине, возможно, поможет нам ответить и на внутренние вопросы к самим себе.

Молчаливый соучастник
Молчаливый соучастник

- Чего ты хочешь от этого брака?
- Не знаю, ощущения, что у меня нормальная жизнь.

Действие фильма происходит в 1938 году. Марчелло Клеричи, молодой итальянский интеллигент, представитель увядающей аристократии, задумывается об устройстве своего будущего. Для этого он останавливается на следующем: ему необходимо жениться и вступить в партию — тогда он сможет считаться достойным мужчиной и гражданином. В поиске невесты его выбор падает на Джулию, представительницу мелкой буржуазии. Девушка красива собой, обладает определёнными достоинствами. «Хороша в постели, хороша на кухне» — так о ней говорит жених. И хотя Марчелло чувствует, что ему не хватает в ней чего-то более высокого, желание быть таким, как все, останавливает его от дальнейшего поиска.

Иногда проще смириться
Иногда проще смириться

- Всё для семьи и родины.
- Родина должна стоять перед семьёй.

Куда интереснее наблюдать за его общественной позицией. Он планирует вступить в партию, но в 1938 году в Италии такая только одна. Поэтому Марчелло через своего приятеля Итало выходит на некого полковника, который помогает ему встать в ряды фашистов. Ирония заключается в том, что Марчелло не ощущает себя фашистом. Он совершает этот поступок только ради социального статуса, он хочет быть таким же, как все «нормальные» люди. При этом Марчелло не обычный гражданин, он представитель интеллигенции с учёной степенью. За время, проведённое в университете, он познакомился с Лукой Квадри, профессором философии, а по совместительству антифашистом. Профессор Квадри бежал из Италии во Францию, но не приостановил свою деятельность. Марчелло предлагает партийному руководству план, по которому он войдёт в доверие к профессору и поможет раскрыть сеть антифашистов на территории Италии. По мнению Марчелло, эта авантюра поможет ему быть на хорошем счету у руководства партии. Для помощи на этом задании к нему приставляют полевого агента по имени Манганьелло. И под видом медового месяца он отправляется в Париж.

Уход от реальности как спасение
Уход от реальности как спасение

- Вы состоите в какой-нибудь секте? Или обществе инакомыслящих?
- Нет. Я состою в обществе, которое преследует инакомыслящих.

В принципе, со сцены в парижском отеле и начинается сам фильм. Большинство событий мы видим в виде воспоминаний главного героя. В одном из них мы наблюдаем психологическую травму, полученную им в детстве и, возможно, повлиявшую на его сексуальную ориентацию. В других флэшбеках можно познакомиться с его матерью и отцом, погрязших в своих грехах. Мы видим встречу Марчелло с профессором, а также с его женой. Эта женщина, Анна, тоже повлияет на героя. В ней он увидит ту, кого искал на самом деле. В общем, Марчелло, как и любой другой человек, имеет определённые внутренние проблемы, мешающие ему убедиться в своей нормальности. Но, отбросив эти события прошлого, хочется поразмыслить над тем, как он живёт сейчас. Ключом к пониманию героя для меня стала сцена диалога в кабинете у профессора. Марчелло вспоминает известный платоновский миф о пещере. Именно здесь он говорит о том, что народ Италии не видит реальность, а видит лишь некоторую её проекцию. А себя и своих сограждан сравнивает с узниками этой пещеры, которые лишь могут смотреть на тени и принимать на веру то, что им показывают.

Возможное бегство
Возможное бегство

На мой взгляд, именно осознание того, что происходит вокруг, так тяготит Марчелло. Но он лишь смотрит на происходящее со стороны и просто ждёт. Марчелло — бессильный наблюдатель, неспособный ничего сделать. А может быть, не столько неспособный, сколько не желающий. Можно вспомнить как он использует Манганьелло для решения проблемы с шофёром матери. Это очарование власти через другого человека поднимает герою настроение. Как легко он принимает это решение, в отличии от тех, где надо действовать самостоятельно. Ведь когда самому нужно совершить поступок, проще оказаться слепым к происходящему, просто не видеть.

Если государство не может избрать личность в качестве образца для себя, как личность может брать государство за образец?

Тема слепоты и её излечения очень показательна в «Конформисте». Вспомнить хотя бы приятеля Марчелло по имени Итало. Слепой Итало, понятная метафора на родную страну героя, работает радиоведущим, в некотором роде пропагандистом. Он уверенно рассказывает герою о том, как выглядит настоящий мужчина и гражданин. Утверждает, что никогда не ошибается, а в это время камера очень просто и понятно показывает нам, что тот не прав.

В другой сцене Марчелло рассказывает агенту Манганьелло о том, что ему приснился сон, в котором он был слеп, а профессор Квадри провёл операцию и вылечил его. В этом сне всё заканчивается хорошо, такой возможный хеппи-энд для главного героя. К сожалению, в его реальности все произойдёт иначе.

Тяжёлый выбор
Тяжёлый выбор

Также хочется остановиться на самом последнем кадре фильма. В нём герой оборачивается назад и как бы смотрит в глаза зрителю, ломая четвёртую стену. Но, учитывая её антураж, свет от костра и решётку, похожую на тюремную, опять же хочется вспомнить миф о пещере Платона. Только в этот раз, кажется, узник смог повернуть голову и начал видеть истину.

Время размышлений прошло. Пришло время действовать.

Профессор Лука Квадри

В фильме содержится много смыслов и знаков, о которых хотелось бы ещё сказать. Но, на мой взгляд, лучше самостоятельно посмотреть и поразмышлять об увиденном. «Конформист» одновременно хорошо говорит как о человеке, так и об обществе в целом. Все мы в большей или меньшей степени лишь наблюдатели, только теперь мы смотрим на мир не через окно, а через экран смартфона, компьютера или телевизора. Стоит ли выжидать или занимать активную позицию — каждый решит для себя сам. Но закончить всё же хочется на позитивной ноте. Обратите внимание на голову диктатора, которую проносят в коридоре партии в начале фильма, и на то, что будет с ней в конце.

Он начал думать
Он начал думать

С вами был Плохой Рассказчик, Джаа на!

3030
7 комментариев

этот же текст уже был раньше тут? я точно читал про этот фильм текст с подобными фразами

1
Ответить

Мне тоже кажется что я уже видел этот пост

2
Ответить

Перепостил его из личного блога в подсайт с изменениями и дополнениями. Кстати, как вам? Если читали оба раза, то интересно узнать вызвал ли текст какие-либо эмоции?

Ответить

Все думаю его посмотреть.

Ответить

Достойный фильм, не пожалеете

Ответить