Кино под другим углом. "Начало" Нолана и "Платформа" от Нетфликс

Кино под другим углом. "Начало" Нолана и "Платформа" от Нетфликс

Конспирология, теории заговора и скрытый смысл. Как много заложено в этих словах! Если во всех вещах нашей жизни искать подоплеку и скрытый смысл, я уверен, можно сойти с ума, поэтому не переживайте, в данной статье не будет и слова о планете Нибиру, заговоре спецслужб и шапочках из фольги.

Если говорить об искусстве, то тут все гораздо интереснее — автор всегда оставляет свой отпечаток в виде посыла, сравнений, аллегорий или метафор. Я разберу фильмы, в которых кроется более глубинный смысл, чем может показаться на первый взгляд, поэтому, если вы не смотрели какой-нибудь из нижеперечисленных фильмов, то не расстраивайте меня и ознакомьтесь, потому что фильмы в разборе заставляют подумать своими мозгами.

Осторожно спойлеры и субъективное мнение!

Начало (2010)

Обложка фильма Начало (2010)
Обложка фильма Начало (2010)

Кристофер Нолан собрал настоящий пазл из своего творения. Он размывает грань между кино и сновидениями. В оригинале название фильма звучит как Inception, что буквально переводится как начало, зарождение, исток чего-то. Inception в фильме обретает смысл зарождения идеи в голове человека, чтобы привести его к выбору или подтолкнуть к какому-либо поступку.

Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове.

Доминик Кобб, Извлекатель. Человек, специализирующийся на охране подсознания, но способный красть идеи для своих целей

Я предлагаю посмотреть на весь сюжет Начала с точки зрения Греческих мифов, а если быть конкретнее, то мифа о Минотавре. Весь фильм ссылается на лабиринты, в одной из сцен в начале фильма Кобб просит нарисовать Ариадну лабиринт.

Нарисованный Ариадной лабиринт Начало (2010)
Нарисованный Ариадной лабиринт Начало (2010)

Одна из главных героинь фильма, которая сопровождала Кобба почти до самого конца, носила имя Ариадна. В мифе это девушка, подарившая клубок Тесею, чтобы он смог выбраться из лабиринта. Сам Нолан утверждал, что имя Ариадна было взято с отсылкой именно на этого персонажа из мифа о Минотавре. Для тех, кто не шарит, я кратко и сумбурно расскажу историю этого мифа:

"Жил был царь острова Крит Минос. Посейдон верховный царь морей подарил Миносу невероятной красоты быка, которого он должен был принести в жертву (странный подарок, еще и с условиями). Минос поклялся в этом, но свою клятву не сдержал, отдав в жертву другого быка. Посейдон, узнав об этом, разгневался и внушил жене Миноса страсть к этому быку, в итоге она родила от него не то сына, не то дочь, а целого Минотавра, который желал питаться человеческой кровью и мясом.

Тесей на острове Крит Мифы древней Греции
Тесей на острове Крит Мифы древней Греции

Минос, дабы ибежать позора, построил лабиринт, куда упрятал это чудовище и свою жену. В один прекрасный момент нашелся смельчак из Афин, по имени Тесей, который отправился в лабиринт и замочил чудовище, а дочь царя Ариадна подарила ему клубок, чтобы после расправы над Минотавром он смог найти дорогу обратно.

Тесей и Минотавр Мифы Древней Греции
Тесей и Минотавр Мифы Древней Греции

Перед тем как уехать Тесей договорился со своим отцом Эгеем что если он вернется с поражением, то на корабле будут черные паруса, если с победой, то белые. Проблема в том, что корабль изначально снабдили черными парусами, потому что никто не верил в победу Тесея. Ирония в том, что после того, как Тесей победил Минотавра, экипаж то ли забыл поменять паруса, то ли белые паруса порвались, Эгей, стоя на скале, увидел черный цвет, символизирующий поражение и смерть своего сына, и сиганул вниз со скалы, с тех пор море, в котором погиб Эгей, называют Эгейским"

Эгей падает со скалы Мифы Древней Греции
Эгей падает со скалы Мифы Древней Греции

Это очень краткая выжимка мифа, если не читали, советую ознакомиться, чтобы лучше понять суть сравнения в разборе. Не нужно воспринимать мифы буквально (че реально?), каждая история это аллегория, выраженная через более понятные для человека образы.

В фильме Кобб заражен идеей самоубийства и это и является в некоем роде аллегорией на миф о Минотавре. Он запирает свою жену в своем лабиринте подсознания. Считается, что Посейдон имеет отношение к сновидениям, вспомните начало фильма, Кобб просыпается где-то на берегу, вокруг него много воды, вода это символ гибкости и изменчивости, но при этом сохранения самой себя, своей сути, а не свойств.

Кобб просыпается  Начало (2010)
Кобб просыпается Начало (2010)

Как зародилась идея самоубийства в подсознании Кобба? Они с Мол заигрались со снами, в результате чего Мол, вернувшись в реальный мир, была убеждена, что они с Коббом должны убить себя, чтобы проснуться. В итоге, как мы знаем, она решила покончить с собой, спрыгнув с карниза на глазах Кобба. Среди миллиона возможных способов она умирает именно так, как умирает отец Тесея, Эгей.

Диалог Мол и Кобба Начало (2010)
Диалог Мол и Кобба Начало (2010)

Помните, что в мифе Эгей спрыгнул со скалы, в этом моменте Мол ни чем не отличается от Эгея, только вместо цвета паруса выступает волчок (тотем нереальности происходящего). Ведь, если подумать, то цвет паруса был лишь знаком, не показывающим истинное положение дел, если бы ему сказали, что паруса заменили, он понятное дело, прыгать бы не стал. Эгей покончил с собой из-за заблуждения, неправильной трактовки, не разобравшись в вопросе. А Мол настолько запуталась в волчке, что для нее даже реальность кажется сном, она не может это проверить.

Волчок Начало (2010)
Волчок Начало (2010)

Идея самоубийства это тот самый Минотавр, который требует жертв от тех, кто поселяет его в лабиринте своего подсознания, чтобы его одолеть нужно дойти до самого конца.

Волчок является основным предметом фильма. Это тотем веры. Если не знаешь что спишь — не можешь управлять сном. Мол как раз таки и внушила себе то, что мир, созданный во снах гораздо лучше, чем реальность. Грех перед Посейдоном, подмена дарованного быка на обычного, в данном случае попытка поменять правду на ложь, что в итоге послужило катализатором для рождения чудовища, в случае фильма — Идея, которая требует жертв.

Волчок Нчало (2010)
Волчок Нчало (2010)

В фильме Кобб, пытаясь искупить свою вину, запер ее у себя в подсознании, также и поступил Минос, построив лабиринт, в который запер чудовище и жену, в данном случае Мол является носителем Идеи, Минотавром.

Еще одна интересная пасхалка: в мифе о Минотавре должны были отправиться семь юношей и семь девушек, в фильме Кобб, зная об опасности, намерено пропустил в лабиринт подсознания всю команду, состоящую из семи человек. А клубок ниток, подаренный Ариадной Тесею, находит отражение в трубках, которые подключают блуждающие по лабиринтам снов.

Кобб подключается к извлекателю снов Начало (2010)
Кобб подключается к извлекателю снов Начало (2010)

Возможно получилось сумбурно, но я надеюсь, что суть вы уловили. Весь фильм можно интерпретировать по-разному. При каждом последующем просмотре замечаешь все более мелкие детали и складываешь воедино. Кстати, что вы можете сказать о концовке фильма, во сне остался Кобб или в реальности?

Оцени фильм
10
8
6
4
2
Не смотрел / Не смотрела

Платформа (2019)

Обложка фильма Платформа (2019)
Обложка фильма Платформа (2019)

Фильм просто до костей пронизан символизмом и архетипами, ну и конечно же библейскими отсылками (привет фанатам Снайдера). Некоторые умники даже увидели аллегорию на самоизоляцию (гы-гы), но нет, это слишком поверхностно, я копну глубже.

Но для начала немного об идеи фильма. Концепция заключается в том, что есть, грубо говоря, тюрьма «Яма», в которой 333 этажа, а на каждом из них располагаются по два человека, с двумя койками, раковиной и туалетом. По центру отверстие для трапезного стола, заполненного блюдами, которые «заключенные» выбрали в анкете на собеседовании в Яму. Стол едет с нулевого этажа на самый нижний. Поесть можно один раз в день и не трудно догадаться, что до нижних этажей не доходят даже стаканы с тарелками. С собой в Яму можно взять только один предмет, он может быть хоть чем, от книги до самозатачивающегося ножа. Кто-то попадает туда по собственному желанию, а кто-то мотает срок. Раз в месяц «жителям» Ямы выпадает рандомный номер этажа и сосед. еще важно отметить тот факт, что еду нельзя держать у себя (из-за этого датчики температуры шалят и ты можешь умереть либо от жара, либо от холода), все что проходит через твой этаж должно уйти вниз.

Конструкция Ямы Платформа (2019)
Конструкция Ямы Платформа (2019)

В фильме «Платформа» есть множество аллегорий и одна из них на капиталистическую классовость общества. Хоть в Яме нет миллиардеров, существуют графически изображенные версии классовых различий: богатые на верхних этажах и бедные на нижних. Яма сатиристически показывает отношение людей друг к другу, в условиях полной безнаказанности и неравенства. Это видно не вооруженным глазом. Неправильное распределение ресурсов обществом, есть такое выражение — с жиру беситься. Оно прекрасно описывает типичное поведение людей в Яме: ешь, что дают, думай только о себе, хватай пока карман не лопнет.

Но давайте обратимся к нашему главному герою (Горенг). Он в отличие от основных обитателей Ямы отправился туда для того, чтобы во-первых бросить и прочитать Дон Кихота, а во-вторых, чтобы получить сертификат на денежую сумму, в отличие от всего первого соседа Тримагаси, сучайно убившего по неострожности мигранта, Тримагаси, кстати, взял с собой самозатачивающийся нож. Побуждения Горенга и книга говорят нам о том, что он светлый и добрый человек, либо слабоумный (лол).

Главный герой держит книгу Дон Кихот Платформа (2019)
Главный герой держит книгу Дон Кихот Платформа (2019)

Люди называют Дон Кихотом того, кто решительно настроен изменить что-то, но делает это глупым и не практичным способом. В самой книге Дон Кихот, опьяненный рыцарскими романами, решил сам стать рыцарем, подражая известным воинам и храбрецам. В самом начале, оказавшись на 48 этаже, Горенг и его сосед мирно провели время вместе, потому что еды было вдоволь и воевать особого смысла не было. В один из первых дней к ним на столе приезжает азиатская девушка, которая ищет ребенка (не понятно ее он или нет), хотя в Яме (по указу администрации) не находятся люди младше 16-ти лет. Горенг также рассказывает о своих принципах и, рассуждая про жизнь на нижних этажах, говорит, что никогда бы не стал есть плоть другого человека. В таких условиях они смогли сдружиться, до того момента как спустя месяц они очутились на 171 этаже.

(После пробуждения) Это нехорошее место. Вы моложе и сильнее меня (обращаясь к Горенгу). Может завтра вы не нападете на меня, но со временем будете смотреть на меня иначе. Голод превращает нас в безумцев. В таких случаях или ешь сам, или съедят тебя.

Тримагаси, Преступник, убивший по неосторожности нелегального иммигранта.

Еды на данном этаже нет и истинкты берут свое, Горенг, как Дон Кихот, подражает Тримагаси (перенимая его видение мира: не съешь — съедят тебя, побеждает его, а потом в муках от голода, переступает через себя и свои убеждения, положив в рот кусочек Тримагаси. «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Шучу. Главенство инстинктов над нашим разумом. Голод действительно берет свое.

Следующий месяц Горенг проводит на 33 этаже, с женщиной (Имогуири), которая составляла анкету добровольца для главного героя.

Платформа (2019)
Платформа (2019)

Из диалогов мы узнаем, что система дала ей возможность выбрать соседа. Имогуири проявляет инициативу изменить систему Ямы, так как знает, что еды, приготовленной на нулевом этаже хватит на всех. Тут, возможно, отсылка к социализму и коммунизму, «Накормить всех, еды хватит на всех». Но эта идея разлетается вдребезги, когда Имогуири пытается вежливо донести ее мысль «соседям» снизу, простые обитатели Ямы не понимают ее благих намерений и раз за разом отвергают ее попытки достучаться до их умов. На помощь приходит Горен, который проявляю силу и грубость заставляет сокамерников снизу проявить снисходительность и приготовить по две порции для людей снизу. Но до верхних уровней все равно не достучаться. Нужны более радикальные меры.

Платформа (2019)
Платформа (2019)

Самоубийство Имогуири только подливает масло в огонь и Горенг загорается идеей воплотить идею Имогуири в жизнь. (опять параллель с Дон Кихотом — подражание)

Горенг вместе с Бахаратом, своим новым соседом на 7 этаже решают воплотить в жизнь идею о равенстве и попытаться пронести еду до самого последнего этажа. Горенг понимает, что без грубой силы и жесткости они не смогут пройти такой нелегкий путь.

Горенг и Бахарат спускаются  Платформа (2019)
Горенг и Бахарат спускаются Платформа (2019)

Решение отправить на верх блюдо панна-коту (довольно детское блюдо и беззаботное блюдо), как символ того, что у них получилось сломать систему, придуманную администрацией. Спускаясь по платформе вниз, не без помощи грубой силы, у них получается спуститься до последнего 333 этажа, где они находят ребенка, который является символом чистоты и безгрешности. Горенг из-за своей доброты решает накормить ребенка и отправить его по платформе вверх.

Самый нижний этаж Платформа (2019)
Самый нижний этаж Платформа (2019)

Кто знает, что это за место на самом нижнем этаже? Почему там так много пространства и неистово виден луч света, падающий на трапезный стол, словно символизируя надежду. В конце нам показывает стол с девочкой, летящей на нулевой этаж, тут многие воскликнули: как так, с такой скоростью платформы девочка впечатается в потолок (вот вам и послание), не спешите, скорее всего платформа плавно тормозит к концу маршрута. Нам не известно, повлиял ли знак в виде девочки, на судьбу Ямы.

Яму можно интерпретировать, как чистилище, через которое проходит главный герой, когда он доходит до цели через мучения, ярость, боль и отторжение, только тогда он становиться по настоящему свободным. Также этажи можно сравнить с разными кругами ада, где каждой заблудшей душе уготована разная учесть (неравенство).

Я думаю вы уже сами поняли какие библейские и не очень отсылки преподносит нам Платформа:

1) Всего этажей в Яме 333 (святая троица или число зверя)

2) 33 этаж, на котором зародилась светлая идея донести еду до нижних этажей (возраст Христа)

3) Перемещение между этажами (Реинкарнация, в этой жизни ты король, а в следующей будешь нищим)

Фильм получился сумбурным и насыщенным, с излишней жестокостью. С огромным количеством аллегорий, отсылок к Библии и современному обществу. Если вы искушенный зритель, то посмотреть точно стоит.

Оцени фильм?
10
8
6
4
2
Не смотрел / Не смотрела

Возможно у вас есть свои домыслы на тему данных фильмов, было бы интересно услышать ваше мнение в комментариях. Спасибо.

3.8K3.8K открытий
10 комментариев

Что за набеги вшей опять?

Ответить

Уж лучше такие статьи, чем стотысячный мемасик про Last of Ass.

Ответить

подмена более лучшего быка на более худшегоболее лучшегоДальше читать не смог - глаза лопнули. Пишу на ощупь.

Ответить

"Я не стал рассматривать сюжетную линию с ребенком, ибо ее слишком долго расписывать".  А ведь это цель их пути. И самый интересны\неопнятный момент

Ответить

В этой сюжетной линии довольно все запутано и я думаю нужно обладать более высоким навыком красноречия, чтобы грамотно изложить всю суть.
Момент действительно интересный, я вот только не понял как ребенок питался на нижнем этаже, но это уже придирки уровня киноляпов.

Ответить

н в отличие от основных обитателей Ямы отправился туда для того, чтобы во-первых бросить курить, а во-вторых прочитать Дон Кихота

СПОЙЛЕРЫ

А разве не для того, чтобы получить диплом, о чем говорится в самом начале, а Тамагаси еще сокрушается, что он там в 2 раза дольше, но ему никакого диплома не дадут? 

Ответить

Это да, скорее всего, потому что он преступник и попал туда не по своей воле 

Ответить